Если учитель не прав

Если учитель не прав

Данный сайт посвящён проблемам адаптации в Москве иногородних. Приглашаем к сотрудничеству сетевые ресурсы и авторов статей аналогичной тематики.
Наши партнёры

Выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение будет отправлено администратору.

Совершенно очевидно, что право на образование гарантировано далеко не каждому ребёнку. И всё-таки одной из целей развития нашего тысячелетия является «обеспечение к 2015 г. того, везде все дети, мальчики и девочки, могли пройти полный курс начальной школы» и имели «равный доступ к образованию на всех уровнях».

Бедные, безнадзорные и работающие дети не должны подвергаться дискриминации в вопросах получения доступа к образованию.

Образование — это единственный путь помочь этим детям выбраться из замкнутого круга нищеты, борьбы за выживание на улице, рабского труда и невежества. Одной из проблем, причиняющих наибольшее беспокойство родителям, является проблема образования детей. Решая, какое образование лучше дать ребёнку, Вы должны в первую очередь учитывать его коэффициент интеллектуальности. Конечно, другие факторы тоже важны: качество преподавания в школе, заинтересованность родителей в хорошей успеваемости ребёнка, готовность ребёнка много трудиться, его усердие и трудоспособность.

На примере отдельно взятых ситуаций, встречающихся на практике в жизни учащихся, Вашему вниманию предлагается ряд рекомендаций по защите прав несовершеннолетних детей в школе.

Каждый имеет право на образование – эти слова из Конституции известны всем. И в Конституции, и в Законе «Об образовании» говорится о том, что школьное образование является бесплатным. Это значит, что если ты учишься не в частной, а в обычной школе, то ты имеешь полное право не сдавать никаких денег.

Вносить ли деньги в фонд школы или класса, на новые компьютеры или ремонт крыши, на охрану или учебные пособия – это может решить только твоя семья. Школа не имеет права приказывать тебе и твоим родителям сдавать деньги. Она может только об этом просить. А вы решаете – пойти на встречу просьбе школы или нет.

Если в ответ на то, что ты не сдал деньги, школа начинает тебя преследовать – в этом случае можно говорить о нарушении твоего права на образование. Свои права ты можешь защищать. Ты можешь обратиться с жалобой к школьному начальству, и это, скорее всего, поможет. Школе запрещено вымогать деньги у учеников, а скандалы никому не нужны.

Школа несёт ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебного процесса. Если ученик освобождён врачом от физических нагрузок и об этом имеется справка, то учителю, в частности – физкультуры можно объяснить, что бегать и прыгать после операции – опасно для твоего здоровья. Если такая «физкультура» нанесёт вред твоему здоровью, то учитель получит все шансы пойти под суд. Если учитель всё-таки не внял голосу разума, обратись за помощью к классному руководителю и завучу. Твоя «двойка» должна быть отменена, и в будущем таких случаев повторяться не должно. Если не помогают устные обращения – пиши заявление директору школы с требованием провести по этому факту дисциплинарное расследование.

В каждой школе есть учебный план. В нём записано, какие предметы изучает ваш класс и сколько на эти предметы уделяется времени. Все дополнительные занятия, такие как кружки или факультативы, могут быть только добровольными. Если в учебном плане нет «геометрии в задачах» как обязательного предмета, вы можете на этот спецкурс не ходить. Никто не может заставить вас посещать дополнительные занятия.

Что касается использования знаний, полученных на спецкурсе, при сдаче экзамена по основному предмету, например, геометрии – это только пойдёт вам на пользу. Любой преподаватель высоко оценит ученика, который имеет дополнительные знания. Но при этом на уроке геометрии вам должны дать все необходимые знания для того, чтобы вы смогли успешно сдать экзамен по этому предмету. Если вы опасаетесь, что это не будет выполнено, обсудите ситуацию с завучем школы.

