Как выработать красивый почерк

Как выработать красивый почерк

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР . Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин . 2009 .

ПОЧЕРК — ПОЧЕРК, почерка, мн. и (почерка прост.), муж. Свойственная кому нибудь манера письменного изображения букв, графических знаков; внешний вид письма, характерный для кого нибудь. Красивый почерк. Неразборчивый почерк. Крупный, мелкий почерк.… … Толковый словарь Ушакова

почерк — скоропись, манера, рука, творческий почерк, стиль, жанр, фрактура, курсив Словарь русских синонимов. почерк 1. рука (разг.) 2. см. стиль 1 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык … Словарь синонимов

Почерк — немецкого философа Макса Штирнера сложно назвать разборчивым Почерк фиксируемая в рукописи характерная для каждого пишущего и основанная на его письменно двигательном на … Википедия

почерк — беглый (Серафимович); веселый (Чехов); молодой (А.Измайлов); нахально размашистый (А.Измайлов); небрежный (Серафимович); неровный (А.Измайлов, Шамбуров); неустойчивый (Уманов Каплуновский); путаный (Серафимович); размашистый (А.Измайлов);… … Словарь эпитетов

ПОЧЕРК — ПОЧЕРК, письмо в его индивидуальных, свойственных отдельному человеку особенностях. Наряду с выучкой и профессией, имеющими большое значение в образовании П., несомненную роль играют здесь и конституциональные компоненты. П. подвержен также… … Большая медицинская энциклопедия

ПОЧЕРК — в криминалистике след движений руки, остающийся при написании текста; этот след (при нормальных условиях) в силу своеобразия не может быть принят за другой и относительно устойчив, поэтому можно установить принадлежность определенных образцов П.… … Юридический словарь

ПОЧЕРК — ПОЧЕРК, а, муж. 1. Манера писать, характер начертаний букв в письме. Крупный, мелкий, убористый п. Разборчивый п. 2. перен. Индивидуальная манера, характерные черты. Творческий п. художника. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.… … Толковый словарь Ожегова

Почерк — ¦ Красивый приводит к любым результатам. ¦ Неразборчивый доказательство учёности; пример: рецепты врачей … Лексикон прописных истин

почерк — почерк, мн. почерки, род. почерков и допустимо почерка, почерков … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

ПОЧЕРК — в криминалистике след движений руки лица, остающийся при написании текста; этот след при нормальных условиях в силу своего своеобразия в большей или меньшей степени не может быть принят за другой и относительно устойчив, поэтому можно установить… … Юридическая энциклопедия

Источник:
Как выработать красивый почерк
Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР . Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин . 2009 . ПОЧЕРК — ПОЧЕРК, почерка, мн. и (почерка
http://methodological_terms.academic.ru/1413/%D0%9F%D0%9E%D0%A7%D0%95%D0%A0%D0%9A

Как расшифровать рецепт?

Кому из нас не доводилось гадать над медицинской карточкой, пытаясь разобрать, что же там написал врач? Далеко не всегда попытки прочитать диагноз оканчиваются успешно. Но не только пациенты страдают от неразборчивого почерка врача. Нелегко приходится и работникам аптек, вынужденным расшифровывать рецепты, причём это удаётся им не всегда.

— Хотелось бы, чтобы медработники писали разборчивее, — говорит заведующая аптекой №195 Лариса Тислицкая. — Такого, чтобы совсем не могли прочитать рецепт, в нашей аптеке не было, но бывают случаи, когда с трудом разбираем почерк медицинского работника, по 2—3 наших сотрудника пытаются прочесть рецепт.

Фармацевт аптечной сети ЧП «Эсперанс» Антонина Черновол рассказала газете, что далеко не каждый рецепт сотрудники аптек могут прочитать без затруднений. Приходится по нескольким «читаемым» буквам в названии медпрепарата, уточнив у пациента его диагноз, догадываться, какое же всё-таки лекарство ему прописано.

— Бывает, что люди уходят из аптеки без лекарства, потому что рецепт так и не удалось прочитать, — поясняет Антонина Черновол. — Названия некоторых лекарственных препаратов похожи, из-за неразборчивого почерка врача их можно перепутать, поэтому мы всегда уточняем у пациента его диагноз. Ведь если больному дадут не тот медпрепарат, то ответственность за это будет нести работник аптеки. Хорошо, что в нашей сети аптек не было таких случаев, когда бы по ошибке покупателю дали не то лекарство.

А вы сможете прочитать, что здесь написано?

Такая же ситуация — и в сети аптек ООО «Вита-С» ЛТД и ООО «Азов-Фарма». Как пояснила нам фармацевт «Вита-С», почти в каждом рецепте название как минимум одного из двух-трёх «выписанных» препаратов прочитать практически невозможно. Нередки и ошибки в названиях лекарств, когда 1—2 буквы написаны неверно. Если «аптекари» не уверены, что врач имел в виду именно этот лекарственный препарат, то лекарство не отпускают: отправляют пациента обратно к врачу, чтобы тот переписал рецепт более разборчивым почерком. То-то радость больному человеку идти к врачу снова! И как рад сам врач видеть «счастливое» лицо пациента и слышать тёплые, прочувствованные слова в свой адрес…

Так же поступают и в аптеках «Азов-Фарма», куда пациенты с «каракулевыми» рецептами обращаются очень часто: если удаётся общими усилиями разобрать, что написано в рецепте, то препарат отпускают, а если нет, то больному приходится возвращаться к врачу, чтобы уточнить название лекарства.

