Как читать ноты для пианино

Как научиться играть на пианино по нотам

Пианино – очень благородный музыкальный инструмент, игра на котором не теряет своей популярности уже несколько столетий. Естественно, научиться душевно исполнять мелодию на этом инструменте вполне по силам каждому. Главное – безудержное желание, терпение, и, конечно же, регулярная практика.

Каждая клавиша любимого музыкального инструмента обозначает отдельную ноту. Принято, что ноты идут в такой очереди: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До (второй октавы).

Первая нота До в нотной записи фиксируется на дополнительной линейке, Ре – под первой линейкой, Ми – на первой линейке, Фа – между первой и второй линейкой, дальше все по таком же алгоритме.

Но для того, чтобы освоить игру на пианино по нотам, мало знать название самих нотных единиц, здесь потребуется хорошая музыкальная грамота. И мы вам в этом поможем.

Конечно же, игра на любом из музыкальных инструментов не будет возможной, если вы не знакомы с нотным станом и, собственно, нотами.

Читать нотный стан принято снизу-вверх.

Вне зависимости, на котором из инструментов вы мечтаете научиться играть, нотный стан немыслим без скрипичного ключа – замысловатого символа в крайней левой области нотного стана, что указывает на регистр, в котором вы будете играть, а именно – высокий. Сюда относятся такие музыкальные инструменты, как скрипка, труба и т.д. Чудная форма музыкального символа произошла от декоративной рукописной надписи литеры «G» латиницей.

Также пять заветных параллелей сопровождает басовый ключ – он указывает на регистр нижний, соответственно, применяется для создания мелодии на тромбоне, тубе, бас-гитаре. Он имеет вид большой запятой с двумя вертикальными точками с правой стороны.

Этот символ состоит из отдельных элементов. В зависимости от мелодии, каждая нотная единица может иметь в своей собственности одну, две или все три части: головку, штиль и флажок.

Нотная головка, а точнее – линейка или промежуток, где она находится, – говорит о ноте, которую необходимо играть. Эта составляющая ноты может быть заполненной или пустой.

Штиль – вертикальная линия, прикреплена справа к нотной головке, и смотрит кверху, если нота размещается в нижней половине нотного стана, и крепится слева от овала ноты и смотрит в нижнюю часть стана, если нотный знак располагается выше средней линии нотного стана.

Флажок пишется как изогнутый знак, прикрепленный справа к кончику штиля. В целом, все элементы ноты указывают на ее продолжительность.

Наверное, каждый, кому удавалось видеть нотный стан, заметили линии, которые перпендикулярно перечеркивают все параллели нотного стана через некое расстояние. Эти прямые черты называются тактовыми чертами, и не имеют влияния на звучание мелодии, они помогают ориентироваться в музыке.

Такты имеют одинаковый набор долей, которые определяют ритм песни. Метр вы также уловите инстинктивно: наверное, не один раз вы замечали «дышь – тс – дышь – тс» в треках на дискотеке. Это и есть метр мелодии.

Ритм, как и, собственно, метр указывается перед нотами посредством дроби. Числитель указывает, какое число долей насчитывается в такте, а знаменатель расскажет вам, сколько длится любая из этих долей.

На этом шаге мы сядем за пианино и научимся разбираться в клавишах. Итак, вы видите перед собой белые и черные клавиши.

Черные клавиши размещены то по две, то по три в каждой группе. После пары черных клавиш следует трио черных клавиш, затем опять пара, и снова трио, и так по всем пианино.

Следующая клавиша – нота Ре, и так все ноты по последовательности.

Когда вы дошли до клавиши, которая играет ноту Си, следующая клавиша – опять нота До, но уже второй октавы.

В целом, каждое пианино может иметь от 4 до 7 октав, перед которыми идет большая октава и малая октава. Сколько бы октав в музыкальном инструменте не было, первая октава всегда будет находиться посредине. Чем больше октава, тем выше звук.

