Экспериментирование в детском саду

Детское экспериментирование в детском саду: что это такое?

Подвижный и активный ребенок 4-5 лет в день задает порядка 400 вопросов. И далеко не на все вопросы можно ответить так, чтобы малыш понял. Для этого и существует детское экспериментирование в детском саду. Почему ветер дует? Отчего предметы падают вниз, а не вверх? Почему лед твердый, а вода – нет? На эти и другие вопросы можно ответить, а можно провести с ребенком опыт, в ходе которого он сам увидит закономерности своими глазами.

Чем полезно детское экспериментирование в детском саду? Во-первых, у детей появляется контакт с предметами, что позволяет понять их качества, свойства. Во-вторых, экспериментальная деятельность пробуждает еще большую любознательность, открывает для ребенка новый мир, полный чудес и загадок. В-третьих, у детей углубляются знания о природе – живой и неживой, они расширяют свой кругозор, учатся размышлять, наблюдать за явлениями, анализировать и делать выводы. И, конечно, детское экспериментирование в детском саду позволяет ребятам чувствовать, что они самостоятельно открыли какое-то явление, что, естественно, влияет на их самооценку.

Экспериментирование может быть демонстрационным и фронтальным.

  1. Демонстрационное наблюдение – это вид деятельности, при которой объект наблюдения один, он находится у педагога, который проводит и демонстрирует опыт детям. У этого вида есть свои плюсы и минусы, однако личная инициатива и вовлеченность детей сведена к минимуму. Только если малыш уже интересуется опытной деятельностью, он будет внимательно наблюдать за ходом эксперимента. В противном случае возможна пассивная реакция группы.
  2. Фронтальное наблюдение – вид деятельности, при которой есть несколько объектов, и они – в руках у детей. Конечно, этот вид экспериментирования больше подходит для того чтобы активизировать работу всех малышей, вызвать их интерес и любопытство. Однако следить за целой группой одному воспитателю бывает сложно: скорость работы у детей разная, есть риск несоблюдения правил безопасности и т.д. Поэтому лучше, если на фронтальном наблюдении будут присутствовать несколько педагогов.

Как оформить уголок экспериментирования в детском саду?

Вопрос не праздный, поскольку уголок должен быть оформлен в соответствии с правилами безопасности и, в то же время, вызывать интерес у детей. Итак, в своем уголке выделите место для:

  • Постоянной выставки. Здесь можно хранить редкие предметы (камни, раковины, кристаллы). Можно добавить лучшие поделки малышей.
  • Приборов. Исходя из плана вашей работы, здесь должны быть необходимые вещи (пипетки, банки, веревки, воронки, пластиковые бутылки и т.д.) для того чтобы обеспечить интересное и продуктивное экспериментирование в детском саду.
  • Схемы. Подготовьте памятки для ребят, чтобы они знали, с чем имеют дело (например, «Вода» о свойствах воды, «Воздух» и т.д.). Памятки должны быть красочными и понятными малышам.
  • Материалы (природные, неприродные, неструктурированые).
  • Место для проведения опытов.

Как подбирать опыты в соответствии с возрастом детей?

Не следует младшей группе давать сложные опыты с наличием стеклянных предметов, микроскопом и т.д. Познакомьте их с воздухом (опыты «Мы поймали воздух» с использованием шаров, «Я вижу воздух» с трубочкой и стаканом воды), ветром («Что такое ветер?»), магнитами, водой (опыт «Тонет — не тонет», «Меняет ли вода цвет?» с использованием красок). Помните, что детское экспериментирование в детском саду – это способ пробудить интерес к науке, поэтому от того, насколько яркими и интересными будут ваши опыты, зависит то, каким вырастет ребенок!

Статья для воспитателя: «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

Статья для воспитателя: «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

Статья для воспитателя детского сада.

«Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т е естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать и самовыражаться.

