Как подготовить ребенка к школе дома

Готовим ребенка к школе дома: план занятий

Множество родителей испытывает огромное волнение за своего ребенка в преддверье его поступления в первый класс.

Это беспокойство становится тем большим, чем менее уверенные навыки демонстрирует будущий первоклассник. До поступления в школу детям следует научиться устному счету, решению несложных задач, чтению, основам логики, изобразительного творчества и последовательной речи, письму. Родители должны обеспечить ребенку достойное физическое развитие. Кроме того, совсем нелишней будет попытка организовать систематические занятия языками.

Грамотная домашняя подготовка к школе поможет минимизировать беспокойство, вполне оправданно возникающее вследствие серьезных изменений в жизни маленьких человечков.

До поступления в школу обязательно требуется наладить нормальное питание ребенка, котороедолжно быть правильным и сбалансированным. Психологи и физиологи утверждают, что особое внимание следует уделить гимнастическим упражнениям, помогающим не только гармонично развить костно-мышечную систему, укрепить сердечную мышцу, улучшить кровообращение, но и сформировать основу чувства собственного достоинства, социализировать личность малыша, подготовить его к предстоящим школьным будням, существенно обогатить словарный запас, развить эрудицию, научить разрешать проблемы творчески.

Как известно, наиболее активно творческие и ментальные способности развиваются в дошкольном возрасте. Поэтому родительский долг состоит во включении в план подготовки к школе развивающих игр и работу с книгами.

Качественно подобранные книгипомогают в этом непростом процессе. Специалисты в области психологии, лингвистики и логопедии утверждают, что благодаря книгам в раннем дошкольном возрасте происходит формирование описательной развернутой детской речи, появление которой связано с ростом самостоятельности и интеллектуальным развитием ребенка. Поэтому если мы готовим ребенка к школе, должен быть осуществлен ответственный и тщательный выбор книг для ребенка.

В процессе подготовки к школьным будням ничего невозможно добиться посредством одноразового усилия. Только с помощью регулярной систематической работы можно обеспечить по-настоящему впечатляющий результат.

В рамках домашней подготовки к школе следует предлагать детям специальные тесты на внимательность, степень развития мышления, воображения, а также речи. Ребенок должен воспринимать количество букв в разнообразных словах, а рука его должна быть натренирована для письма. Дети в 6-летнем возрасте должны с легкостью решать простейшие математические и логические задачки.

В плане подготовки к школе в обязательном порядке должны присутствовать специальные разъяснения о процессе обучения, а также об особенностях учебного распорядка.

Хорошо подготовленный к школе 6-летний человечек умеет:

не стесняться при посторонних;

внятно описать картинку и сформировать о ней рассказ;

назвать существительные во множественном числе;

считать до 10, в том числе, в обратном порядке;

прибавлять, а также отнимать несложные числа;

писать буквы и знаки;

называть животных, овощи, фрукты, птиц и т.д.;

Готовить ребенка к школе следует, постоянно используя различные развивающие и обучающие игры. Родительский долг – дать ребенку объективное представление об особенностях окружающего мира.

Задача родителей состоит в систематических занятиях с дошкольником, тренировках, выполнении разнообразных упражнений. Если на первых порах ребенок не демонстрирует успехов, не следует отчаиваться. Упорные занятия смогут помочь ему овладеть требуемыми знаниями.

Готовим ребенка к школе по советам психологов, специалистов — воспитателей, учителей

В жизни каждого родителя наступает тот самый ответственный момент, когда наступает пора отдавать ребенка в школу. Неизменно перед ответственными родителями встает серьезный вопрос: а готово ли их чадо к учебе? Необходимо ли уделить особое внимание его подготовке на дому или просто ограничиться пустыми отговорками «в школе его все равно всему научат»?