Просуммировав выложенное, у вас может появиться впечатление, будто музыка – это нечто, сложнее квантовой физики. Но правду говорят: тот, кто хочет видеть результат своего труда немедленно, должен идти в сапожники. А мы пытаемся приобщиться к высокому искусству, поэтому здесь без тренировок и практики никак. Каждый день дарите несколько своих минут любимому фортепиано, проговаривайте название ноты, одновременно нажимая клавишу. Сначала изучите ноты первой октавы, а затем приступайте к остальным.

Источник:
Как научиться играть на пианино по нотам
Пошаговая инструкция по навыках определения нот и игры на пианино.
http://evrikak.ru/info/kak-nauchitsya-igrat-na-pianino-po-notam/

Как читать ноты для пианино

Теория музыки для начинающих. Учим ноты

Тем не менее, простые ответы на эти и другие вопросы очень нужны всем. Но все сразу охватить невозожно. Поэтому начнем мы с простого. Выучим ноты.

Как учить ноты, мало кто знает. Их учат в музыкальной школе, в возрасте 5-и, 7-и, в крайнем случае 10-и лет. Те, кто их выучил, уже давно забыл, КАК он их учил. В следующий раз с проблемой выучивания нот музыкант может столкнуться уже только в консерватории, когда придется читать симфонические партитуры. В результате образуется «каста» людей, которые их знают, а научить товарищей не могут. А между тем, ноты учатся легко и быстро. Можно легко управиться за неделю.

Нот всего семь: до, ре, ми, фа, соль, ля и си. Почему их семь и почему ни обычно перечисляются именно в таком порядке — этот разговор пока оставим до следующего раза. Ведь если мы учим алфавит русского языка, мы же не спрашиваем, почему там всего 33 буквы? а в английском — 26?

Впрочем, почему именно в таком порядке — скажу. Ноты рисуются на линейках и между линейками. Более низкие ноты располагаются ниже, более высокие — выше. До, ре, ми, фа, соль, ля, си — это своего рода шкала высоты звука, состоящая из семи делений. После си — снова идет до, ре, ми и т.д.:

Впрочем, это вероятно, вы и так уже знаете.

Как все-таки запомнить, где на нотоносце располагается та или иная нота? Смотрим на картинку.

В первую очередь надо запомнить ноты на крайних линейках. Это ноты ми и фа. Затем учим ноты на трх средних линейках: соль, си, ре. Затем — ноты между линейками: фа, ля, до, ми. Затем запоминаем, что под нижней линейкой располагается нота ре, а над верхней — нота соль. После этого начинаем учить добавочные линейки. Первая добавочная снизу — нота до, первая добавочная сверху — нота ля.

Почему ноты располагаются именно так? Почему, скажем, ноту до не нарисовать бы на самой нижней линейке (или еще в каком-нибудь другом месте)? Это определяет ключ (он нарисован слева). В данном случае ключ называется «ключом соль» и рисуется на той линейке, где будет нота соль. В данном случае — на второй линейке. Ключ соль, к слову сказать, — это как бы видоизмененная буква S (от итальянского названия ноты sol). Скрипичный ключ — это ключ соль, нарисованный на второй линейке снизу. Ключи соль на других линейках в настоящее время практически не используются.

Еще в музыке используются ключ фа и ключ до. Они выглядят так:

Еще на этой картинке нарисована нота ля первой октавы в каждом из этих ключей. Ля первой октавы — это звук, на который настраиваются камертоны. Его частота 440 Герц.

Что такое октава — пока не будем рассуждать, этот вопрос мы оставим до разговора о ладах и строе. Пока что обратите внимание, что скрипичный ключ предназначем для написания более высоких нот, чем басовый, поскольку ноты удобнее рисовать (и читать!) не на добавочных, а на основных линейках. Альтовый и теноровый ключи — это некие «компромиссные варианты» между скрипичным и басовым ключами.