Это означает, что школа не имела права приказывать девушкам 9-11 классов брать тряпки в руки и отправляться вытирать лужи в школьных коридорах. Обратите внимание на жёсткую формулировку закона «Об образовании». Школа должна получить не только согласие самих учеников на помощь школе своим трудом, но и согласие их родителей. Если следовать букве закона, то даже если бы сами ученики стояли с тряпками в руках и умоляли бы разрешить им спасать школу, то директор не смог бы им этого позволить, пока они не принесут письменное согласие родителей.

Как же поступать школе в этих условиях? Если школе действительно требуется экстренная помощь, то, конечно же, она обратится к ученикам. Но это должна быть именно просьба, а не приказ. Школьники вправе самостоятельно решить, откликнуться на просьбу школы или нет.

При этом школа должна учитывать, что даже если ребёнок трудится на благо школы по своему собственному желанию, родители могут быть с этим не согласны. В этом случае у родителей будут все основания жаловаться на школу или даже подать в суд. Поэтому школе полезно заранее, не дожидаясь потопа, выяснить позицию родителей по вопросу привлечения их детей к труду. Это относится не только к экстренным случаям, но и к обычным дежурствам, генеральным уборкам и прочим «трудовым десантам».

Каждый человек имеет равные права, независимо от того, принадлежит он к мужскому или женскому полу. Это называется гендерным равенством. Если человека ограничивают в правах и возможностях по половому признаку, то это ни что иное, как дискриминация. Международным правом и российским законодательством дискриминация категорически запрещена.

Школа не может налагать больше обязанностей на девочек, чем на мальчиков. В нашей истории это произошло, когда девочкам было приказано мыть полы, а мальчиков отпустили домой. Собственно, почему не наоборот? Мальчиков нельзя принуждать к труду, а девочек – можно? Это и есть типичный пример нарушения гендерного равенства.

Как было бы лучше поступить школе? Очень просто – не делить старшеклассников на юношей и девушек, а обратиться за помощью ко всем ребятам.

Каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания. Это означает, что каждый имеет право сам решать, верить в Бога или нет, и какую религию выбрать. Каждый имеет право не только верить или не верить, но и поступать так, как диктуют ему вера или убеждения.

Представим, что среди учеников есть не только православные, но и мусульмане, буддисты или последователи других религий. Посещение православного монастыря может противоречить их религиозным убеждениям. Нужно учитывать, что по разным причинам не все могут открыто сказать о своих религиозных убеждениях и чувствах. Более того, школа не имеет права принуждать учеников заявлять о своей принадлежности к той или иной религии – это личное дело каждого. Поэтому школе необходимо отказаться от проведения мероприятий, имеющих религиозную окраску.

Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» гласит: «Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих».

Школа не может проводить никаких мероприятий, связанных с религией, тем более собирать пожертвования на нужды религиозных общин или вовлекать учеников в религиозные обряды, т.к. этим нарушается норма Закона о светском характере образования.

В свою очередь, ученики имеют полное право отказаться участвовать в мероприятиях, имеющих отношение к религии. В случае, если подростков пытаются привлечь к этим мероприятиям принудительно, то следует подать письменную жалобу директору школы.

Юридическая ответственность, в том числе и уголовная, по определению является индивидуальной, а не коллективной. Поэтому ни возбудить уголовное дело, ни подать гражданский иск на группу граждан, например на школьный класс, невозможно. Привлекать к ответственности можно только каждого в отдельности, но не коллектив школьников.

Характерно, что, понимая бесперспективность «возбуждения уголовного дела в отношении класса», педагоги ставят вопрос о сборе с ребят денег, т.е. пытаются решить проблему не правовым способом. Понятно, что подобные поборы незаконны. И последнее – в данном случае школьники, бездоказательно обвинённые в краже, и их родители могут ставить вопрос о возмещении причинённого им морального вреда.

Статья 37 Конституции России гласит: «Принудительный труд запрещён». Статья 50 Закона «Об образовании» запрещает привлекать учеников к труду, не предусмотренному образовательной программой, без согласия их родителей и их самих.