Экспериментирование – метод познания закономерностей и явлений окружающего мира, относится к познавательно – речевому развитию. Потребность ребёнка познавать каждый день заключается в тех новых впечатлениях, которые он может получать. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал, потому что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением и развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи). Словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки, свойства, явления или объекты природы (цвет, форма, величина: мнётся – ломается, высоко — низко – далеко, мягкий — твёрдый — тёплый и прочее).

Есть такая китайская пословица

– «Расскажи – и я забуду,

Покажи — и я запомню,

Дай попробовать — и я пойму»

Она чётко показывает, что по факту так и есть.

Можно очень многое рассказывать, кажущаяся ненужной и скучной информация забывается, но она скорее запомнится, если покажут что-то, когда рассказывают о чём-то, а еще лучше предложат самому попробовать.

Дети, по своей природе являются исследователями, они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир, потому что всё вокруг новое и интересное. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, через его действия, переживания, эксперименты, которые он проводит. Ребёнок изучает мир, как может и чем может: глазами, руками, носом, любыми доступными ощущениями. Можно заметить, как маленькие исследователи радуются, проводя ежедневные эксперименты; и как с возрастом этот интерес к исследованиям исчезает.

Задайте себе вопросы: «Почему так происходит? Кто в этом виноват?»

А это происходит из-за взрослых, которые часто говорят ребёнку, например: «Отойди от лужи, вымокнешь и испачкаешься! Не трогай песок, он грязный! Не бери снег в руки, он холодный! Не смотри по сторонам, споткнёшься!», и все эти фразы не лишены смысла.

Мы часто слышим их, как от родителей, так и от воспитателей, и естественно отбиваем интерес у ребёнка к исследованиям. Вспомните, как интересно взять снег в руки, попробовать, почему он такой (лепится – не лепится, что с ним происходит (почему тает); почему один песок пересыпается, а другой нет (сухой — мокрый) .

Когда мы раз за разом запрещаем ребенку что-то, проходит время и ему совершенно не интересно становится происходящее рядом, это не заслуживает его внимания. Например: «Почему с деревьев листья опадают? Откуда дождик берётся? Почему корабли не тонут?»

Для того, чтобы детки не теряли этот интерес к окружающему миру, важно вовремя поддерживать стремление исследовать, экспериментировать всегда и везде.

Задача воспитателя — не пресекать, а способствовать активному развитию экспериментальной и исследовательской деятельности.

Что же такое исследовательская деятельность?

Это особый вид интеллектуально — творческой деятельности на основе поисковой активности, которая направлена на постижение устройства вещей, связи между какими-то явлениями окружающего мира, их систематизацией.

Поисковая активность — это поведение, направленное на изменение ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определённого прогноза его результатов, но при постоянном учёте степени его эффективности.

Есть ещё одно определение, исследовательское поведение — это поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации от внешнего мира.

Исследовательская активность, это естественное состояние каждого ребёнка, потому что он настроен на познание мира, он хочет всё знать. Исследовать, открыть, изучить – для ребёнка это сделать шаг в неизвестное.

Познавательно — исследовательская деятельность зарождается у детей в самом раннем возрасте. Сначала она представляет собой простое экспериментирование (с вещами, погремушками, в ходе которого, например, возникает простейшее деление предметов: по цвету, форме, назначению.

В младшем дошкольном возрасте познавательно — исследовательская деятельность начинается через игру. Мы предлагаем детям пересыпать, переливать различные материалы и вещества. Знакомим со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла.

В старшем дошкольном возрасте в виде детского экспериментирования с прогнозами. Например: «Что произойдет с бутылкой воды в сугробе? Почему все грани кубика квадратные? Почему так называется? Почему пластилин прыгает? Каким станет зернышко через 10 дней?» — вопросы начинают задавать дети старшего возраста воспитателю, родителям, чтобы получить ответ и понять, почему это так. Взрослому нужно быть готовым дать ответы на эти вопросы и помочь детям, в их экспериментальной — исследовательской деятельности.

Значение исследовательской деятельности для детей можно разделить на 4 этапа.

1. Обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные функции, ребёнок начинает понимать и запоминать многое, и это у него откладывается в памяти естественно.

2. Развивается речь ребёнка, прежде чем что-то сказать, нужно сообразить, сформулировать, сделать.

3. Происходит накопление фонда умственных приёмов — операций, ребёнок при исследовании, при экспериментировании мыслит, он принимает какие- то решения, делает для себя какие-то заключения.

4. Формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать какие- либо предметы и явления для достижения определённого результата.

Это естественно для исследовательской деятельности и экспериментов, потому что ребёнок по большей части проводит все эти исследования самостоятельно, т. е. без участия взрослых. У детей развиваются творческие способности, возникает возможность думать, пробовать и самовыражаться проводя исследования и эксперименты. В процессе этой деятельности у детей идёт развитие познавательной активности, любознательности и постоянно возникает необходимость совершать операции, анализы, сравнения, обобщения, классификации.

Два вида экспериментальной деятельности.

Экспериментальная деятельность делится на два этапа.

Первый — когда активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребёнка.

Второй вид — когда ориентировочно — исследовательская деятельность организуется взрослыми.

Психолог — педагог Н. Н. Подьяков выделяет эти два вида поисковой деятельности у дошкольников и поясняет, что на первом этапе ребёнок бескорыстно пробует объект, ставит перед собой цель, ищет пути и способы её достижения. В этом случае ребёнок удовлетворяет свои потребности, интересы, свою волю. По второму виду этот педагог говорит что когда ориентировочно — исследовательская деятельность организуется взрослым, дети получают те результаты от экспериментов, которые им заранее определили, то есть если в первом случае ребёнок проводит исследование или эксперимент получает итог таким какой получается; то на втором этапе не может быть никакого другого итога, только который запланировали взрослые по данному эксперименту.

Модель исследовательских технологий.

1. Создаётся проблемная ситуация — почему и происходит исследовательская деятельность и эксперимент.

2. Выдвижение гипотез.

3. Подбор материала для проверки гипотез, предметов которые помогают в исследовании.

4. Проверка гипотез — что получилось при использовании материала.

5. Формулирование и оформление вывода.

Все этапы исследований мы должны озвучить и тогда ребёнок понимает, для чего организуется экспериментальное задание. Здесь, в модели исследовательских технологий возникает такое понятие как проблемная ситуация – при которой ребёнок решает для себя какие-то задачи, но ему не хватает данных и он сам их ищет.

Для создания этих проблемных ситуаций педагогу нужно использовать следующие методические приёмы:

— Подведение детей к противоречию и предложению самостоятельно найти способ его разрешения.

— Изложение разных точек зрения на один и тот же вопрос.

— Предложить детям рассмотреть явления с разных позиций.

— Побуждать детей к сравнению, к обобщению, к выводам.

— Постановка конкретных вопросов на обобщение и логику.

— Постановка проблемных задач, что это значит: это неопределённость вопроса, противоречивые данные, специально допущенные ошибки, ограничение времени выполнения эксперимента.

Если ребёнок — исследователь найдёт поддержку у воспитателя, (при своих исследованиях, и научится проводить эксперименты, выполняя различные действия, то предполагают, когда он вырастет, станет «Исследователь – взрослый». Малыш вырастет умным, наблюдательным, человеком, который может самостоятельно делать выводы, мыслит логически; человеком который всю свою жизнь будет находить в окружающем мире что-то интересное и необычное вокруг себя.

Хочется отметить такой момент: подвижный и активный ребёнок в возрасте 4-5 лет — живчик, (эти выводы сделали учёные) задаёт около 400 вопросов, это очень много и далеко не на все вопросы можно ответить так чтобы ребёнок их понял. Для этого (как говорят учёные) педагог должен проводить экспериментирование в детском саду, например: «Почему ветер дует?», «Отчего предметы падают вниз, а не вверх?», «Почему лёд твёрдый, а вода нет?». На эти и другие вопросы можно ответить, если провести опыт, в ходе которого ребёнок сам увидит закономерности, своими глазами.