Ноты в басовом ключе и ключах до учатся аналогично:

В альтовом ключе:

Вот, собственно, и все.

Катя Нов
17.08.2010 11:20

Супер. В 30 лет уже трудно заставить мозги работать, особенно, если сел за фортепиано впервые. Огромное спасибо за простой, но почему-то малоизвестный метод изучения нот. Год не могу их осилить, но, надеюсь, теперь процесс у меня пойдет легко

Евгений
30.08.2010 12:54

Спасибо большое! Взрослый мозг никак не может переварить все это для запоминания. приходиться грубой силой запихивать в голову, проводя часы за клавишами.
Совместить то, что глаза видят (но мозг не понимает) и руки делают, очень сложно. )

vera
18.10.2010 23:34

во первых, никогда не встречала музыканта — профессионала, который не знает, что такое субдоминанта, если не совсем дебил, конечно. во — вторых, вы так и не ответили, почему ноты называются именно до, ре, ми . а не иначе. (начальные буквы латинских хоралов). Октаву разделил Пифагор, и только в европейской музыке она делится на 12 частей, в других музыкальных культурах существуют и четверть тона и одна восьмая. аккомпанемент к песням подбирается следуя гармонической логике, то есть неустойчивые ступени тяготеют в устойчивые. и это проходят в первом классе музыкалки. ключи альтовый и теноровый можно не учить, в них играют немногие инструменты. и еще: зачем учить ноты в ключах, не зная октав, нужно учить ноты по октавам, иначе чем тогда отличаются нота фа между 1й и 2й линейками в скрипичном ключе и нота фа на 5й? музыкант должен четко понимать, как исполнять эти ноты, в каких октавах.

petya Читать все комментарии petya
19.10.2010 12:55

Юра
19.10.2010 14:26

vera продемонстрировала в комментарии прямо таки стереотипный случай обычного подхода. «Это проходят в первом классе музыкалки», значит и взрослому человеку будем объяснять так же, как шестилетним детям. А что можно не так, а по человечески — просто не укладывается в голове.

Юра
19.10.2010 14:33

И отдельно «не помешает и пианистам, если они собираются играть концерты с оркестром или в ансамблях».

petya Читать все комментарии petya
19.10.2010 17:15

Пианистов подобных я действительно не встречал. Разве что Рудольфа Керера в пример привести, который до 33-х лет преподавал математику в Средней Азии, а потом стал выигрывать международные пианистические конкурсы. Но он все-таки учился в музыкальной школе.

надежда
25.10.2010 23:51

катя
29.10.2010 19:39

ой у вас такие тупые ноты.А мне 30 лет.

ольга
29.11.2010 17:37

спасибо,вам,за напоминание нот в ключах!всю жизнь занимаюсь на виолончели и контрабасе,но давно не играла в теноровом ключе,а вот с тала преподавать и знания понадобились!а ключ-то подзабыла,всё больше в басу играла!спасибо огромное!

Аля
05.01.2011 02:12

Иногда в 30 лет люди отдают своих детей в музыкалку и хотя бы первый год надо подсказывать и помогать ребенку. а если нифига не понимаешь это трудно приходиться учиться вместе. но честно скажу про октавы тут не совсем понятно написано. ноты кроме 1 октавы сложновато конечно запомнить когда тебе давно не 6 лет :)))) методом обычной музыкалки. Еще может кто подскажет какую литературу

Юра
05.01.2011 17:11

Аля, я вас практически заочно люблю не глядя! Вы не поверите, но в остальных октавах ноты — те же! Это такая забавная фишка!

ксения лобода
22.01.2011 00:39

я блогодоря вам стала на всяких канцертах выступать! в понедЕльник в США вызывают! спосибо!