— Ведь если даже одна буква в названии лекарства будет неправильно прочитана, то это может быть совсем другой медицинский препарат, — говорит сотрудница «Азов-Фарма». — А отпуск лекарств наобум мы не практикуем.

Сами врачи согласны с тем, что «профессиональный врачебный» почерк неразборчив. При этом они, хотя и не без труда, могут прочитать то, что написали их коллеги.

Главврач Бердянской городской больницы Олег Левченко причины такого крайне неразборчивого почерка видит в следующем:

— Это характерологические особенности конкретного человека, к тому же за шесть лет учёбы у каждого вырабатываются свои каракули. Примерно у половины медиков почерк нормальный, а у остальных — профессиональные «закарлюки». Чтобы их прочитать, надо приложить профессионализм, интуицию, уловить ход мыслей. Тем более что названия некоторых созвучных лекарств пишутся похоже.

Выходом из ситуации, по словам Олега Викторовича, была бы компьютеризация медицинских учреждений. Но в ближайшие годы это представляется маловероятным — удовольствие это не из дешёвых, а финансирование системы здравоохранения оставляет желать лучшего.

А эта запись в медкарте очень напоминает детские каракули.

Главврач Бердянского «Центра здоровья» Александр Пилипенко поясняет, что неразборчивый почерк врачей вызван спешкой: согласно нормативам Минздрава, врач должен за 6—12 минут осмотреть пациента, расспросить его и сделать запись. Понятно, что врач вынужден торопиться, и на то, чтобы красиво выводить буквы, у него просто нет времени.

— Если врачей не торопить, то почерк у них нормальный, — говорит Александр Яковлевич. — Хотя за многие годы работы, конечно, у них вырабатывается привычка писать неразборчиво. Такого, чтобы я совсем не смог прочитать то, что написали мои коллеги, не было: если я не мог разобрать написанное сам, то звал на помощь товарищей. Нам как врачам была понятна тема, поэтому расшифровывать удавалось всё.

Абсолютно согласен с бытующим мнением о том, что медработники, как правило, обладают плохим почерком, заведующий отделением интенсивной терапии и детоксикации Бердянской горбольницы Виктор Мурачёв.

— Врачи привыкли писать неразборчиво, потому что писать им приходится много, — так объясняет причины этого явления Виктор Владимирович. — К тому же за время моей работы никто и нигде не требовал от врачей, чтобы написанное можно было легко прочесть. Так обстоят дела по всей Украине. Очень редко начмеды заставляют врачей переписывать историю болезни, обычно, если прочитать написанное не удаётся, то приглашают «автора», чтобы он сам расшифровал свои каракули.

Виктор Мурачёв предлагает ещё одну версию причины появления «врачебных каракулей»:

— Медикам внушают, что всё, что они пишут, — это пишут для прокурора. Ведь мало ли что может случиться — неизвестно, как может протекать болезнь. Когда случается, что врачей вызывают в прокуратуру для дачи объяснений, то в таких случаях медработник сам читает свои записи и в письменной форме поясняет, что он написал в истории болезни.

Виктор Викторович не может разобрать почерк многих своих коллег.

— Приходится обращаться к ним, чтобы они сами прочитали написанное, — говорит он. — Я убеждён, что, если твои коллеги не могут прочитать написанное тобой, значит, ты их не уважаешь. От своих подчинённых я требую, чтобы записи делались разборчивым почерком. Возможно, компьютеризация могла бы решить все эти проблемы.

Совсем другое дело — учителя начальных классов и учителя-словесники. Им, так сказать, по должности полагается писать каллиграфическим почерком. Как им удаётся это делать? У них каллиграфический почерк «от природы» или они его вырабатывают?

— Когда я училась в школе, у меня почерк был с наклоном влево, — рассказывает учитель начальных классов БСШ №16 Анна Пасичник. — Мне пришлось его подкорректировать. Теперь я пишу на школьной доске, в тетрадях учеников и веду всю документацию каллиграфическим почерком. Хотя если я быстро пишу в своём блокноте, то наклон вправо исчезает. Вообще почерк — это как сложившийся характер: если ребёнок пишет неразборчиво, и он не заинтересован в том, чтобы изменить почерк, то и не изменит. Но не всегда и усердие помогает. У меня был способный ученик, который очень старался выработать у себя каллиграфический почерк вместо каракулей, ведь от этого в начальных классах зависят оценки. Но за четыре года учёбы ему так и не удалось это сделать.

В медицинской карточке можно увидеть даже иероглифы

— Я считаю, что почерк у человека заложен на генетическом уровне, — говорит учитель русского языка и зарубежной литературы БСШ №16 Валентина Фёдоровна. — А дальше всё зависит от того, смогут ли в начальной школе «поставить руку» ребёнку. Да и работа накладывает свой отпечаток: если человек много и быстро пишет, то почерк меняется в худшую сторону. И мой почерк меняется в зависимости от ситуации: если я пишу на доске, то каллиграфическим почерком, а если делаю записи «для себя», то потом не всегда могу разобрать написанное.