Это означает, что школа не может приказывать ученикам участвовать в дежурстве. Если школа принуждает ученика дежурить, то он может обжаловать действия школы. Для начала можно обратиться к директору с письменной жалобой на действия классного руководителя, который заставляет вас заступать на «пост номер один». Если директор откажется освободить вас от дежурств – пишите жалобу в управление образования и органы по защите прав ребёнка. Если и это не поможет, ваши родители могут подать на школу в суд.

А что делать, если обязанность дежурить записана в Уставе школы? Во-первых, прочитайте этот устав и убедитесь, что такая норма там действительно есть. Очень вероятно, что её там не окажется. Но в любом случае помните, что устав школы не может противоречить закону и Конституции. Если противоречие есть, то нужно руководствоваться не уставом (или приказом директора, или неким положением), а именно Конституцией и законом.

У проблемы дежурств есть и другая сторона – попытка наделить дежурных полицейскими, властными функциями. Мы считаем это недопустимым. Нельзя возлагать на учеников административные обязанности: дети не могут отвечать за поддержание дисциплины и порядка просто потому, что они дети. Этим могут заниматься только специально подготовленные взрослые, например, педагоги или милиционеры. Если ребёнок-дежурный всерьёз займётся наведением порядка, это может привести к ещё большему беспорядку. Во-первых, никто не гарантирует, что ретивый дежурный не перегнёт палку, а во-вторых, что на его слова и действия правильно отреагируют. Школа не должна провоцировать ситуации, ведущие к конфликтам между учениками.

Так нужны ли в школе дежурства? На наш взгляд, дежурства – это не священная корова, которую нужно сохранить во что бы то ни стало. «Посты» в коридорах и другие явно абсурдные традиции мы бы посоветовали убрать. Но есть проблемы самообслуживания, которые так или иначе нужно решать. Например, понятно, что очень трудно накормить учеников в школьной столовой за 15-минутную перемену, если за 10 минут до конца урока в ней не появятся дежурные. Искать решение этих проблем нужно вместе с учениками, при этом необходимо руководствоваться принципом добровольности. О практике отстранения учеников от уроков

Казалось бы, всем ясно, что учитель не имеет права не пускать ученика на урок или выгонять его из класса. Но почему-то такие случаи происходят снова и снова.

У учителя нет права произвольно решать: пускать или не пускать ученика на урок. Если ученик пришёл в нетрезвом виде или начал громить школьную мебель – тогда учитель обязан реагировать: вызывать администрацию школы, милицию и других специалистов, которые из рук в руки примут ученика у педагога и продолжат с ним работать. Но когда поведение школьника не представляет никакой опасности, учитель обязан пустить его в класс.

Ученица пела на перемене, учительнице что-то послышалось, и она обиделась. И что, если у учителя – конфликт с учеником, то он может его не учить? Извините, это его обязанность, работа, за которую ему платит деньги государство.

Ученик опоздал. Накажите его за опоздание. Как наказать? Почитайте устав вашей школы, и увидите, какие меры наказания разрешены в вашем учебном заведении. Но на урок Вы обязаны его пустить. Нет такого наказания – отстранение от урока, и быть не может.

Как поступать ученику, если его по той или иной причине не пустили на урок или выгнали с урока? Напишите жалобу директору школы. Если после этого ситуация не изменится, подайте жалобу в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования.

Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» даёт ученикам право ходатайствовать перед администрацией школы о проведении дисциплинарного расследования по фактам нарушения прав ребёнка. Ученик может подать директору школы заявление примерно такого содержания:

16 октября 2003 года учитель физики Иванов Иван Иванович отстранил меня от занятий по своему предмету. Поводом к отстранению стало то, что учителя не устроил мой внешний вид. В связи с этим, к настоящему времени я лишён возможности проходить обучение по предмету «физика» в течении 10 дней. Считаю, что, вследствие действий Иванова И.И., нарушено моё право на образование (статья 43 Конституции России), право на уважение человеческого достоинства (статья 50 закона «Об образовании»), а также положение Конвенции о правах ребёнка (статья 3): «Во всех действиях в отношении детей… первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка». По моему мнению, Иванов И.И. также нарушил Устав школы и превысил свои полномочия, поскольку Уставом школы не предусмотрена такая мера наказания, как отстранение от уроков.