зоя
19.02.2011 13:26

михаил
23.03.2011 16:05

Господа,все люди разные.есть и среди профессионалов неучи,и среди любителей » Ломоносовы».Вопрос лишь в том какого результата вы достигаете?Человеку,которому просто надо научиться играть на инструменте не обязательно знать что такое субдоминанта или доминанта или логику аккордово-гармонических цепочек.Ну а если он задался целью знать что из чего берется,то на это должен ответить педагог.В теории есть много расхождений ,скажем нота ре диез и ми бемоль -это разные ноты,но в звуке это одна.это называется энгармонизм.а в вопросе как изучать ноты,отвечу-по всякому.лишь бы ученик понял.мы должны прийти к одному результату к МУЗЫКЕ и ее звучанию.а если преподаватель не ответил на ваш коварный вопрос-подавайте в суд))))шучу

sernorman вконтакте
31.03.2011 12:25

Интересно знато некоторые детали!
названия нот придумал монах Гвидо Д`Ареццо еще в начале 11 века. И, как не странно ноты это. на самом деле молитва Иоанну Крестителю, с просьбой о сохранении голоса:
«Дай нам чистые уста, св. Иоанн, чтобы мы могли всей силой своего голоса свидетельствовать о чудесах твоих деяний»
UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum
SOLve polluti
LAbii reatum
Sancte Ioannes.
Однако первоначально нот все-таки было 6, лишь затем в 16-м веке, появился звук «СИ» (Святой Иоанн) по последней строчке. А еще примерно через 100 лет, первую ноту заменили на «DO», т.к. это было гораздо удобнее для пения.
Во время-же выступления хора, Гвидо Д`Ареццо для указания нот использовал свою левую руку, сгибая суставы пальцев он указывал, какую ноту брать в то или иное время.
Подробнее: http://rumbur.ru/history/50-noti

Галина
20.05.2011 08:48

Я закончила муз. школу и колледж музыкальный ( теоретическое отд.), сейчас в институте учусь, правда на пианистку. Преподаю в школе искусств всё подряд. Один знакомый физик, мужчина пожилых лет, задал мне вопрос как музыканту, на его взгляд лёгкий-прилёгкий, но я не дала ответ. Он спросил: почему ноты называются именно так, как сейчас они называются, до, ре, ми, фа, соль, ля, си? Меня это привело в некий тупик. Я помню, как они назывались прежде, но вот почему их назвали в конечном итоге именно так. Ответьте кто-нибудь мне на этот интересный вопрос! Спасибо.

Шама
23.06.2011 20:43

Очень занятный диалог=)) Спасибо за статью=)) я стал знать больше, но так ни чего и не понял! П.С. я не тупой=)

Юрий
30.06.2011 17:45

Отвечаю девушке, которая интересовалась названиями нот.
Они произошли от первых слогов одной молитвы (на латыни), там мелодия представляла собой восходящую мажорную гамму. Только вместо До было Ut.

эльдар
07.07.2011 09:04

спасибо теперь у меня есть слух и я научилсья читать по нотам сначали мне было трудно но через несколько дней была лехче большое вам спосибо

Сергей
14.07.2011 00:55

Очень интересно,сильно в математические вопросы не вникал, но стало как то всё понятнее с этой муз грамотой.Вот люди после 30 испытывают трудности,я решил освоить теорию в 50.Понял что без учителя не потяну,но и с преподавателем многое непонятно,ведь изучая грамоту с 4-6 лет учитель никогда не может представить как трудно учить это после 30-40 лет.То что кажется ему простым,я понять не в силах.Я уже играю слегка на синтезаторе и даже двумя руками ,но пока 2 месяца читаю только первую октаву и то плохо.Теперь думаю будет полегче и с пониманием терций и всего остального.Огромное спасибо Пётр Куличкин.

Источник:
Как читать ноты для пианино
Куличкин Блог. О музыке, литературе, искусстве вообще (в том числе о кино), о себе и других, о жизни и просто тексты…
http://peter.kulichkin.ru/blog?post_id=712

Нотная грамота для начинающих музыкантов

Тем, кто решил познать в музыке хоть что-либо серьезное, не избежать знакомства с различными нотными записями. Из данной статьи вы узнаете о том, как научиться читать ноты, не заучивая их, а лишь поняв те логические принципы, на которых базируется нотная грамота.