— Когда я училась в седьмом классе, то мне сделали замечание по поводу моего почерка. И я выработала у себя хороший почерк, — рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель украинского языка и литературы БСШ №16 Елена Нюкало. — Но не у всех детей получается это сделать. Вообще, в почерке отражается темперамент человека, он меняется в зависимости от настроения. Например, в одной работе ученика почерк может меняться трижды. Если человеку приходится много писать, то почерк у него становится хуже: при большом потоке информации человек не задумывается о том, как именно он пишет.

Чем неразборчивее автограф, тем значительнее человек

Любопытно, что в советские времена подписи партийных руководителей были делом непростым. Чем серьезнее должность, тем меньше разборчивых букв мог начертать человек в своем автографе. К примеру, секретарь горкома имел право на четыре-пять четких букв, руководитель обкома — на три-четыре и т. д. Подписью, состоявшей из одной ясной буквы, мог пользоваться лишь глава государства.

Для анализа почерка опытному графологу достаточно нескольких строк, написанных на нелинованном листе, в неофициальном оформлении. Понятно, что деловая бумага с присущими ей по стилю полями, отступами, аккуратно выведенными буквами и ровными строками не даст полного представления о характере пишущего.

Большой отступ с левой стороны листа, когда человек как бы не решается начать писать, может говорить о нерешительности, однако это будет справедливым лишь в том случае, если буквы начинаются с длинных хвостов и пишутся с очень легким нажимом. Важно помнить и о том, что перемены в психофизическом состоянии меняют почерк: буквы, которые выйдут из-под вашего пера наутро после бурной вечеринки, будут отличаться от вашего обычного почерка.

Когда текст со всех четырех сторон окружен примерно равными полями, написан изящными буквами с завитушками, скорее всего, человек, его писавший, не лишен артистизма, от природы имеет хороший вкус и незаменим в рекламном или PR-бизнесе.

Если почерк не витиеват, а поля равны, значит, писавший человек щедр, но не транжира, приобретая что-либо, он руководствуется прежде всего качеством товара.

Когда же пишущий не оставляет полей ни сверху, ни снизу, зато поля слева и справа весьма широки, то он, мягко говоря, слишком щедрый, деньги не задерживаются в его кошельке. Широкие поля слева и узкие справа расскажут о том, как безудержная щедрость переходит в крайнюю скупость, по мере того как заканчиваются деньги. Бывает, узкие поля первых строк постепенно, к низу листа, расширяются — так, что на исписанной бумаге слева отчетливо виден треугольник, острый конец которого направлен вверх. Так пишут люди щедрые от природы, но в силу сложившихся обстоятельств вынужденные экономить. У тех же, у кого «аттракцион щедрости» случается лишь время от времени, а по натуре весьма бережливых, этот треугольник перевернут.

Если поля не соблюдаются и волнисты настолько, что назвать их так можно только условно, значит, речь идет о человеке, не придающем особого значения материальным средствам и замечательно живущем независимо от того, есть у него деньги или нет.

В случае, когда поля настолько узки, что кажется, будто их нет совсем, большая любовь к деньгам и нежелание с ними расставаться могут привести человека к значительным финансовым проблемам. Немаловажным фактором являются и расстояния между словами и строками. Чем они больше, тем легче человеку даются траты.

О том, что человеком управляет: ум или сердце, — скажет наклон почерка. Люди, у которых рассудок и эмоции уравновешены, пишут почти без наклона, их буквы лишь слегка склоняются влево или вправо в зависимости от того, правша или левша их написал. Когда наклон букв вправо более выражен, значит, по натуре пишущий дружелюбен, склонен к теплым отношениям с людьми, общителен, искренен и терпеть не может одиночества. Он эмоционален и не скрывает своих чувств, однако умеет их контролировать.

С контролем эмоций дело обстоит хуже у того, кто пишет с сильным наклоном вправо. Такой человек способен страстно влюбиться с первого взгляда, а затем так же страстно ревновать предмет своего обожания, в глубине души удивляясь тому, что можно еще на кого-то, кроме него, обращать внимание. Надо заметить, свой темперамент эти люди проявляют не только в любовной сфере. Их активность очень велика, и к любому порученному делу они относятся с большим энтузиазмом, однако нужно не забывать о том, что отсутствие общения для них жесточайшая пытка.

Явный наклон влево говорит о том, что у его владельца эмоции находятся под строгим контролем разума. Безусловно, он может влюбиться, но лишь после того, как тщательно обдумает все плюсы и минусы такого шага. Человек с таким почерком любит выставлять свой интеллект на всеобщее обозрение, критикуя идеи, предложенные не им. Такой человек может быть полезен при обсуждении каких-либо проектов. Бывает, что подростки в период становления личности начинают писать с наклоном влево, но потом, когда все всем доказано, их почерк становится прежним.

Буквы с более сильным наклоном влево говорят о том, что для их владельца характерен жесточайший контроль разума над эмоциями. Любопытно, что человек, пишущий с таким наклоном, бывает очень чувствителен, но иногда контрольные функции разума немного ослабевают, в результате чего случается эмоциональный взрыв. В такие минуты для вас будет лучше находиться на безопасном расстоянии от этого человека.

