Формы щитов

Основные правила геральдики — элементы герба

  1. Малый герб состоит только из щита с гербом

  • Средний герб изображается в сопровождении шлема с навершием и намета

  • Большой герб включает в себя все геральдические атрибуты — шлем и нашлемник, намёт, щитодержателей, мантию, корону и девиз
  • Все основные элементы большого герба содержит представленный здесь герб князей Барклай-де-Толли-Веймарн: щит, шлем с нашлемником, щитодержатели, девиз, основание, мантия, княжеская корона. Рассмотрим подробнее каждый из этих элементов.

    Поскольку герб в основе своей есть атрибут рыцарства, геральдический щит – прежде всего щит конного рыцаря, и его форма изменялась вместе с развитием военного искусства.

    Вот как говорит об этом П. фон Винклер в своей книге Оружие (С.-Петербург, 1894 г.) В истории развития оружейного дела Европы нет ни одного периода, который бы имел большее значение, чем период Х и XI столетия.

    Еще в IX столетии норманны были в Андалузии, высаживались на африканский берег, проходили через Италию, вынесли из этих походов необыкновенную военную опытность и под огнем и мечом не упустили из виду ничего, что было для них нового и полезного у других народов. Таким образом, они сделали значительные преобразования в военном деле, преобразования, которые стали основным положением для всех средних веков и которые своей организацией с наступательной тактикой соответствовали феодальному строю, элементы для этих преобразований они большей частью заимствовали у восточных народов.

    На обоях Байо, изображающих картины завоевания Англии, с первого взгляда заметно в вооружении влияние востока, хотя дальнейшее развитие, нельзя не признать, совершается согласно своеобразным национальным верованиям. Там мы впервые находим рядом с древним пилумом острый шлем с характерным наносником, плотно облегающий панцирь, но, в то же время, замечаем, что нормандец, равно как и саксонец, удерживает употребление своего большого национального щита с длинным мечом.

    Древний гобелен из Байо свиток длиной 73 метра, выполненный способом аппликации – стал для историков ценным источником информации о норманнах. На гобелене можно видеть, что англосаксы, как и их противники, вооружены большими вытянутыми щитами, специально разработанными для защиты как можно большей площади тела.В этот период и в следующие столетия воины сражались преимущественно пешими, а вытянутые по росту щиты обеспечивали хорошую защиту от лучников. Однако конница приобретает все большее значение.

    Первоначально форма геральдических щитов повторяла форму боевых, реально существующих, и менялась вместе с развитием оружия. Но со временем в геральдике произошел отход от классических (правдоподобных) форм. Широкие возможности для фантазии художников открыло появление bouche — круглого выреза с правой стороны щита, служившего опорой для копья.

    Можно выделить по крайней мере девять основных форм геральдических щитов: варяжский, испанский, итальянский, французский, английский, византийский, немецкий, ромбический, квадратный. Самым удобным с точки зрения свободного места является французский щит, предоставляющий, по сравнению со щитами более сложных форм, максимальную площадь для заполнения. Этот щит уже давно применяется в геральдике как основной. Он представляет собой прямоугольник с основанием, равным 8/9 высоты, с выступающим в средней нижней части остриём и закруглёнными нижними углами.

    Чтобы точно определить, в какой части щита расположен тот или иной объект, следует различать следующие точки или области щита, показанные на рисунке (об этом снова пойдёт речь в главе «Негеральдические фигуры»).

    A — Dexter side — декстер, или геральдически правая сторона щита.

    B — Sinister side — синистер, или геральдически левая сторона щита.

    C — Chief — глава.

    D — Base — основание или оконечность.

    E — Dexter chief — геральдически правый верхний угол.

    F — Sinister chief — геральдически левый верхний угол.

    G — Middle chief — средняя часть главы.

    H — Dexter base — геральдически правый нижний угол.

    I — Sinister base — геральдически левый нижний угол.

    K — Middle base — средняя часть основания.

    L — Honour point — почётная часть.

    M — Fess point — центр.

    N — Nombril of Navel point — середина щита.

    В большинстве случаев щит бывает разделён на несколько частей, каждая из которых называется полем. Это деление образуется раскраской щита несколькими тинктурами, вследствие чего и образуются геральдические фигуры — почётные и второстепенные.

    Основных делений четыре: рассечение, пересечение, скошение справа и скошение слева.

    Эти деления могут сочетаться разнообразными способами. Вот основные варианты:

    Но деление может быть произведено не прямыми, а ломаными или кривыми линиями — зубцами, остриями, волнами и так далее. Тогда оно называется второстепенным. Этот способ применяется не только к собственно делению, но и к почётным фигурам, края которых могут быть оформлены таким образом.