Почему необходимо детское экспериментирование в ДОУ?

1. У детей появляется возможность контакта с предметами, что позволяет понять их качества, свойства (мягкое — твёрдое, горячее — холодное и т. д.)

2. Возникает экспериментальная деятельность, которая пробуждает любознательность.

3. У детей углубляются знания о природе — живой и неживой, в целом расширяется кругозор.

4. Дети учатся размышлять, анализировать, делать выводы.

Это очень важно и всё это вместе (все 4 этапа) приводят к тому, что ребёнок больше знает и умеет, увереннее себя чувствует, может разбираться во многом. Задача воспитателя развивать и поощрять экспериментирование детей.

Какие же есть эксперименты в детском саду?

— Демонстрационное наблюдение — объект наблюдения один, он находится у воспитателя, который проводит и демонстрирует его детям. У этого вида есть как плюсы, так и минусы: инициатива детей сведена к минимуму, всё делает воспитатель, дети только наблюдают за экспериментом. Дети, конечно, интересуются, очень оживлённо наблюдают, но здесь чаще всего возникает возможность пассивной реакции у детей. Детям самим хочется всё попробовать и это самый главный мотив эксперимента для них. Поэтому демонстрационное наблюдение, конечно используется в детском саду, но как правило его нужно использовать только тогда, когда есть опасность для детей (спички – огонь, почему возникает огонь и др.)

— Фронтальное наблюдение — есть несколько объектов и они в руках детей. Этот вид экспериментирования больше подходит для активизации детей, вызывает интерес, любопытство, но воспитателю сложно уследить за всеми детьми. Скорость работы на данном этапе у детей разная. Есть риск несоблюдения правил безопасности, поэтому лучше фронтальное наблюдение проводить с помощником воспитателя или с подгруппой детей.

Как можно оформить уголок экспериментирования в ДОУ?

Их много, но самые распространённые — это пять.

— Постоянная выставка: здесь можно хранить редкие предметы: камушки, ракушки, кристаллы, поделки детей из природного материала, материал для самостоятельных поделок.

— Приборы: здесь можно расположить: баночки, воронки, лупы, зеркала, верёвочки, бутылочки и ещё очень многое — всё интересное и продуктивное для экспериментирования.

— Схемы: памятки, алгоритмы, эксперименты в картинках — они должны быть красочными, понятными для детей.

— Материал природный и бросовый. (Высушенные листья, вата, перья, колбы, пипетки, мерные стаканчики)

— Место для проведения опытов — уголок, который будет предназначен для проведения опытов, дети должны знать, что это место для экспериментов.

Как подбирать опыты в соответствии с возрастом детей.

В младшем возрасте нужно проводить опыты, которые не опасны для детей, например: «Мы поймали воздух», с использованием шариков или полиэтиленовых небольших прозрачных пакетов; «Я вижу воздух», с трубочкой и стаканом воды; «Тонет — не тонет», с водой и мячом, колечком; «Вода меняет цвет», с использованием красок, и т. д. Эти опыты детям будут интересны, понятны и совершенно безопасны. Надо помнить, что эти опыты должны быть всегда яркими, интересными и самое главное, приносили детям пользу, обогащали их в плане развития, в получении информации.

Цель любого эксперимента — развитие познавательных интересов, потребностей, в самостоятельной поисковой деятельности, больше всего интерес к экспериментам возникает в старшем возрасте.

Задача, которая стоит перед воспитателем: учить детей видеть, выделять проблемы, ставить перед собой цели эксперимента, отбирать материал для самостоятельной деятельности, развивать настойчивость к доведению эксперимента до конца, решительность, целеустремлённость.

Опыты — наблюдения еще одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которые проводятся как в непосредственно образовательной, так и в самостоятельной деятельности, на прогулке. Интересно, детям проводить наблюдения за объектами живой природы (посадить семена цветов и наблюдать за ними, за их ростом, потом пересадить на огород). Дети любят наблюдать за животными, птицами, рыбками.