Почерк, в котором строки или слова, а иногда даже буквы в одном слове написаны с наклонами в разные стороны, свидетельствует о том, что его автор в момент написания переживал стресс или ему вообще присущи резкие перемены настроения.

Жизненный настрой человека легко определить по направлению строк. У людей с реалистичными взглядами на жизнь строки идут ровно вдоль воображаемой линии, они не расстраиваются по мелочам и не обращают внимания на колкости в свой адрес.

Строки оптимистов, как бы они ни старались писать ровно, упрямо идут вверх, и чем круче поднимается строка, тем оптимистичнее настрой. Такие люди никогда не теряют присутствия духа. Пессимисты пишут так же неровно, но строки в их письмах как бы падают вниз. Но лишь слегка опускающиеся строчки свидетельствуют отнюдь не о пессимизме, а о сдержанности и осторожности.

1. Главное в письме — хорошо развитая мелкая моторика. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо управлялся с ручкой, нужно, прежде всего, развивать координацию движения рук. Рисование, занятия лепкой, аппликацией, игры с конструктором — занятия интересные и крайне полезные.

2. Обратите внимание, правильно ли сидит за столом ваш ребенок? Скрюченная поза может позже стать причиной проблем с позвоночником. Следите и за тем, с какой силой ваш ребенок давит на ручку при письме. Если кончик ручки едва касается бумаги, то стоит заняться с малышом общеукрепляющей гимнастикой. Очень полезна для укрепления кистей рук игра «камень-ножницы-бумага». Если малыш слишком сильно давит на ручку, то ему поможет расслабляющий массаж рук и плечевого пояса.

3. У ребенка не складываются отношения с шариковой ручкой? Предложите ему писать попеременно карандашом, гелевой ручкой, фломастером. Полезно потренироваться писать старой доброй авторучкой. Разоритесь на красивую чернильную ручку с мягким позолоченным пером. Такой роскошный подарок может подстегнуть интерес ребенка к письму. В придачу к авторучке можно купить несколько красивых блокнотов. (Не тетрадей! Тетради — нечто, напоминающее о школьных обязанностях, а блокноты — просто приятный подарок.) Пусть ваш ребенок пишет в новом блокноте новой ручкой хотя бы пару строчек в день — например, описывает свои самые приятные впечатления за день.

4. Если ребенок неправильно прописывает и соединяет элементы букв, попробуйте вернуться к азам — потренируйтесь с ним писать палочки и крючочки.

5. Обратите внимание на то, насколько четко ваш школьник соблюдает строчку. Буквы не должны вылезать за пределы строки. Если у малыша проблемы с соблюдением строки, не грех навести строчки в тетради черным карандашом. Можно разметить начало и конец строки. Навести тонким карандашом контуры букв.

Бытует мнение о том, что крупный почерк — признак щедрости, однако это не всегда так. Большие буквы, скорее, признак открытости, даже некоторого актерства. Человек, обладающий таким почерком, — лидер. Он хочет быть замеченным и очень огорчается, когда вынужден пребывать в тени. Его пытливый ум охватывает все новые и новые сферы познания, хотя при желании он может заниматься чем-то одним.

Чаще всего крупным почерком с сильным нажимом пишут экстраверты, умеющие находить общий язык с каждым и очень гордящиеся этим. Особенно эта способность проявляется у людей, у которых заглавные буквы выделяются своей красотой и даже некой вычурностью. Вообще же крупный почерк, в котором есть оригинально написанные буквы, свидетельствует о творческом потенциале и невнимательном отношении к деталям. Кстати, часто большими буквами пишут квалифицированные специалисты.

Мелкий, но в то же время легкочитаемый почерк, буквы которого сохраняют пропорциональность, характерен для скромного застенчивого человека. Обладающий острым и критическим умом, он способен добиться значительных результатов в порученном ему деле. Такой человек обычно спокоен и не позволяет проявляться своим эмоциям, но это отнюдь не значит, что их у него нет.

Про обладателя такого же почерка, но с большими заглавными буквами, можно сказать, что он не так застенчив, как владелец описанной выше манеры письма, и при необходимости защитит свои права. Если в мелком почерке прописные буквы слишком малы, это говорит о том, что скромность из добродетели превратилась в недостаток. Нужно заметить, что заглавные буквы, в том числе буква «я» в качестве местоимения, зачастую выражают самооценку пишущего.

Почерк мелкий настолько, что написанное читается с трудом, выдает человека очень скрытного и склонного к уединению, хотя часто эти качества порождены чрезмерной чувствительностью и ранимостью.

Склонность к сотрудничеству, коммуникабельность, способность прийти на помощь в любой момент в полной мере присущи тому, кто пишет круглыми буквами. Такой человек с легкостью идет на компромисс, терпеть не может ссор, обожает приятное общество и в целом очень милый и добрый. В случае, когда крупные, круглые буквы не замкнуты и, словно клювики голодных птенцов, выглядывают из строки, обладатель такого почерка — большой любитель поговорить.

Угловатые буквы, напротив, выдают человека, склонного к компромиссам в гораздо меньшей степени. Он всегда хочет быть лучшим во всем, в достижении своих целей не знает слова «нет». Острые углы букв, в некоторых случаях напоминающие острия копий, говорят о том, что человеку трудно ладить с другими.