На основании статьи 9 Закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», прошу Вас провести дисциплинарное расследование по фактам нарушения Ивановым И.И. моих прав. В состав комиссии по проведению дисциплинарного расследования прошу включить выборных представителей обучающихся: Ершова Петра (11-б класс), Карасёва Сергея (11-а класс), Лещёва Тимофея (5-г класс).

Прошу Вас проинформировать меня о результатах дисциплинарного расследования и принятых мерах. В случае несогласия с Вашим решением, оставляю за собой право обратиться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы (статья 9 Закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»). Также прошу Вас отдать распоряжение Иванову И.И. о допуске меня к урокам физики.

Это заявление необходимо зарегистрировать в приёмной директора. Желательно прийти со вторым экземпляром и добиться, чтобы секретарь директора поставил на Вашем экземпляре свою роспись, дату приёма заявления и регистрационный номер. На следующий день зайдите к секретарю и попросите показать, какую резолюцию директор поставил на Вашем заявлении. Далее – отслеживайте ситуацию в зависимости от обстановки.

Разбирательства учителя с учеником в присутствии всего класса являются оскорбительными и недопустимыми. Они нарушают основной принцип Конвенции о правах ребёнка: «Во всех действиях в отношении детей, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка» (статья 3).

Такие «судилища» также входят в противоречие с правом обучающихся на уважение своего человеческого достоинства, которое закреплено в Законе «Об образовании» (статья 50, пункт 4). Публичные проработки наносят детям огромный моральный ущерб. Применение таких методов воспитания может привести к судебному разбирательству родителей с педагогами.

А если при Вас прорабатывают Вашего одноклассника, и Вам это неприятно? Сообщите об этом учителю – это очень важно. Просто поднимите руку и скажите: «Марья Ивановна, разрешите мне не присутствовать при Вашем разговоре с Петровым. А когда Вы закончите, я вернусь в класс».

Источник:
Если учитель не прав
Данный сайт посвящён проблемам адаптации в Москве иногородних. Приглашаем к сотрудничеству сетевые ресурсы и авторов статей аналогичной тематики. Наши партнёры Выделите ошибку мышью и нажмите
http://www.nemoskvichi.ru/st23.php#comment-1690

Если учитель не прав

    Ура! Спешим поделится отличной новостью — стали известны даты «Журналистского пленэра — 2018». Смена в этом году пройдет с 24 по 31 июля в Завьяловском районе. Но, прежде чем собирать чемоданы, не забудьте, что необходимо подать заявку на участие и прислать ее нам вместе со всеми необходимыми согласиями и оплатой на почту sami@gazetasami.ru.

    В 14:00 в редакцию «САМИ» придет Татьяна Гладкова, журналист портала «Амител»💻 Сейчас интернет служит важнейшим источником информации, поэтому Татьяна поделится с юнкорами секретами работы журналиста в сети🌐 И, конечно же, мы обсудим подкасты «САМИ». Читать далее >

    Педагог БГДЮЦ Андрей Ильчук стал победителем в конкурсе «Сердце отдаю детям»

    Детско-юношеская газета «САМИ» поздравляет Андрея Ильчука с победой в краевом конкурсе педагогов доп.образования «Сердце отдаю детям», посвященном 100-летию системы доп.образования в России! Гордимся тем, что работаем в коллективе победителей! Убеждены, что побеждать – это как раз то, чему Андрей Александрович учит и, следовательно, владеет этим искусством в полной мере! Читать далее >

    «Ответ эксперта»: Как потратить последние недели до экзаменов: расслабиться или, наоборот, насесть на учебники?