1. Физический – ребёнок учится управлять своим телом.

2. Природоведческий – дети знакомятся с реальным окружающим миром, со свойствами объектов, с причинно – следственными связями происходящими в мире.

3. Социальный — дети запоминают особенности каждого человека (профессии)

4. Познавательный – тренируют мыслительные процессы, осваивают разнообразные мыслительные операции.

5. Лингвистический – дети занимаются словотворчеством, обсуждают итоги эксперимента, играют в словесные игры, экспериментируют со словами.

6. Личностный – дети узнают свои личные возможности (что они умеют, способности одного ребёнка, а другого ребёнка они совершенно другие)

7. Волевой – дети могут сами влиять на других людей — на своих сверстников.

8. Поведенческий – дети моделируют своё поведение в различных жизненных ситуациях.

Детское экспериментирование тесно связано с развитием речи, которая развивается в детском возрасте очень быстро. Очень важны изобразительные навыки, чтобы зарегистрировать результат эксперимента. Чем глубже ребёнок изучает объект, тем точнее он его изобразит.

Классификация наблюдений и экспериментов.

1. По характеру объектов, используемых в экспериментах: опыты с растениями, с животными, с объектами не живой природы, а также с объектом, которым является сам человек.

2. По месту проведения опытов — в групповой комнате, на участке, у водоёма.

3. По количеству детей – группа 10 человек, более 10 человек, межгрупповые.

4. По причине их проведения — случайные, запланированные, поставленные на вопрос ребёнка.

5. По характеру включения в педагогический процесс — эпизодические, систематические.

6. По продолжительности — кратковременные от 5 до 15 мин, свыше 15 мин.

7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, циклические.

8. По месту в цикле: первичные, вторичные, заключительные, итоговые.

9. По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяют увидеть одно состояние объекта, одно явление, вне связей с какими- то объектами, сравнительные, обобщающие.

10. По характеру познавательной деятельности детей: иллюстрированные (детям всё известно, поисковые (не знают заранее объект; не знают, каков будет результат; решение экспериментальных задач).

11. По способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные.

Требования к экспериментам меняются в зависимости от характера наблюдений.

— случайные — подготовки не требуют;

— запланированные — начинаются с выбора объекта, постановки задач.

Воспитатель должен всегда поощрять детей, которые ищут собственные решения задачи, различные ходы, чтобы провести и закончить эксперимент, решить задачу, но не должен выпускать из поля своего зрения тех детей, кто работает медленно, нужно помочь, дать время.

После окончания эксперимента дети должны самостоятельно приводить в порядок рабочее место.

В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

Детское экспериментирование как метод развития познавательной активности дошкольника Слайд №2. Сегодня мы видим, что в системе ДО, при организации познавательной деятельности, сформировался еще один эффективный метод – метод.

Детское экспериментирование Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников — это необходимый метод для познания ребёнком окружающего мира. Ведь знания, почерпнутые.

Детское экспериментирование как метод обучения Исследуем свойства воды. Горяча-холодная вода. В детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать,.

Детское экспериментирование как средство познания мира неживой природы Особенностью умственного развития ребенка дошкольного возраста является преобладания образных форм познания: восприятия, образного мышления,.

Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мираБушуева Светлана Николаевна МКДОУ «Детский сад №9», Курганская область, город.

Консультация для родителей «Детское экспериментирование дома» «Детское экспериментирование дома». На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой дея-тельностью, огромное значение в развитии.

Детское экспериментирование как метод обучения Экспериментирование выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Главное достоинство применения метода.

План по самообразованию «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира» Цель : Создание условий для формирования основ целостной картины окружающего мира. Задачи : -Формировать у детей мышление,фантазию,воображение.

Занятие-эксперимент как метод познания окружающего мира Это всё – эксперименты – Интересные моменты! Всё, всё, всё хотим узнать! Нужно всё зарисовать Как наш опыт получился, Сколько времени он.