Источник:
Как расшифровать рецепт?
Кому из нас не доводилось гадать над медицинской карточкой, пытаясь разобрать, что же там написал врач? Далеко не всегда попытки прочитать диагноз оканчиваются успешно. Но не только пациенты
http://pro.berdyansk.biz/content.php?id=1863

Медленная смерть почерка

Как часто сегодня мы пишем от руки? Подписываем поздравительные открытки, составляем списки покупок… а что ещё? Всё реже и реже мы берём в руки ручку. Неужели древнее искусство каллиграфии окончательно умирает? Может быть, рано или поздно красивые надписи можно будет увидеть только в виде татуировки или гравировке, местом для которой становятся обручальные кольца, зажигалки Zippo и другие памятные подарки.

Почерк большинства современных людей может быть разборчивым только для экспертов, прошедших специальное обучение. По словам писательницы Китти Бернс Флори, искусство письма исчезает настолько быстро, что уже сегодня тяжело читать написанный от руки текст почти так же, как средневековую рукопись.

«Когда ваш пра-пра-правнук найдёт на чердаке ваше письмо, ему придётся нести его к специалисту – какому-нибудь старику в библиотеке, который сможет расшифровать текст», — говорит Флори, посвятившая статью взлёту и падению почерка.

Писательница утверждает, что современные дети – даже если не нынешнее, то точно следующее поколение – уже не воспринимают иной формы передачи информации, чем печатные буквы. Когда Флори сама училась в школе (а это было в 50-х годах), монахиня била учеников палкой по рукам, если буквы с доски были скопированы неверно. В то время школа не была местом для проявления индивидуальности – к верному написанию каждой буквы существовал единственный правильный путь и множество неверных.

На протяжении большей части прошлого века преподавание чистописания в большинстве британских школ происходило аналогичным образом. В 1970-х годах целые классы были посвящены исключительно чистописанию. В СССР в то время дело обстояло примерно также – правильный почерк можно наблюдать во всех школьных тетрадях, сохранившихся с 50-х и 60-х годов. Левшам в то время приходилось очень непросто – их заставляли переучиваться и писать правой рукой, вырабатывая почерк по всем правилам. Более века красиво письмо было возведено в настоящий культ. Много лет в Европе и Америке перьевая ручка Parker была самым популярным инструментом для письма.

Сегодня чёрточки и крючочки из прописей, их внешний вид и форма имеют гораздо меньше значения, чем содержание. Во всех странах в начальных школах по-прежнему преподают чистописание, но постановка красивого почерка становится менее приоритетной задачей, чем усвоение фактического материала. Почерк формируется не только в первые два-три года обучения, окончательно он устанавливается только к старшим классам. А так как в средней школе никто не смотрит на форму букв, дети совершенно теряют навыки красивого письма, и почерк у многих перестаёт быть даже разборчивым, не то что красивым.

Но нужен ли нам красивый почерк? Для чего тратить время и силы, если, покидая школу, мы больше ничего не пишем, кроме пресловутых списков покупок? Есть некоторые профессии, в которых не обойтись без ручки. Если вы выбираете одну из таких профессий – самое время купить Parker и приступить к отработке каллиграфии. Многие официальные документы по-прежнему составляются исключительно в рукописном виде, однако всё больше функций берёт на себя компьютер. Кто-то ностальгически вздыхает, думая о неизбежном внедрении технического прогресса во все сферы жизни, кто-то воспринимает это как должное – письмо от руки действительно занимает много времени, использование современных технологий позволяет обрабатывать информацию значительно быстрее.

Вырабатывать почек, используя ручки Паркер , можно по собственному желанию в домашних условиях. Но письмо от руки имеет смысл только в том случае, если оно разборчиво. Не зря над врачебными каракулями там много шутят. А между тем, именно врачи заполняют медицинские карты от руки гораздо чаще, чем с использованием компьютера. Прочитать же их записи способы разве что коллеги, чей почерк выглядит ничуть не лучше. Гвин Уильямс, младший врач в Кармартене, оправдывает плохой почерк медицинских работников: «Мы пишем так много, что в конце концов почти не чувствуем руку. Мои последние записи в конце дня выглядят так, что я сам не могу их прочесть».

Но в некоторых ситуациях без ручки Parker или хотя бы обычной шариковой ручки не обойтись. Так, большинство работодателей предъявляет строгие требования к заполнению заявлений об увольнении, прошений об отпуске, отчётов и рапортов. Однако такие документы писать приходится нечасто. Сравните: ещё 10-20 лет назад, будучи студентами, современные специалисты ежедневно писали от руки не менее 10 страниц. А сегодня они заполняют в лучше случае 10 страниц в год. Разумеется, почерк, как и любой другой навык, требует тренировки, и если не писать в течение длительного времени, о красивой форме букв можно забыть.

Специалисты считают, что письмо от руки полезно – оно позволяет сосредоточиться на процессе письма, стимулирует мелкую моторику и мозговую деятельность. Для детей уроки чистописания – это возможность выработать не только красивый почерк, но и усидчивость и терпение. Для взрослых занятия каллиграфией приносят не меньшую пользу, позволяя расслабиться, погрузиться в процесс и отбросить посторонние мысли.