    Как потратить последниие недели до экзаменов: расслабиться или, наоборот, насесть на учебники? Анна Капустина и Виктория Татьянина узнали у экспертов. Читать далее >

    Одной из традиционных для «Сами» формой работы являются пресс-конференции с журналистами, которые делятся с младшими коллегами секретами мастерства. Татьяна Ветрова, редактор радиостанции «Катунь FM». Так как самисты только учатся делать подкасты, Татьяна Ветрова разберет наши работы. Она расскажет, каким должен быть подкаст, что хорошо, а над чем еще предстоит работать. Читать далее >

    Подкаст «Сами» — Есть ли разница между реальным и виртуальным общением в 2018? (ЧАСТЬ 1)

    В преддверии Всемирного дня электросвязи и информационного общества выходит наш новый подкаст. За микрофоном Максим Рязанов, юнкоры Надя Королькова, Даша Князева, Миша Дверников, Аня Капустина, Лиза Сидорова, писатель Елена Ожич и психолог Людмила Слободчикова. Это первая часть подкаста. Вторую ждите в следующий вторник. Читать далее >

    Положение о краевом конкурсе юных журналистов «Акулята»

    Алтайское отделение Союза Журналистов России и Алтайское отделение Общероссийской детской общественной организации «Лига юных журналистов» (редакция газеты «Сами») проводят конкурс для юных журналистов края «Акулята». Победители конкурса будут награждены путевками в Артек на Международный юношеский медиафорум. Читать далее >

    Интерактивная карта улиц Барнаула, названных в честь героев Великой Отечественной войны

    В преддверии Дня Победы редакция газеты «Сами» сделала интерактивную карту. На ней отмечены улицы Барнаула, названные в честь героев Великой Отечественной войны. Читать далее >

    Весь март в Алтайском государственном театре музыкальной комедии проходила акция «Звездный час». Перед каждым детским спектаклем юные зрители сами становятся артистами, участвуя в импровизированном мини-концерте. Наша редакция проникла за кулисы и узнала, кто делает детям праздник. Читать далее >

    В четверг в 16:00 в редакции «Сами» встреча с Валентиной Дмитриевной Мансуровой. Валентина Дмитриевна — единственный на Алтае журналист-профессор,доктор философских наук и кандидат филологических наук. Валентина Дмитриевна стала тем человеком, который взял на себя непростую ношу – открытие в АГУ специальности «журналистика». Читать далее >

    Подкаст «Сами» — Солидарность учителей и учеников: миф или реальность?

    Сегодня Всемирный день солидарности трудящихся. А для подростка главный труд — обучение. В редакции «Сами» Максим Рязанов, юнкоры Миша Дверников и Катя Карзова, а также учителя Елена Никитенко, Алексей Курило и Дмитрий Оскорбин обсудили проблемы современной школы, ее плюсы и минусы, а также какие перемены должны произойти в современном образовании.

    «Никогда не считал себя театралом», – так начал рассказ о себе Виктор Николаевич Сотников — человек, через объектив которого люди видят великолепие сценографии, костюмов и красоту человеческих эмоций. В ГМИЛИКА состоялось открытие его персональной выставки «Театр как дар судьбы», в которую вошли фотографии актеров и их образов в сценическом пространстве театра драмы. Читать далее >

    В редакции газеты «САМИ» прошла очередная веб-конференция с Ириной Демидовой. Ира сейчас живет в Санкт-Петербурге, работает медиа-педагогом в петербургской «Школе-парке» и ДДТ «Олимп». Ирина Демидова самист с 11 летним стажем, работала педагогом в «САМИ», любит путешествовать, у нее можно узнать все не только про педагогику и журналистику, но и про страны Европы. Читать далее >

    Источник:
    Если учитель не прав
    Барнаульская детско-юношеская газета «САМИ»
    http://gazetasami.ru/quest_week.htm

    Оскорбление учителя может стать уголовно наказуемым деянием

    Оскорбление учителя может стать уголовно наказуемым деянием

    Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Виктор Шудегов («Справедливая Россия») готовит законопроект о внесении изменений в ФЗ «Об образовании в РФ» в части, касающейся статуса педагогического работника. Своими поправками законодатель предлагает ввести для школьных учителей стимулы для продолжения работы в школе, например, право на отпуск до года с оплатой половины суммы заработной платы при условии, если человек отработал педагогом 10 лет подряд. Кроме этого, парламентарий предлагает и меры по повышению защищенности педагогов, в том числе от оскорблений их чести и достоинства.