Знакомство детей 4–5 лет со свойствами материалов рукотворного мира посредством детского экспериментирования Выдержка из ФГОС ДО: психолого-педагогические условия реализации образовательной программы (пункт 3.2.5.). Условия, необходимые для создания.

Готовое оформление для рефератов, папок-передвижек

Макет «Лес. Дикие животные»

Дерево «Времена года»

Лэпбук по экологии

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ! Воспитателю, педагогу, учителю — МААМ.ру:

Конкурсы и дипломы, учебные планы и программы, конспекты, игры.

«Свидетельство о портфолио» — сразу. Свой сайт — бесплатно.

Нажмите здесь и зарегистрируйтесь сейчас!

Редакция: РФ, Волгоград, ул.Мира, д.11, кв.36 | Учредитель, издатель: Фонов Д.В. Редактор: Вовченко Е.А.

ISSN 2587-9545 зарегистрировано в Национальном Агентстве ISSN Российской Федерации

Эл № ФС77-57008 свидетельство о регистрации СМИ | 6+ | МААМ 2010 — 2017

Экспериментирование — ведущий вид деятельности в детском саду

Экспериментирование — ведущий вид деятельности в детском саду

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка. Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании, в изготовлении моделей.

Следует отметить, что в возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно.

После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление – превращается в игру, второе – в осознанное экспериментирование.

Таким образом, для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности

Роль развития опытно — экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста очень велика. Детское экспериментирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных способностей детей.

Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Для успешного развития необходимо уделять больше внимание на создания условий, активности самих детей.

Дошкольники учатся во время эксперимента ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы. Большую радость, удивление дети испытывают от своих маленьких открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

o Как я это делаю?

o Почему я это делаю именно так, а не иначе?

o Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

При проведении опытов работа чаще всего осуществляется по этапам: выслушав и выполнив одно задание, ребята получают следующее. Однако благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент и затем следить за ходом его выполнения. Уровень самостоятельности детей повышается.

В детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными. Несложные опыты могут быть использованы в играх детей; они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде, включаться в занятия.

С малышами можно проводить игры с водой: «Водичка-водичка», «Кто живёт в воде?», «Сказка о том,как радуга в воде купалась», «Мыльные пузыри» и др.

Игры с песком: «Песочные человечки», «Маленький художник», «Лепим куличики», «Пускаем кораблики».

Игры с камешками: «Сказка о камешках», «Брызгалки».

В средней группе работа ведется с небольшими усложнениями, дети более осознанно относятся к проведению игр-опытов: со снегом, льдом, деревом, камнями.

Поскольку сложность экспериментов возрастает и самостоятельность детей повышается, необходимо еще больше внимания уделять соблюдению правил безопасности. В этом возрасте дети довольно хорошо запоминают инструкции, понимают их смысл, но из-за несформированности произвольного внимания часто забывают об указаниях и могут травмировать себя или товарищей. Таким образом, предоставляя детям самостоятельность, воспитатель должен очень внимательно следить за ходом работы и за соблюдением правил безопасности, постоянно напоминать о наиболее сложных моментах эксперимента.

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. С детьми можно проводить следующие опыты и эксперименты: Экспериментирование с песком, глиной (Уточнить представления о свойствах песка и глины.)

Опыты с водой (Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло).

Экспериментирование с воздухом (Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха). Наблюдение за жизнью растений, животных Что выделяет растение? Почему цветы осенью вянут? Могут ли животные жить в земле?

Экспериментирование с предметами (Мир бумаги, путешествие в мир стеклянных предметов, легкая пластмасса, как достать скрепку из воды, не замочив рук и др.)

В младшей группе необходимо оборудовать мини – лабораторию для проведения исследований: специальная посуда, простые приборы, объекты живой и неживой природы, тазы с песком и водой, емкости с сыпучими продуктами и т. д.

В старшей группе этого возраста формируются уголки экспериментирования. Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования, распределяются по разным разделам, которые расположены в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.