Еще один важный вопрос: во сколько лет отдавать ребенка в школу? В шесть — рано, в семь — поздно. специалисты психологи советуют присмотреться к своему ребенку, в частности, проследить за его уровнем самоорганизацией, готовности к самостоятельной жизни. Есть дети, которые ответственные и в шесть, а некоторые не могут сами одеться в семь. Потому в этом случае все абсолютно индивидуально. Все психологи, воспитатели, преподаватели сводят свои рассуждения и рекомендации к одному — детей обязательно нужно готовить к школьному периоду.

Подготовка деток к школе может стать увлекательным процессом. В научной литературе выделяется три аспекта подготовки детей к школе: физиологический, социологический и познавательный. Если хоть один из аспектов у малыша слабо развит или вообще отсутствует, то этот факт станет серьезной проблемой на пути получения ребенком знаний. Рассмотрит все аспекта. Итак:

Физиологический — означает состояние здоровья ребенка, то есть оценивается его физическая форма и отсутствие серьезных заболеваний. Для этого создан медицинский проф. осмотр, который позволяет выяснить все ли с чадом в норме. Если какие-то показатели физического здоровья находятся не в норме, то дети не смогут обучаться в обычном графике. Им необходимо будет заниматься на дому индивидуально.

Существует еще одна прерогатива — коррекционные школы, в которых равное количество внимания уделяется и учебному процессу, и состоянию ребенка. Самым банальным показателем нормального развития является его умение держать ручку. Такой тест покажет развитие моторики пальчиков.

Тут за основу берется интеллектуальный уровень будущего школьника, также он должен считать себя личностью и проявлять эмоции и силу воли. Не стоит подразумевать под интеллектом ребенка что-то заоблачное. Он просто должен обладать словарным запасом, подходящим по возрасту, знать, как дойти до школы и свободно ориентироваться в пространстве.

Также у завтрашнего школьника должна быть развита память, мышление и речь. И, конечно же, не обойтись без любознательности и тяги к учебе, которые помогут малышу лучше усваивать информацию и стремиться к высоким школьным баллам. Ребенок не должен бояться окружающих, быть общительным.

Излишние проявления агрессии должны стать тревожным сигналом для его родителей. В этом случае имеет место воспитательная беседа. Также малыш обязан отличать хорошее от плохого, правильно вести в общественных местах. Родители обязательно прививают ему уважение к взрослым, к учителям, к пожилым людям.

Чтобы занятия в условиях дома прошли эффективнее, родителям необходимо просто не забывать несколько доступных правил. Рассмотрим подробнее. Итак:

  • малыш еще не готов воспринимать сухие факты и высиживать за партой на протяжении сорока минут. Рекомендуется приучать его к дисциплине постепенно. Также следить за осанкой ребенка, поскольку сколиоз — проблема, которая у многих людей появляется еще со школы, во время длительного и неправильного сидения за партой. С постепенным увеличением времени провождения за партой, рекомендуется ввести систему разминок для детей. Такие занятия необходимо проводить только когда малыш в настроении.

  • Чтобы обучение прошло в радость для вас обоих, нужно не забывать о том, что перед вами еще ребенок, а он любит играть, а не учиться. Потому учеба должна быть в игровой форме. Тут пригодятся материалы с изображением мультяшных персонажей, животных
  • дети не могут уделять длительное внимание одному занятию. Монотонность в занятиях с маленькими непоседами — верный спутник провала таких занятий. Потому рекомендуется разбить учебное время на секции, а между ними обязателен перерыв. Можно чередовать изучение математики с рисованием, правила правописания с лепкой из пластилина и так далее

Многие родители допускают одну простую ошибку — они переоценивают возраст ребенка. Энциклопедии могут понравиться не каждому малышу, а вот познавательные мультики, правила из которых можно, потом закрепить на практике во время диалога, придется им по душе.

Ни для кого не секрет, что рука малыша попросту не подготовлена к долгому процессу письма. Потому психологи и учителя советуют родителям обратить внимание на развитие мелкой моторики. Малыш должен уметь держать не только ручки и карандаш, но пользоваться ножницами. «Это же травматично!», — скажете вы и будете неправы.