    В западной геральдике используются специальные формулировки, когда поле щита разделяется по линии (контуру) почётных геральдических фигур, к которым относятся «глава», «основание», «пояс», «столб», «перевязь»,»стропило» и «крест» (подробнее об этих фигурах будет рассказано позже).

    1. первый щит разделён по линии «перевязи» (per fess)

  • второй щит разделен по линии «столба» (per pale)

  • третий — по линии «перевязи» (per bend)

  • четвёртый — по линии «креста» (quarterli)

  • пятый — по линии «андреевского креста» (per saltire)

  • шестой — по линии «стропила» (per chevron)

  • седьмой щит разделён клиньями, второстепенными геральдическими фигурами, и называется клинчатым (gyronny)
  • Каждая часть щита, полученная главным делением, может быть, в свою очередь, снова разделена, образуя также второстепенные деления.

    Прибалтийские средневековые гербы

    Шлем помещается над щитом.

    Форма геральдического шлема менялась со временем, в зависимости от моды и усовершенствования доспехов. Постепенно были выработаны правила, по которым шлем изображался в соответствии с титулом, достоинством или званием владельца герба. Вот как эта система выглядит в английской геральдике.

    Золотой шлем с решётчатым забралом, повёрнутый прямо — для гербов суверенов и принцев королевской крови. Серебряный шлем с золотым решётчатым забралом, повёрнутый геральдически вправо — для пэров. Серебряный шлем с поднятым забралом, повёрнутый прямо — для баронетов и рыцарей. Серебряный турнирный шлем, повёрнутый геральдически вправо — для эсквайров и джентльменов.

    Многочастный герб князей Барклай-де-Толли-Веймарн сложился в процессе слияния нескольких знатных родов, имеющих свои собственные гербы. Составной частью этих гербов были и клейноды, в определённых случаях также передающиеся по наследству, вот почему на гербе пять шлемов с разными навершиями. Легко определить, какой части щита соответствует каждое из них (добавим, что в данном случае центральный шлем, в отличие от остальных четырёх, увенчан княжеской короной, соответствующей титулу обладателя герба).

    Навершие укрепляется на шлеме обычно вместе с бурлетом. Само навершие представляет собой повторение главной фигуры герба, но часто может быть отдельным, самостоятельным знаком.

    Многие старинные гербы не имеют навершия, так как они были утверждены до того, как навершия вошли в моду.

    Очень часто корона не является знаком королевского или княжеского достоинства, а выполняет чисто декоративную функцию. Эта геральдическая корона, или диадема, помещается на шлем в качестве нашлемника, поддерживает само навершие вместо бурлета, или вместе с ним, располагаясь сверху.

    Поверхность намёта окрашена главным цветом герба, а изнанка — главным металлом герба. Мантия Мантия (mantling, lambrequin) — традиционная часть парадного облачения монарха. В геральдике этот атрибут суверенитета присутствует в гербах монархов и суверенов, а также представителей высшей аристократии. На геральдическую мантию можно смотреть как на предмет одежды, но, вероятно, и как на напоминание о шатре, в котором рыцарь отдыхал и переодевался во время турнира, и о палатках, в которых крестоносцы укрывали от непогоды оружие и доспехи во время военных походов.

    «Gott mit uns» — германский императорский государственный девиз аналогичного содержания.

    «Deu protege la France» — старый французский девиз «Бог хранит Францию».

    На современном французском гербе начертаны слова «Liberte, Egalite, Fraternite» — «Свобода, равенство, братство».

    «Treu auf Tod und Leben» — девиз немецких графов Тотлебенов,

    в котором обыгрывается их фамилия — «Верю в смерть и в жизнь».

    «Labore et Zelo» — латинский девиз графов Аракчеевых — «Трудом и усердием».

    «Semper immota fides» — девиз графов Воронцовых — «Верность всегда непоколебимая».

    «Deus conservat omnia» — девиз графов Шереметевых — «Бог сохраняет всё».

    «Честь и верность» — девиз светлейших князей Варшавских, графов Паскевичей-Эриванских.

    Девизная лента всегда расположена внизу герба, под основанием или на его фоне (кроме шотландской геральдики, в которой девиз помещается над навершием).

    Смотри также:

    Web дизайн и создание сайтов Пользовательское соглашение

    Формы гербов. Геральдический щит. Составные части герба

    С самого появления геральдики формы гербов были важнейшей частью всей гербовой композиции. Они менялись в зависимости от культуры и национальности владельца.