    В частности, предлагается установить запреты для учащихся и их родителей на определенные формы поведения в отношении учителей. Например, «оскорбления, насмешки, упреки в некомпетентности, поучения, формирование негативного отношения в среде учителей и родителей и так далее». Применение насилия в отношении педработника, а также его публичное оскорбление при исполнении им профессиональных обязанностей предлагается приравнять к применению силы или оскорблению в отношении представителя власти.

    Изменения Виктор Шудегов предполагает внести в ч. 2 ст. 47 ФЗ «Об образовании в РФ» и привязать их к определенной статье Уголовного кодекса.

    — Мы наблюдаем изменение настроений в молодежной среде — подростки стали особенно агрессивными. Я считаю, что государство должно защищать безопасность педагогов, как это происходит в отношении работников правоохранительных органов, потому что педагоги тоже несут важную для страны и общества службу, — заявил Виктор Шудегов.

    Согласно законодательству, оскорбление представителей власти является уголовно наказуемым в соответствии со ст. 319 УК РФ. Наказание по ней подразумевает штраф, а также обязательные и исправительные работы на срок от 6 месяцев до 1 года.

    Также Виктор Шудегов добавил, что если ответственность для взрослых можно привязать к действующей статье УК РФ, то ответственность несовершеннолетних подростков может варьироваться от выговора до исключения из школы.

    Президент межрегиональной ассоциации учителей географии России Александр Лобжанидзе надеется на как можно более скорое введение ответственности за оскорбление учителей.

    — Наши учителя представляют собой самый незащищенный слой государственных работников. Проявляя строгость к ученикам, они берут на себя определенную ответственность, что отслеживается и обществом, и родителями, и коллегами, и педсоветом. И обычно суды по обвинениям, выдвинутым в их адрес, выигрывает истец. Однако сами они никак не защищены от грубых оскорблений, — сказал он.

    По словам специалиста по уголовному праву, председателя Московской коллегии адвокатов Андрея Князева, сегодняшнее законодательство действительно не дает учителям никакой дополнительной защиты.

    — Никаких преференций в вопросах защиты по статусу у педагогов нет, а вину их обидчиков не усугубляет то, что в качестве потерпевшего выступает педагог. За оскорбление и причинение вреда педагогу назначается наказание в соответствии с общегражданскими законами, — отметил адвокат.

    Источник:
    Оскорбление учителя может стать уголовно наказуемым деянием
    В Госдуме разрабатывается законопроект о введении уголовной ответственности за насмешки и оскорбления педагогов в школе
    http://izvestia.ru/news/573068

    Юридическая консультация в Беларуси

    Трудовой кодекс в любом случае будет главным. И все же не секрет: «свой устав» имеют не только монастыри. Ведь у каждой организации есть полное право самостоятельно определять собственные правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, штатные расписания, график работы и сменности, графики отпусков, а руководство той же организации может издавать приказы или распоряжения. Причем здесь нанимателю предоставляется значительная свобода. Однако с весьма существенной оговоркой: она должна соответствовать законодательству. Иначе говоря, устанавливать «правила игры» исключительно по собственному мнению ни один наниматель не может.

    Руководитель закон не отменяет

    В Беларуси существуют Типовые правила внутреннего трудового распорядка, этот документ регулирует общие вопросы приема и увольнений, права-обязанности работника и нанимателя, определяет рабочее время и его использование, систему поощрений и ответственности за нарушение трудовой дисциплины. Однако при этом понятно: предусмотреть какие-то одинаковые для всех рамки здесь невозможно. Определить, кто, когда, как и что должен делать, можно только «на месте». Поэтому вполне логично, что окончательное право разработки правил остается за нанимателями. И вместе с тем, в этом случае следует сказать о двух существенных условиях. Во-первых, правила внутреннего трудового распорядка должны согласовываться с профкомом. А, во-вторых, те же правила не должны ухудшать положение работника по сравнению с «общим» законодательством. В противном случае все решения руководства не имеют никакой юридической силы.