Дети должны уметь правильно обращаться с этим серьезным предметом, потому Вам необходимо просто контролировать весь процесс, а не предоставлять ребенка самому себе. Самое главное в процессе обучения — научить ребенка вырезать по контуру. Он должен понимать, что вырезает не хаотично, а определенную фигуру. Также мелкую моторику хорошо развивает лепка из пластилина. Дети обычно любят фантазировать и лепить любимых персонажей.

Важно еще и занятие рисованием. Но в нем мелкую моторику сможет развить не бессмысленное рисование линий, а мелкая штриховка. Важно научить малыша закрашивать строго по контуру, а для этого пригодятся раскраски.

Перед тем, как наступит долгожданный момент, когда ваш ребёнок станет первоклассником, родители должны помнить о некоторых обязательных правилах. Итак:

  • Не ройтесь в личных вещах малыша! Не стоит перекладывать его вещи, поскольку это может пошатнуть самостоятельность ребёнка. Также нужно приучить ребёнка самому складывать свои вещи, чтобы он не вырос несамостоятельным.
  • Самое главное для малышей во время учёбы – правильный распорядок дня. К нему лучше всего приучать ещё до того, как ваш ребёнок переступит школьный порог. Малыш должен сбалансировано питаться. Что касается питания, то с собой ребёнку рекомендуется давать обед, или же заплатить за то, чтобы он кушал в школьной столовой. Совсем неправильно, если ребёнок будет брать в школу пакетик чипсов, или есть там одну булочку.

  • После проведения домашних занятий с ребёнком не прячьте все необходимые материалы от него. Если у малыша появляется желание порисовать, почитать или слепить фигурку из пластилина, у него должен быть свободный доступ к этим материалам.
  • Если ваш ребёнок жалуется на усталость, не всегда он может притворяться. Зачастую родители бывают слишком строги к своему чаду, что может вылиться в серьёзные проблемы со здоровьем. Но приучайте его высиживать за одним занятием хотя бы двадцать минут.

  • Чтобы развить интерес у ребёнка к школе, вы можете рассказать о своих школьных годах! Естественно, не рекомендуется вспоминать о том, как вас дёргали за косички, или об учительнице-грымзе. Нужно рассказывать обо всём хорошем, чтобы малыш не испугался идти на учёбу.
  • Если ребёнок абсолютно не хочет учиться, не нужно кричать на него и наказывать. Это совсем неправильная модель поведения родителей. В этом случае нужно стараться его увлечь занятием, или пообещать заняться тем, чем он пожелает после того, как малыш выполнит домашнее задание.

  • Позаботьтесь о том, чтобы ваш ребёнок знал «волшебные» слова. Обращайте внимание на то, не употребляет ли он нехорошие или матерные слова. Если такое произошло, то нужно пресекать это на корню. Но не стоит кричать на ребёнка, нужно просто объяснить, что такие нехорошие слова используют только необразованные и бескультурные люди, а ваш малыш не такой?

Видео о том, как готовить ребенка к школе (Ш.А. Амонашвили)

Как Вы поняли, самым важным правилом, которое можно выделить для родителей, это не кричать на ребёнка и не давить на него. Нужно обеспечить радостную и приятную атмосферу во время подготовки малыша к будущей школьной жизни. Он не должен бояться серьёзных домашних заданий, а воспринимать всё с лёгкостью. Вам нужно постараться стать другом для Вашего ребёнка, который всегда поможет ему и не бросит в трудную минуту. Только тогда учебный процесс начнётся для малышей в радость.

Врач-терапевт городской поликлиники. Восемь лет назад закончила Тверской Государственный Медицинский Университет с красным дипломом.

Подготовка ребёнка к школе в домашних условиях

Основной вид деятельности дошкольника – игра. Поэтому именно в игре с помощью игровых заданий и упражнений можно выстроить подготовку детей к школе.