Что входит в понятие нотной грамоты? Это все то, что относится, так или иначе, к записи и чтению нот; это такой своеобразный язык, который понятен всем музыкантам Европы и Америки. Как известно, каждый музыкальный звук определяется 4-мя физическими свойствами: высотой, продолжительностью, громкостью и тембром (окраской). И с помощью нотной записи музыкант получает информацию обо всех этих четырех свойствах того звука, который он собирается спеть или сыграть на музыкальном инструменте.

Я предлагаю разобраться с тем, как отображается в нотной записи каждое из свойств музыкального звука.

Весь ряд музыкальных звуков выстроен в единую систему – звукоряд, то есть такой ряд, в котором все звуки следуют друг за другом по порядку, от самых низких до самых высокихзвуков, или наоборот. Звукоряд разделяется на октавы – отрезки музыкального звукоряда, каждый из которых содержит набор одинаковых по названию нот – до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Для записи и чтения нот используют нотный стан – это строка для записи нот в виде пяти параллельных линий (правильнее сказать – линеек). Любые ноты звукоряда записываются на нотном стане: на линейках, под линейками или над ними (ну и, естественно, между линейками с равным успехом). Линейки принято нумеровать снизу вверх:

Сами ноты обозначаются головками овальной формы. Если для записи ноты не хватает основных пяти линеек, то для них вводятся специальные дополнительные линейки. Чем выше нота звучит, тем выше она располагается и на линейках:

Представление о точной высоте звука дают музыкальные ключи, из которых наиболее всем известны два – скрипичный и басовый. Нотная грамота для начинающих базируется на изучении скрипичного ключа в первой октаве. Они записываются так:

О способах быстрого запоминания всех нот читайте в статье «Как быстро и легко выучить ноты», выполните предлагаемые там практические упражнения и вы не заметите, как проблема отпадёт сама собой.

Продолжительность каждой ноты относится к области музыкального времени, которое представляет собой непрерывное движение с одной и той же скоростью равных долей, сравнимых с мерным биением пульса. Обычно одна такая доля ассоциируется с четвертной по длительности нотой. Посмотрите на рисунок, вы увидите графическое изображение разных по длительности нот и их названия:

Конечно, в музыке используются и более мелкие длительности. И вы уже поняли, что каждая новая, более мелкая длительность, получается в ходе деления целой ноты на число 2 в n-ой степени: 2, 4, 8, 16, 32 и т.д. Так, целую ноту мы можем разделить не только на 4 четвертных, но с равным успехом и на 8 восьмых или 16 шестнадцатых нот.

Музыкальное время очень хорошо организовано, и в его организации помимо долей участвуют более крупные единицы – такты, то есть отрезки, которые содержат точно заданное число долей. Такты выделяются визуально путём разделения одного от другого вертикальной тактовой чертой. Количество долей в тактах, и длительность каждой из них отражается в нотах с помощью числового размера.

И размеры, и длительности, и доли тесно связаны с такой областью в музыке, как ритм. Нотная грамота для начинающих обычно оперирует наиболее простыми размерами, например, 2/4, 3/4 и т.п. Посмотрите, как в них может быть организован музыкальный ритм.

На то, как сыграть тот или иной мотив – громко или тихо, также указано в нотах. Тут всё просто. Вот, какие значки вы будете встречать:

Тембр звуков – это область, которая нотной грамотой для начинающих почти совсем не затрагивается. Однако, как правило, в нотах есть разные указания по этому поводу. Самое простое – название инструмента или голоса, для которого предназначено данное сочинение. Самое сложное связано с техникой игры (например, включение и выключение педалей на рояле) или с приёмами извлечения звука (например, флажолеты на скрипке).