    С точки зрения геральдики, формы гербов — это формы геральдического щита. Этот элемент является основой любого рисунка, принимавшегося в качестве символа влиятельными семействами и государствами. В средневековой Европе от формы гербов также зависели гербовые фигуры, расположенные не нем.

    В рыцарскую эпоху самым популярным был треугольный щит. Именно он стал предвестником всей классической геральдики. Со временем стали появляться другие конфигурации, которые все больше зависели от фантазии и вымысла художника. Первые же гербы лишь копировали свои формы у настоящих щитов, которые, в свою очередь, менялись вместе с развитием средневекового оружия.

    Когда настоящие очертания начали уступать вымыслам художников, геральдические книги стали пестрить огромным количеством вариаций. Поскольку речь шла уже о символе, каждый владелец собственного герба старался получить уникальную комбинацию элементов и формы. Из-за этого зародились даже национальные школы со своими шаблонами и традициями.

    В современной геральдике выделены классические щиты. Всего их девять: варяжский, итальянский, испанский, французский, византийский, английский, ромбический, немецкий и квадратный. Такие формы гербов пользовались наибольшей популярностью. Некоторые из них назывались согласно национальной традиции, хотя на самом деле они также имели и геометрические аналоги. Геральдический щит в форме треугольника назывался варяжским, овала – итальянским, закругленного внизу квадрата – испанским.

    Существовали и более замысловатые фигуры, но они встречались гораздо реже. Правая и левая стороны герба определяются с точки зрения человека, который держит щит, а не со стороны зрителя. Это одно из самых главных правил в геральдике, которое часто не знают новички.

    Самым распространенным был французский герб. Его форма соответствовала четырехугольнику с заострением внизу. Такие гербы пользовались особенной популярностью и в России. Символы с этими очертаниями брали себе знаменитые дворянские роды и губернские города XIX века. Современная форма российского герба также выполнена во французской традиции.

    Чем можно объяснить такую популярность? Форма герба России (то есть французская) предоставляет максимум свободного места для геральдических фигур на рисунке. Такой щит наиболее практичен с точки зрения художника. На французском гербе можно изобразить самую сложную и оригинальную композицию.

    Самым сложным был немецкий щит. В его форме с краю была выемка. Эта геральдическая традиция зародилась как перерисовка настоящего немецкого щита. Он также называется тарчем. Его использовали западноевропейские рыцари XIII–XVI вв. Тарч появлялся даже в русских дружинах. Выемка в нем нужна была для того, чтобы зафиксировать копье, которым можно было бы сразить неприятеля. Гербы рыцарей Германии особенно часто включали в себя эту художественную особенность формы.

    Тарчи распространились по всей Европе в XIII веке. Их могли делать из доступной породы дерева. Этот материал был гораздо доступнее железа. Для большей защищенности тарч обтягивали мехом. Поэтому в геральдике на рисунке часто имитируется кожа животных. Описание герба не могло обойтись без упоминания о том материале, из которого сделан щит. Эта особенность подчеркивала принадлежность владельца к тому или иному роду. Богатые рыцарские семейства могли позволить себе железо, соответственно, оно изображалось на их символе.

    Чтобы понять, как составить герб своей семьи, необходимо знать не только формы щитов, но и другие геральдические художественные особенности. Одной из них является традиция делить фигуры на несколько частей. Художники используют рассечение, пересечение, а также диагональные линии. Они позволяют разделить геральдический щит так, чтобы на нем присутствовало сразу несколько цветов. Разнообразная палитра является одним из самых популярных геральдических инструментов, необходимых для придания рисунку уникальности и узнаваемости.

    С помощью диагональных линий можно отсечь и подчеркнуть значимость определенной части щита. Например, так отделяют главу или вершину герба. Если диагональная полоса пересекает весь щит, то такой прием называется перевязью.

    Другой важной геральдической фигурой является крест. Гербы рыцарей часто включали в себя изображение этого символа. Логично предположить, что в Европе крест был главным знаком христианства, благодаря чему его так часто использовали. Впрочем, со временем этот геральдический символ получил второе дыхание. Его стали изображать без оглядки на первоначальное христианское значение. Универсальность креста может легко подтвердить вся человеческая история. Такие рисунки использовались задолго до зарождения геральдики. Например, у язычников крест был синонимом поклонения солнцу.

    Если на гербе соединить две перевязи, то получится знакомый россиянам символ флота. Это так называемый Андреевский крест, который также можно встретить на флаге Шотландии и во многих других геральдических композициях. Другие виды этого распространенного символа могут иметь замысловатые укорачивания или прочие декоративные продолжения (округления, зазубрины и т. д.).