Стив Джобс, соучредитель компании Apple , как-то сказал, что, если бы он не прошёл курс каллиграфии в школе, на Mac не появилось бы нескольких оригинальных шрифтов. Так что имеет смысл купить ручку Паркер и восполнить пробелы в занятиях чистописанием. Письмо от руки может стать вдохновляющим процессом для представителей всех творческих профессий. А перьевая ручка – лучший выбор для письма от руки – может положить начало коллекции, ведь точно так же, как можно купить зажигалку Zippo в целях коллекционирования, можно собрать и коллекцию перьевых ручек из редких серий.

Источник:
Медленная смерть почерка
Как часто сегодня мы пишем от руки? Подписываем поздравительные открытки, составляем списки покупок… а что ещё? Всё реже и реже мы берём в руки ручку. Неужели древнее искусство каллиграфии
http://www.parker-pen.ru/Msg.aspx?id=338

Почерк ребенка

В погоне за красотой

Уроки письма в первом классе школы я вспоминаю как сплошной кошмар. Чудовищно корявые буквы с трудом связывались в кривые строчки. После тройки в четверти мне пришлось заново вернуться к крючочкам и палочкам. Чистописание я одолела с горем пополам. Но почерк у меня до сих пор скверный. В школу пошел мой старший ребенок — и кошмар повторился в утроенном масштабе. Наследственность? Но люди, занимающиеся графологией (наукой о почерке), утверждают, что собственно почерк (плохой или хороший) не передается по наследству — наследоваться могут какие-то особенности темперамента, отражающиеся в манере писать. Так в чем же причина трудностей с письмом?

Их может быть несколько. Я же постараюсь рассказать о наиболее часто встречающихся. Но для начала нужно понять, что, собственно, вас беспокоит — просто некрасивый почерк или многочисленные помарки, ошибки, перепутанные буквы?

Если вы переживаете исключительно из-за красоты, то беда не так велика. В конце концов, самое главное — чтобы слова нормально читались и в тексте не было грамматических ошибок. Эстетика — дело десятое. К примеру, в большинстве англоязычных стран давно отказались от понятия «красивый почерк» — там все карябают, как придется, полупечатными буквами — лишь бы было можно прочитать. От руки пишут лишь коротенькие записочки — основная письменная работа делается на компьютере. Но в наших школах красивый почерк до сих пор в цене — стало быть, и о красоте пока приходится заботиться. Что же может стать причиной плохого почерка у младшеклассников?

Как ни странно, излишнее рвение родителей, старающихся научить ребенка писать как можно раньше — в три-четыре года. Мамы и папы очень радуются тому, что у малыша все получается, надеются облегчить ему первый школьный год. И не знают того, что безнадежно портят почерк своему ребенку.

«Раньше» — не значит «лучше»

Именно к такому выводу пришла Лена Данилова — известный педагог, автор множества книг и статей, посвященных раннему развитию детей. Она предостерегает:«Дети, обучившись в раннем возрасте письму, быстро портят почерк за счет того, что рука еще не устоялась. Даже если с самого начала буквы получаются красивые, закрепить хороший почерк, как навык, невозможно из-за нереальности ежедневных интенсивных занятий с малышом. Почерк, даже если он был вполне сносным в момент обучения, быстро портится и именно в таком виде закрепляется, как навык. Через два-три года ребенок придет в школу, и его будут мучительно переучивать в течение всех начальных классов».

И вряд ли переучат, замечу от себя. Какие же выводы можно из этого сделать? Если вы хотите, чтобы в школе у вашего ребенка не было проблем с чистописанием, то, конечно, необходимо готовить его к письму заранее. Но не при помощи прописей. Для развития мелкой моторики прекрасно подходят лепка из пластилина, рисование и игра с конструктором. Для изучения правописания — чтение и занятия с кубиками Зайцева. Ну а, если вам так уж сильно хочется, чтобы дошкольник мог записывать свои мысли и впечатления, сочинять сказки (в общем, приобщаться к литературному труду), тогда стоит научить его… печатать. Правда, замечает Данилова, маленькому ребенку не стоит сидеть у экрана компьютера дольше 10–15 минут в день. Но у дошкольника вряд ли хватит терпения дольше десяти минут тыкать пальчиками в клавиши.

Когда я рассказала о выводах Даниловой своей коллеге, та подтвердила, что это абсолютная правда. Ее дочь, очень умная и развитая девочка, научилась писать «по-письменному» года в четыре. Сейчас дочери моей сотрудницы десять. Она замечательно учится, занимает призовые места на олимпиадах и… пугает родителей своими тетрадками, исписанными неряшливым, корявым почерком. Умный ребенок с плохим почерком? Ох, дай Бог, чтобы у всех родителей школьников это было самой большой проблемой.

Укрощаем непослушную ручку

(5 советов родителям дошкольников и младших школьников)

1. Главное в письме — хорошо развитая мелкая моторика. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо управлялся с ручкой, нужно, прежде всего, развивать координацию движения рук. Рисование (особенно заштриховывание фигур в книжках-раскрасках), занятия лепкой, аппликацией, игры с конструктором (вроде наборов «Лего», содержащих множество мелких деталей) — занятия не только интересные, но и крайне полезные.