    – Похожая ситуация и с должностными инструкциями, при их разработке организации имеют право использовать свои подходы, – рассказывает заведующий отделом правовой защиты – главный правовой инспектор труда Центрального комитета Белорусского профсоюза работников образования и науки Лариса Манюк. – Однако должностные инструкции также необходимо согласовывать с профкомом, и к тому же должностные инструкции должны соответствовать квалификационным справочникам. А если наниматель хочет определить работнику некие дополнительные, не установленные по специальности, обязанности, то от того же работника нужно получить согласие и предусмотреть ему дополнительную оплату.

    Главное – личные часы

    Между тем практика свидетельствует: по поводу внутренних «правил игры» в тех же учреждениях образования есть много вопросов. Вот один из наиболее спорных моментов. Как известно, учителям установлена сокращенная продолжительность рабочей недели – не более 36 часов. Означает ли это, что именно столько времени должен проводить в школе педагог, «нагрузка» которого в неделю составляет, скажем, только 24 часа?

    – Нужно иметь в виду, что режим работы организации далеко не всегда совпадает с режимом работы отдельных сотрудников, и учителя должны появляться на своем месте только по расписанию своих уроков, графиков организационно-воспитательной работы и часов дополнительного контроля, – подчеркивает Лариса Манюк. – Поэтому, когда нагрузка учителя составляет 24 часа, то именно столько времени он и обязан находиться в школе. Ведь не лишним заметить: у педработников почасовая оплата, и если педработник имеет нагрузку 24 часа, то он получит деньги только за это время.

    Такое же правило распространяется и на каникулы. Во время их учитель работает ровно столько, сколько предусматривает объем его педагогической работы. Причем в каникулярный период наниматель имеет право издать приказ и скорректировать график выходов. Скажем, приказом можно предусмотреть, что учитель с 24-часовой нагрузкой должен находиться на своем месте по 8 часов 3 дня в неделю. Только с подобным приказом того же учителя необходимо обязательно ознакомить.

    – Наиболее пикантный момент – суббота, – продолжает Лариса Манюк. – Часто случается, что свои часы до нее учитель уже отработал, но именно в этот день проводится важное культурное мероприятие или спортивное состязание. В таком случае выход только один: наниматель должен издать приказ на привлечение к работе в выходной день, ознакомить с этим приказом работника, а также определить меры поощрения – отгулом или двойной оплатой.

    Урок не для совещания

    Очень похожий рисунок с так называемым методическим днем. Если в этот день наставник «часов» не имеет, то и на рабочем месте он появляться не должен. Однако независимо от собственного расписания тот же учитель обязан присутствовать на заседаниях методических объединений.

    – Бывает, что на свободный от педагогической нагрузки день приходится педсовет, – рассказывает Лариса Манюк. – И тут возникает трудноразрешимая ситуация: с одной стороны, учитель появляться в школе не обязан, а с другой – проигнорировать педсовет он не может. Поэтому в этом случае руководство организации должно найти компромисс. И лучший вариант – провести педсовет во время каникул.

    К слову, то же руководство должно относиться осторожно и к такому моменту, как совещания. Проводить их в рабочее время учителям категорически запрещается. Как запрещается и отвлекать учителя во время уроков для выполнения определенных «срочных» поручений.

    «Форточка» – то же свободное время

    Как свидетельствует практика, трактовка рабочего времени бывает разной. И иногда даже немного «нестандартной». Скажем, есть случаи, когда в период «форточки» учителю запрещают писать в школе учебные планы или проверять тетради – мол, это нужно делать дома.