    Помимо рассечений и креста, в геральдике существует еще несколько распространенных геральдических фигур, рисовавшихся на щите. В этот список можно отнести: квадрат, кайму, треугольник, острие, прямоугольник, круг, ромб, веретено и т. д. Описание герба обязательно содержит в себе упоминание о нарисованных фигурах. В позднем Средневековье появилась традиция изображать геометрические элементы в углах щита. Это «вольная часть» — распространенный геральдический прием.

    Кроме того, основной щит, который образует всю форму герба, может иметь внутри себя щит поменьше. Такая рекурсия была нормой для геральдики. С помощью щитков подчеркивалось рыцарское происхождение владельца герба.

    Есть еще одна большая группа составных частей герба. Эти фигуры также называются негеральдическими. Они подразделяются на три вида: искусственные, естественные и легендарные. Как правило, самым узнаваемым элементом герба становится уникальный рисунок. Поэтому рыцари (а потом и города) старались изобразить на своем щите что-то редкое и оригинальное.

    К естественным фигурам относятся рисунки животных и птиц. Обладатели гербов подбирали их согласно фауне родных краев. Кроме того, правила геральдики совсем не запрещали изображение рек, гор – в общем, всего того, что создала природа. Искусственные фигуры представляют собой рисунки оружия и доспехов. Особенно популярны они были у рыцарей и воинов, которые таким образом подчеркивали свою любовь к военному ремеслу.

    Наконец, самой любопытной и неординарной группой можно назвать легендарные фигуры. Это рисунки вымышленных существ, популярных в геральдике. Даже самые ревностные христиане могли изобразить на своем гербе кентавров, грифонов и других персонажей античной мифологии. Самым известным в этом ряду является, наверное, фигура двуглавого орла. Эта мифическая птица была изображена на гербе Византийской империи. Оттуда вместе с православием и другими греческими реалиями она перешла на Русь. Первым двуглавого орла в качестве собственного символа в Москве начал использовать Иван III в XV веке.

    Важной частью любого герба во все времена был девиз. В качестве него использовали короткую запоминающуюся фразу, которая становилась символом рода, города или государства. Из геральдики девизы перекочевали в военное дело и бытовую жизнь.

    Вне зависимости от того, какой была форма герба семьи, он обязательно имел специальную ленту внизу. На ней и писался девиз. В католических странах использовались латинские крылатые выражения. Популярностью пользовались цитаты из Библии или других античных писаний. Лента и надпись на ней копировали цвет металлов герба.

    В особенно пышных гербах (как правило, королевских или княжеских) часто использовался такой геральдический элемент, как щитодержатель. Он дополнял основную композицию. Щит находится в центре, а щитодержатели изображаются по краям. Поначалу в их качестве использовали людские фигуры. Эта традиция появилась благодаря рыцарским турнирам, на которых всегда присутствовали помощники воинов, державшие их фамильный щит.

    Однако со временем эти фигуры стали заменяться мифологическими существами и зверьми. Такой прием позволял дополнительно украсить геральдическую композицию. Чтобы знать, как составить герб, надо в точности представлять, кого можно изображать в качестве щитодержателей, а кого – нет. В любом символическом рисунке они олицетворяли стойкость и силу своего владельца. Поэтому в качестве щитодержателей часто изображали могучих существ: львов, орлов, великанов и т. д. К их подбору всегда относились очень тщательно.

    Бывают случаи, что щитодержатели отличаются друг от друга. Так, например, обстоит дело с гербом Великобритании. На нем справа нарисован величественный коронованный лев, а слева – мифический серебристый единорог. У христианских рыцарей в средние века была популярна фигура ангела как небесного заступника и покровителя. Поэтому перед боем воин обязательно совершал молитву, при этом держа при себе щит. Для многих суеверных владельцев гербов их рисунок был счастливым талисманом на поле брани. Разбить свой щит с геральдическим изображением считалось несчастливой приметой.

    Источники:
    Основные правила геральдики — элементы герба
    Основные элементы большого герба содержит герб князей Барклай-де-Толли-Веймарн: щит, шлем с нашлемником, щитодержатели, девиз, основание, мантия, княжеская корона.
    http://rosdesign.com/design_materials2/heraldus_6.htm
    Формы гербов
    В геральдике существует девять общепринятых форм гербов. Кроме того, гербовые щиты украшаются множеством фигур и декоративных элементов.
    http://fb.ru/article/237697/formyi-gerbov-geraldicheskiy-schit-sostavnyie-chasti-gerba

    COMMENTS