2. При занятиях письмом обратите внимание на правила «рабочей гигиены». Правильно ли сидит за столом ваш ребенок? Скрюченная поза может позже стать причиной проблем с позвоночником. Следите и за тем, с какой силой ваш ребенок давит на ручку при письме. Если кончик ручки едва касается бумаги, то стоит заняться с малышом общеукрепляющей гимнастикой. Очень полезна для укрепления кистей рук старая игра «камень–ножницы–бумага». Если малыш, наоборот, слишком сильно давит на ручку (так, что ручка ломается и бумага рвется), то ему поможет расслабляющий массаж рук и плечевого пояса.

3. У ребенка не складываются отношения с шариковой ручкой? Предложите ему писать попеременно карандашом, гелевой ручкой, фломастером. Очень полезно потренироваться писать старой доброй авторучкой. В конце концов, разоритесь на красивую чернильную ручку с мягким позолоченным пером. Такой роскошный подарок может подстегнуть интерес ребенка к письму. В придачу к авторучке можно купить несколько красивых блокнотов. (Не тетрадей! Тетради — нечто, напоминающее о школьных обязанностях, а блокноты — просто приятный подарок.) Пусть ваш ребенок пишет в новом блокноте новой ручкой хотя бы пару строчек в день — например, описывает свои самые приятные впечатления за день.

4. Если ребенок неправильно прописывает и соединяет элементы букв, попробуйте вернуться к азам — снова потренируйтесь с ним писать палочки и крючочки, а потом соединять их в буквы. (Мне в детстве эта методика здорово помогла при укрощении подлых «Н» и «У».)

5. Обратите внимание на то, насколько четко ваш школьник соблюдает строчку. Буквы не должны вылезать за пределы строки, «прыгать». Если у малыша проблемы с соблюдением строки, не грех навести строчки в тетради черным карандашом. Можно прямо в тетради разметить начало и конец строки. В конце концов, наведите тонким карандашом контуры букв.

Авторучка… полезна для здоровья

Когда я готовилась к защите университетского диплома, мне довелось несколько недель проторчать в читальном зале Исторической библиотеки. Шел 1991 год, переносные компьютеры тогда были диковинкой, поэтому приходилось работать по старинке: переписывать нужные для работы цитаты от руки в тетрадочку. Через два-три часа работа превращалась в пытку — кисть руки буквально сковывало от боли, приходилось делать вынужденные паузы. А время поджимало. Неожиданно выход нашелся — на пятый или шестой день работы я взяла с собой в библиотеку не шариковую ручку, а автоматическую, со сменными чернильными баллончиками, подаренную мне кем-то из знакомых. Оказалось, что пером можно писать хоть целый день — рука совершенно не уставала. И, что забавно, даже мой, мягко говоря, не идеальный почерк в «перьевом» исполнении выглядел… благороднее, что ли? Да и читался получше.

Почему от письма болят руки? Эта неприятность имеет свое название — писчий спазм (писчая судорога или графоспазм) и возникает из-за неравномерной нагрузки на мышцы руки и тела в целом. Писчий спазм может проявляться как болями в кисти руки, так и ноющей болью мышцах спины, плеча или шеи. Если писчий спазм возникает у вполне взрослых людей, давно научившихся писать, то что тогда говорить о малышах, только-только овладевающих этим навыком? Иногда бывает, что у ребенка, мучающегося от писчего спазма, боли начинаются при одной только мысли о том, чтобы засесть за тетрадку. В этом случае, конечно, стоит проследить, правильно ли ребенок сидит за столом, занимаясь письмом.

Правильная поза при письме

Чтобы вашему школьнику было легко и удобно писать, нужно проследить за тем, чтобы он соблюдал правила «писчей гигиены». Ребенок должен сидеть за столом прямо, голова слегка наклонена, ноги согнуты под прямым углом, подошвы полностью касаются пола.

Левая рука (если, конечно, ваш школьник — правша) лежит на столе параллельно его краю. Ею ребенок отодвигает тетрадь по мере заполнения строчек, но при этом середина тетради все время направлена к середине груди, а сама тетрадь наклонена влево. Ручка должна лежать на верхней фаланге среднего пальца, придерживаемая большим и указательным пальцами. Большой палец — немного выше указательного. Рука опирается на мизинец и ребро ладони. Средний и безымянный пальцы — перпендикулярно к краю стола. Расстояние от кончика ручки до указательного пальца —1,5–2,5 сантиметра. Кисть правой руки движется свободно, но локоть не отрывается от стола.

Но еще очень важный момент — чем пишет ребенок. В нынешних школах уже забыли о такой экзотике, как перо. Но если вы хотите выработать у вашего ребенка четкий почерк, то чернильная ручка может оказаться незаменимой.

Интереснейшие выводы о вреде шариковых ручек и пользе перьевых делает россиянин Владимир Базарный, в прошлом — детский хирург, ныне занимающийся вопросами охраны здоровья школьников и гигиеной учебы.

Он считает, что сорок лет назад Министерство образования тогдашнего СССР совершило серьезную ошибку. Именно тогда были упразднены занятия каллиграфическим письмом, основанных на ритме пластических усилий и расслаблений. Взамен был разработан новый стиль письма «под шариковую ручку» — безотрывный и безнажимный.