    – Проверять тетради и писать планы нельзя непосредственно на уроке, а вот запретить делать это во время перерывов между занятиями никто не может, – отмечает Лариса Манюк. – «Форточки» никак не оплачиваются и по своей сути это – личное время учителя, который может во время паузы почитать книгу, погулять по парку или даже сходить в магазин.

    Где взять деньги на ремонты?

    Традиционная «летняя» тема – ремонты. Должны ли делать их учителя?

    – Мы неоднократно говорили и должны повториться: 20-я статья Трудового кодекса запрещает привлечение к работам, не обусловленным трудовым договором, а предусмотреть в трудовом договоре учителя ремонты, а тем более окрашивание, нельзя, – отмечает Лариса Манюк. – В правилах внутреннего трудового распорядка или в должностных инструкциях можно сделать запись об участии в мелком ремонте во время каникул только обслуживающего персонала. И то только с согласия этих работников и за дополнительную плату.

    Не менее «острый» момент – и поиск средств на материалы для ремонта. Не секрет, что во многих учебных заведениях достаточные средства на эти цели не предусматриваются. С учетом этого, насколько выглядит правомочным устное распоряжение купить ту же краску учителям?

    – Лично я хорошо понимаю руководителей, такие распоряжения действительно даются не от хорошей жизни: средств на ремонт нет, а в августе обязательно придет комиссия – чтобы проверить готовность школы к новому учебному году, – замечает Лариса Манюк. – Однако в этой ситуации лучше искать варианты, скажем, обращаться к предприятиям или организациям региона, спонсорам. Ведь укреплять материально-техническую базу учебных заведений за счет учителей запрещается. И речь не только о «прямом» сборе денег – кроме того, нельзя использовать средства материальной помощи, надбавочного и премиального фонда. Причем определить подобное использование довольно просто: достаточно сравнить летние матпомощь, надбавку и премии завуча, заведующего хозяйством, председателя профкома с несколькими другими работниками школы.

    Кто заплатит за сопровождение?

    Реалией последнего времени стало закрытие малокомплектных школ. Выход из этой ситуации известен – детей из небольших деревень подвозят в крупные населенные пункты. Причем детей должны всегда сопровождать учителя. На каких условиях?

    – Подобное явление сравнительно новое и, к сожалению, сегодня условиями оплаты труда оно не регулируется, – констатирует Лариса Манюк. – Наш профсоюз уже поставил этот вопрос перед Министерством образования и, надо полагать, проблема будет решена. Однако пока руководителям учебных заведений можно разве что посоветовать поощрять учителей за сопровождение надбавками и премиями.

    За отказ не наказывают

    Намного более «старое» явление – дежурство учителей на дискотеках. Должны ли делать это учителя, тем более что часто сами дискотеки проводятся не в школе?

    – Заставить учителя дежурить на дискотеке нельзя, и если делать это учитель откажется, то привлечь его к ответственности невозможно – дежурство НЕ соотносится ни с рабочими обязанностями, ни с требованиями безопасности, – отмечает Лариса Манюк. – Однако известно: прийти на дискотеки, где присутствуют их ученики, многие учителя не отказываются. И это не запрещается, однако при определенных условиях: руководитель должен издать соответствующий приказ, получить от учителя согласие, а плюс ко всему определить меры поощрения – скажем, надбавками или премиями.

    Как решить проблемы?

    Случаи нарушения законодательства, «произвольные» правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, приказы и распоряжения встречаются во всех областях, и образование здесь не является исключением. Что же до выхода, то он также общий – обращаться за помощью. Причем, прежде всего, в профсоюз.

    Сергей ГРИБ, газета «Звязда», 13 июля 2010 года.

    Источник:
    Юридическая консультация в Беларуси
    Трудовой кодекс в любом случае будет главным. И все же не секрет: «свой устав» имеют не только монастыри. Ведь у каждой организации есть полное право самостоятельно определять собственные правила
    http://www.bel-jurist.com/page/techer-privileges

    COMMENTS