На этом следует остановиться: с одной стороны, вы узнали уже многое о том, что можно прочитать в нотах, с другой – немало ещё предстоит узнать. Следите за обновлениями на сайте. Если вам понравился данный материал, порекомендуйте его своим друзьям, используя кнопки внизу страницы.

Источник:
Нотная грамота для начинающих музыкантов
Нотная грамота для начинающих музыкантов: разберем, как записываются ноты и что именно означают эти записи
http://music-education.ru/notnaya-gramota/

Основы нотной «грамоты» или как читать ноты

Наверное, не существует человека, которому бы совершенно не нравилась музыка. Звуки, которые раздаются от того, что кто-то касается пальцами клавиш, проводит по струнам или водит смычком, вводят в какое-то особое состояние, практически транс. И уж точно нет человека, которого хотя бы раз в жизни не посещала мысль научиться играть на музыкальном инструменте, не важно на каком.

Обычно стремление познать нотную грамоту начинается как раз с желания играть. Ведь как тот, кто не знает букв, не сумеет читать, так и тот, кто не понимает нот, не сможет сыграть. Но не надейтесь на предполагаемою легкость, и, если вы уверены, что научиться читать ноты легче, чем выучить буквы, потому что нот всего семь, то вас ждет разочарование. Вы когда-нибудь видели клавиатуру фортепиано или огромный концертный рояль? А ведь нот всего семь.

Итак, как научиться читать ноты? Прежде всего, нужно запомнить их названия: до, ре, ми, фа соль, ля, си. Запомнили или знали? Вот и отлично. Далее знакомимся с понятием нотный стан. А это всего лишь пять горизонтальных линий, которые считаются снизу. На и между этими линиями записываются ноты. Некоторые ноты рисуют на добавочных линейках (обычно это до, которая располагается на добавочной линейке снизу). Если речь идет о фортепиано, то там в создании мелодии участвуют две руки и у каждой из них своя партия (то есть набор нот). Поэтому ноты и записываются отдельно: для правой руки сверху, для левой – снизу. Но это уже более глубокие знания, которые на первом этапе не нужны.

Что такое «нотный стан».

Итак, ноты и нотный стан – это очень интересно. Обычно изучение начинают с двух ключей. То, что вы видите ниже называется «ключ соль» или скрипичный ключ.

Есть еще ключ «фа» — он басовый. Это значит, что все ноты, записанные после этого ключа, играются ниже «до» первой, то есть центральной октавы на фортепиано.
Если вы уже ознакомились с расположением (высотой) нот, а это легко сделать по следующему рисунку, то пора переходить к не менее важному аспекту.

Длинные и короткие ноты.

Но ноты звучат не всегда. Как и в речи нормального человека, в музыке бывают паузы. И эти паузы, также как и ноты, могут иметь разную длительность и изображаться по-разному. Все ноты разделены на «предложения» — музыкальные фразы. Каждая фраза отделяется от другой двумя вертикальными линиями на нотном стане. Ну а в «предложениях» есть «слова» — такты, их отделяют одной вертикальной линией.

Это и есть основные принципы, изучив которые более подробно, станет понятно, как читать ноты. Но лучше всего, конечно, заниматься с преподавателем. Ведь в музыке, как нигде, важны чувства, а никакая книга не в состоянии так подробно и точно описать то, что сможет рассказать человек. Поэтому, если вас серьезно интересует вопрос, как читать ноты, обратитесь в музыкальную школу. Даже нескольких уроков будет достаточно для овладения «азами», а дальше вы, возможно, сумеете заниматься самостоятельно.

Источник:
Основы нотной «грамоты» или как читать ноты
CJCity.ru — Итак, как научиться читать ноты? Прежде всего, нужно запомнить их названия: до, ре, ми, фа соль, ля, си. Запомнили или знали? Вот и отлично. Далее знакомимся с понятием нотный стан.
http://cjcity.ru/content/kak-chitat-noti.php

COMMENTS