Самым очевидным последствием такого шага стало резкое ухудшение почерка у детей. Если бы проблема заключалась только в красоте тетрадок, то обсуждать особенно было бы нечего.

Но дело не только в эстетике. Оказывается, в процессе письма наиболее склонны уставать даже не мышцы кисти руки, а вся мышечная система организма — спина, косые мышцы живота, плечевой пояс. Вывод, сделанный российским врачом, — письмо шариковой ручкой, которое предполагает постоянное мышечное напряжение, а не чередование напряжений и расслаблений, наносит вред физическому здоровью младших школьников. И не только физическому. По словам школьных учителей с многолетним стажем, после того, как были упразднены занятия каллиграфией, изменились… психические особенности школьников — чаще стали встречаться невнимательные, неуравновешенные дети с неустойчивой психикой.

Вот мы и добрались с вами до связи особенностей почерка с работой мозга.

Главный орган — голова!

Многие считают, что отвратительный почерк — всего лишь следствие невнимательности, несобранности и лени ребенка. Но это не так. Самый главный орган, отвечающий за письмо — не рука, а… голова. Для того чтобы научиться писать, необходима не просто взаимосвязь мышления и мелкой моторики руки, но и способность перевести информацию, содержащуюся в мозгу, в некую систему знаков. Поэтому проблемы, связанные с овладением письменной речью, могут сигнализировать о нарушениях работы мозга. Вот только не надо пугаться. Чаще всего, речь идет не о серьезных патологиях, а о неких особенностях мозговой организации.

Вы, наверное, знаете о том, что каждое полушарие мозга занимается собственным «видом работы».

Упрощенно говоря, левое полушарие — абстрактно-логическое (именно оно отвечает за обучение чтению и письму), правое — образное.

Левое — логика, правое — интуиция. Левое командует правой половиной тела, и наоборот. При этом левое полушарие обычно доминирует, потому-то у большинства людей ведущая рука — правая. И некоторые особенности межполушарных взаимодействий могут сказываться на обучении письму.

Например, трудности могут испытывать левши (особенно переученные) и так называемые амбидекстры — люди, одинаково хорошо владеющие обеими руками. Более того, на то, насколько хорошо формируются навыки письма, оказывается, может влиять не только ведущая рука. В некоторых исследованиях по психологии к амбидекстрам относят и праворуких людей с ведущими левыми ухом, глазом или ногой. И такие дети, между прочим, тоже сталкиваются с трудностями при обучении письму. (Вот тут-то я и поняла причину своих первых школьных неудач — я-то как раз левша на ногу!)

Однако трудности, встречающиеся у левшей и амбидекстров, как правило, легко преодолимы. Есть гораздо более серьезная проблема. Называется она «дисграфия» и, случается, сопровождается дислексией — сложностями при восприятии печатного текста. Причина дисграфии и дислексии — нарушения нейронных связей, передающих информацию между полушариями мозга.

Почерк дисграфика — не просто ужас, а ужас-ужас! Кривые строчки и корявые буквы — это еще полбеды. Слова могут быть написаны в зеркальном отражении, буквы — перепутаны или пропущены, расстояния между словами неравномерные, чудовищное количество ошибок, помарок и исправлений.

Но все равно дисграфия — серьезная проблема, мешающая нормальной учебе и напрямую связанная с особенностями работы мозга. Поэтому чтобы избавиться от этой «письменной инвалидности», вам, скорее всего, необходимо будет показать своего ребенка специалистам — логопеду, психологу или неврологу.

Кстати, многие современные авторитеты рекомендуют детям-дисграфикам как можно скорее овладеть навыками работы на компьютере. Во-первых, письмо обеими руками развивает мелкую моторику и межполушарные взаимодействия мозга. Во-вторых, текстовые редакторы обычно снабжены системами автоматической проверки грамотности — обращая внимание на подчеркнутые красной линией слова, ребенок будет запоминать правильное правописание. В-третьих, научившись обращаться с клавиатурой, школьник сможет преодолеть комплекс неполноценности из-за невозможности быстро и красиво писать (если, конечно, этот комплекс есть).

Если еще столетие назад, когда только появились первые пишущие машинки, психологи кричали о том, что мозг людей, барабанящих по клавишам обеими руками, необратимо меняется. Возможно, в этом было рациональное зерно. Людям вообще свойственно меняться — и не обязательно к худшему.

Если честно, то я счастлива оттого, что сегодня нам не приходится много писать от руки. А уж для наших детей этот навык и вовсе будет третьестепенным. Вот сейчас я смотрю в экран компьютера, а мои пальцы автоматически набирают эти строчки. И не важно, что я не умею красиво вырисовывать буковки — главное, чтобы в этих буковках был смысл.

Источник:
Почерк ребенка
Перед школой вы накупили ребенку красивых тетрадей с яркими обложками, пенал с разноцветными ручками — и с первых дней учебы ваш первоклассник вдруг обнаружил, что эти новые «игрушки» превратились для него в сущее орудие пытки. Почему одним детям письмо дается легко, а для других овладеть навыками письменной речи — мучение? И откуда вообще берется плохой почерк?
http://mama.darievna.ru/page/pocherk-rebenka-kak-kurica-lapoj

COMMENTS