В уголке экспериментирования желательно иметь разное оборудование:

Приборы – помощники: увеличительные стекла;

Разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы;

Природный материал; Разные виды бумаги;

Красители: пищевые и непищевые; Медицинские материалы;

В процессе экспериментирования идет развитие всех психических процессов. Он воспроизводит в речи все увиденное, формулирует обнаруженные закономерности, делает выводы.

Поэтому важно включать экспериментирование в различные виды деятельности: в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей.

Опытно – экспериментальная деятельность детей должна соответствовать возрасту и возможностям детей. Например: (Изучая свойства песка, малыши делают вывод, что сухой песок светлого цвета, сыпучий, из него нельзя слепить куличик. Мокрый песок темный, из него легко лепить, но невозможно сделать рисунок, так как он не сыплется. Наблюдая за ветром, дети приходят к выводу, что при наличии ветра лопасти бумажных вертушек и султанчики вращаются медленно или с ускорением. Знакомясь со свойствами бумаги и ткани, ребята замечают, что бумага рвется. В зависимости от толщины ее можно мять, она намокает в воде. Ткань состоит из ниток, мнется, ее легко стирать, гладить)

Очень интересны и увлекательны опыты с воздухом, так как он не видим. Детишки с удовольствием запускают воздушного змея, чтобы увидеть порывы ветра, движение воздушных масс. Набирают в полиэтиленовые мешки воздух и замечают, что они становятся плотными, упругими. Дуют через трубочку на поверхность воды, при этом образуются волны и пузыри. А если через трубочку подуть на небольшой предмет, то он начнет двигаться. Очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И всё это – в непринуждённой и увлекательной атмосфере игры. Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. И, что особенно важно, играя, он учится. Очень важно поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов.

Я уверена, что систематические игры – экспериментирования, занятия с опытами во всех видах и формах — являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

Выступление–презентация из опыта работы на тему «Экспериментирование с предметами» Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Экспериментальная деятельность в детском саду Современные дети живут эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от ребёнка требуется не только владение знаниями,.

№ 322401-016-015 от 4 января 2015

Готовое оформление для рефератов, папок-передвижек

Макет «Лес. Дикие животные»

Дерево «Времена года»

Лэпбук по экологии

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ! Воспитателю, педагогу, учителю — МААМ.ру:

Конкурсы и дипломы, учебные планы и программы, конспекты, игры.

«Свидетельство о портфолио» — сразу. Свой сайт — бесплатно.

Нажмите здесь и зарегистрируйтесь сейчас!

Редакция: РФ, Волгоград, ул.Мира, д.11, кв.36 | Учредитель, издатель: Фонов Д.В. Редактор: Вовченко Е.А.

ISSN 2587-9545 зарегистрировано в Национальном Агентстве ISSN Российской Федерации

Эл № ФС77-57008 свидетельство о регистрации СМИ | 6+ | МААМ 2010 — 2017

Источники:
Детское экспериментирование в детском саду что это такое
Подвижный и активный ребенок 4-5 лет в день задает порядка 400 вопросов. И далеко не на все вопросы можно ответить так, чтобы малыш понял. Для этого и существует детское экспериментирование в детском саду. Почему ветер дует? Отчего предметы падают вниз, а не вверх? Почему лед твердый, а вода – нет? На эти и другие вопросы можно ответить, а можно провести с ребенком опыт, в ходе которого он сам увидит закономерности своими глазами.
http://fb.ru/article/129519/detskoe-eksperimentirovanie-v-detskom-sadu-chto-eto-takoe
Статья для воспитателя «Детское экспериментирование как метод познания мира
Статья для воспитателя: «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»
http://www.maam.ru/detskijsad/statja-dlja-vospitatelja-detskoe-yeksperimentirovanie-kak-metod-poznanija-mira-vidy-detskogo-yeksperimentirovanija.html
Экспериментирование в детском саду
Экспериментирование — ведущий вид деятельности в детском саду
http://www.maam.ru/detskijsad/yeksperimentirovanie-veduschii-vid-dejatelnosti-v-detskom-sadu.html

COMMENTS