В какие игры можно играть дома с ребёнком

Обычно, когда родители занимаются домашними делами (уборкой квартиры, приготовлением пищи, стиркой и др.), ребёнок или играет с игрушками, или смотрит телевизор. К сожалению, современное телевидение не способствует развитию ребёнка. А подчас, наоборот, может развить у него излишнюю агрессивность (например, просмотр боевиков или некоторых иностранных мультфильмов).

Замечено, что дети, которые постоянно смотрят на яркий, мелькающий экран телевизора (монитора), менее усидчивы, имеют трудности с концентрацией внимания.

Попробуйте заниматься с ребёнком даже тогда, когда кажется, что сделать это невозможно, например, когда вы готовите пищу или делаете уборку в комнате.

• Если вы печёте пироги, предложите ребёнку на рассыпанной ровным слоем муке нарисовать картину, написать буквы, цифры.

• Если вы готовите яичницу, предложите ребёнку мелко-мелко наломать кусочки яичной скорлупы и составить из кусочков картинку, как из мозаики.

• Предложите ребёнку обвести на бумаге любой домашний предмет (например, ложку или вилку) с закрытыми глазами. Рисунок нужно заштриховать.

• Если вы варите макароны (рожки), предложите ребёнку сделать бусы из макарон.

Для развития мелкой моторики также предлагаем выполнять с ребёнком как можно чаще следующие упражнения:

• штриховать карандашом в различных направлениях;

• рисовать красками, карандашами;

• лепить из пластилина, глины;

• вырезать из бумаги;

• рвать бумагу руками;

• собирать из конструктора;

• вязать верёвочные узлы;

• пришивать пуговицы (предложите ребёнку раскрасить паровоз, а вместо колёс пришить пуговицы);

Игры на развитие памяти ребёнка

• Попросите ребёнка посмотреть и запомнить, какой была комната до уборки. Пусть ребёнок её нарисует. После уборки ребёнок должен сравнить комнату до уборки и после (найти отличия), а рисунок поможет ему в этом.

• Попросите ребёнка побывать в роли наблюдателя. Он должен внимательно следить за вами в течение какого-то времени (например, 5—15 минут), а затем назвать по порядку все ваши действия.

Для развития памяти также нужно:

• пересказывать сказки, стихи, которые вы читаете ребёнку;

• рассказывать вечером, какие звуки (предметы, запахи) он слышал (видел, ощущал) за день (или за какой-то промежуток времени, например, пока ужинал);

• пересказывать события в мультфильме, которые он смотрел вчера (при этом нужно вспоминать, кто из героев что говорил, что делал);

• смотреть на любой предмет в течение 30 секунд, а затем либо нарисовать, либо словесно описать его.

• Посоревнуйтесь с ребёнком: вы ищете предметы, начинающиеся на букву «П» (или другую букву), на кухне, а он — в комнате.

• Делая уборку в комнате или готовя пищу, можно сыграть в такую игру: вы называете любые слова (читаете стихотворение, сказку или поёте песню), а ребёнок должен хлопнуть в ладоши каждый раз, когда встретится слово, начинающееся с буквы «К» («М», «Б» и т. д.).

Для развития внимания также нужно учить ребёнка выполнять несколько дел одновременно, например: слушать и рассматривать иллюстрации, читать и слушать, слушать и рисовать.

1. Рассмотри внимательно нарисованную картинку. Пока ты её будешь рассматривать, я буду читать стихотворение. Слушай внимательно.

Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла.

Так и сыплются с горы.

«Что такое? Почему?

Ничего я не пойму».

Когда вы закончите читать стихотворение, уберите картинку и задайте ребёнку следующие вопросы:

1. Кто был на горке?

2. Кто был под горкой?

3. Что делала девочка в песочнице?

4. Кто качался на качелях?

5. Какое время года на картинке?

6. Какие предметы перечислены в стихотворении?

7. Кто испугался и растопырил глаза?

Чем больше ребёнок даст правильных ответов, тем лучше у него развито внимание.

2. Раскрась картинку. Пока ты будешь её раскрашивать, я буду читать тебе сказку (можно выбрать любую сказку). Слушай внимательно.

После прочтения сказки задайте ребёнку вопросы по картинке (можно попросить обосновать выбор цветов) и по сказке (как в задании 1).

1. Кто изображён на картинке?

2. Какое время суток на картинке?

3. Из чего сделан парус?

4. Кто главный герой сказки (и т. п.)?

• Вы называете любое слово (существительное — название предмета, глагол — действие, прилагательное — признак), связанное с тем, что вы делаете в данный момент (например, если гладите бельё — утюг, включать, горячий). Ребёнок должен придумать словосочетание (горячий утюг, выключить утюг и т. п.). Желательно, чтобы он придумал не одно, а несколько словосочетаний.

• Предложите ребёнку на время, пока вы заняты домашними делами, стать радиожурналистом и провести передачу «Полезные советы». В передаче могут быть рубрики: «Как сварить суп», «Как пожарить картофель», «Как погладить брюки», «Как пришить пуговицу» и др.

• «Продолжи слово». Суть игры состоит в том, что вы говорите начало слова (первый слог) на заданную тему, а ребёнок должен его продолжить. Например, слова по теме «Кухня»: ду — духовка, ча — чайник и т. д.

Для развития речи также нужно:

• чаще просить ребёнка пересказать книгу, мультфильм; рассказать, что он делал вчера, после завтрака и т. д.;

• не разрешать ребёнку употреблять в речи слова-паразиты (ну, вот, значит и т. п.); как только вы услышите подобное слово, хлопайте в ладоши (или придумайте что-то другое, что будет привлекать его внимание и останавливать);

• чаще читать ребёнку книги, а если ребёнок уже умеет читать, то всячески стимулировать и поддерживать интерес к чтению.

• «Скажи слово наоборот». В эту игру можно играть, выполняя любую домашнюю работу: вы называете какое-нибудь слово, обозначающее предмет домашнего обихода, а ребёнок должен назвать то, что получится, если прочитать его наоборот (например: стол — лоте). Затем вы меняетесь ролями. Желательно, чтобы вначале использовались слова, состоящие из 3—4 букв: нож, лес, стул.

• «Найди предмет». Усложнённый вариант игры «Скажи слово наоборот»: произнесите слово наоборот (например: лутс). Нужно назвать исходное слово и показать предмет, который оно обозначает.

• «Что общего?» Предложите ребёнку найти связь между предметами, которые вы в данный момент используете. Например: что общего между ножом и луком (нож острый, а у лука острый запах); пылесосом и веником и т. д.

Для развития мышления также нужно:

• составлять из предложенных слов предложения;

• составлять из геометрических фигур картинки.

1. Отгадай ребусы.

2. Нарисуй продолжение комикса.

3. Нарисуй картинку, используя геометрические фигуры.

Игры на развитие пространственных представлений у ребенка

• «Найди предмет». Играть в эту игру можно в любом помещении (например, когда вы убираете комнату). Вы загадываете предмет. Ребёнок должен его найти, выполняя ваши команды (например: шаг вперёд, шаг влево, посмотри вниз и т. д.). Затем ребёнок загадывает предмет, а вы его находите, выполняя команды ребёнка.

• «Найди предмет по плану». Для этой игры необходимо нарисовать план комнаты, в которой вы будете играть. Один из игроков прячет в комнате предмет и указывает его каким-либо условным знаком на плане (например, ставит крестик, как на рисунке). Второй игрок должен, руководствуясь только планом комнаты, найти спрятанный предмет.

Для развития пространственных представлений также нужно:

• срисовывать буквы, цифры, картинки;

• рассматривать (рисовать) планы, схемы, карты;

Игры на развитие эмоциональной сферы ребенка

• «Любимое-нелюбимое». Вы называете ребёнку какое-либо действие, а ребёнок должен изобразить отношение к этому действию: если он любит это делать, изобразить радость; если не любит — грусть, печаль, огорчение; если никогда не выполнял это действие — сомнение, нерешительность (например: есть мороженое, подметать, гулять с друзьями, читать, смотреть футбол, вышивать, думать, читать, помогать родителям и т. Д.).

• «Ожившие предметы». Предложите ребёнку внимательно посмотреть на все предметы в комнате (кухне, прихожей). Пусть он представит, что предметы ожили, стали чувствовать, и скажет, кому из них лучше всех, у кого самое хорошее настроение и почему, у кого самое плохое настроение и почему.

Рассмотри лица детей и скажи, что они чувствуют.

Для развития эмоциональной сферы также нужно:

• при чтении сказок, просмотре фильмов спрашивать у ребёнка, что чувствуют герои, какое у них настроение;

• чаще говорить ребёнку о собственном состоянии (например: «Я сегодня очень рада, мне хочется петь и танцевать, будто солнце у меня внутри» и т. д.).

• Попросите ребёнка показать (изобразить жестами, позой) различные предметы мебели.

• Предложите ребёнку рассмотреть разные овощи и сказать, на что они похожи.

• Предложите ребёнку перевоплотиться в какой-либо предмет, находящийся в комнате или на кухне (например, в поварёшку), и придумать рассказ про этот предмет («Я — поварёшка, живу на кухне» и т. д.).

Для развития воображения также нужно:

• соединять (мысленно или на рисунке) части разных предметов друг с другом (например, голову тигра с туловищем пингвина);

• мысленно уменьшать-увеличивать реальные размеры предметов (например, представить слона размером с мышь или кошку размером со слона и нарисовать или слепить из пластилина);

• придумывать необычные способы использования обычных предметов (например, в кубик можно играть, его можно использовать как подставку, как мяч и т. д.).

Для повышения самооценки учите ребёнка видеть свои преимущества. Говорите чаще ему о том, какой он у вас замечательный, как вы его любите. Избегайте сравнений его с другими детьми; не говорите ему, когда у него что-то не получается, что он ничего не умеет, ни на что не способен и т. д.

Всем привет! Вот такая вот у нас подготовка к школе))) В форме игры, очень увлекательно не отбивает интерес к обучению)

© 2011 — 2017 alegri.ru — Жизнь современной женщины

Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта. При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна

Источники:
Готовим ребенка к школе дома план занятий
Эффективная домашняя подготовка к школе поможет минимизировать волнение будущего школьника. Родительский долг заключается во включении в план подготовки к школе интересных развивающих игр, задач, а также работу с книгами.
http://www.pinetka.com/deti/obuchenie-i-vospitanie/gotovim-rebenka-k-shkole-doma-plan-zanyatiy.html
Готовим ребенка к школе по советам психологов, специалистов — воспитателей, учителей
Раскрываются секреты грамотной подготовки завтрашних школьников. Оговариваются самые распространенные ошибки родителей, методы адаптации к школьному процессу и овладением школьной программы.
http://medvoice.ru/gotovim-rebenka-k-shkole-po-sovetam-psixologov/
Подготовка ребёнка к школе в домашних условиях
Основной вид деятельности дошкольника – игра. Поэтому именно в игре с помощью игровых заданий и упражнений можно выстроить подготовку детей к школе. Дидактические игры для подготовки ребенка к школе В какие игры можно играть дома с ребёнком Обычно, когда родители занимаются домашними делами (уборкой квартиры, приготовлением пищи, стиркой и др.), ребёнок или играет с игрушками, или смотрит телевизор. К сожалению, современное телевидение не способствует развитию ребёнка. А подчас, наоборот, может развить у него излишнюю агрессивность
http://www.alegri.ru/deti/vospitanie-i-razvitie-rebenka/podgotovka-reb-nka-k-shkole/podgotovka-reb-nka-k-shkole-v-domashnih-uslovijah.html

COMMENTS