Любовь в трех словах

Блок «Окончания слов»

1. Какие три падежа существительных трудны для написания окончаний?
2. Какая гласная «ведет» окончания 3-го склонения и на -мя?
3. В каком падеже эта гласная употребляется в 1-м склонении?
4. У существительных каких склонений окончания предложного падежа совпадают? У каких – , а у каких – ?
5. Какая гласная «не дружит» со 2-м склонением, а какая – с 3-м?
6. Какие особенности склонения существительных на -ия, -ий и -ие?

1. Комментированный диктант.

Без ошибки, ошибка в изложении, упражняться в вышивании, индейцы племени, в липовой аллее, у Марии на уроке, подберем для Вити, росли на веточке, в задании по биологии, вырастить на пустоши, к загорелому мальчишке, на лекции в планетарии, подыграть на рояле, на белом тюле.

2. Подберите нужный предлог к слову в скобке.

Предлагать (заметка), ошибиться (расчет), вспомнить (шепот), учиться (институт, гимназия), растения (гербарий), говорить (живопись), справиться (здоровье), упражнение (тетрадь), правило (имя прилагательное), касательное ранение (темя), рисунок (занавеска), повидло (вишня), мечтать (горячий картофель), колорадский жук (картошка)

3. Экспресс-диктант или тест (пишется только окончание слова).

1. На карусели
2. В чаще
3. Из чащи
4. На воле
5. В роскоши
6. В алюминии
7. Из Азии
8. В Заполярье
9. У знамени

к Дарье
на Урале
о Кавказе
на здоровье
по аллее
при участии
со стремени
две станции
о квитанции

по химии
в математике
нет истории
в тетради
по тетрадке
на площади
для молодежи
в Сибири
на тополе

4. «Четвертый лишний» (основание – склонение).

А. Сарай, завод, тополь, юноша.
Б. Повидло, здоровье, иней, пение.
В. Степь, тюль, брошь, течь.
Г. Руль, путь, гвоздь, зверь.
Д. Аллея, армия, имя, змея.

5. Поставьте в родительный и предложный падежи (в словосочетании или с предлогом), выделите окончания.

Любовь Ильинична, Заполярье, иллюстрация, Геннадий Фомич, вымя, запевала, задание, планетарий, Наталья Кузьминична, любовь, забытье.

6. Просклоняйте слова, записав их в «трудных падежах».

Город Воронеж, Придонье, Дарья Фокиевна, Кондратий Ильич.

7. Запишите все 10 слов на -мя и путь в одном из падежей (р., д., п.) в сочетании с прилагательным.

8. Выберите слова, у которых будут одинаковые окончания в р., д., п. падежах.

Музей, рояль, пристань, бюллетень, картофель, рельс, сельдь, лилия, туннель, рея, магнолия, Евгения, Евгений, пламя, путь.

9. В скобках поставьте склонение и падеж существительного, допишите окончания, вставьте недостающие буквы.

1) Грачи летят со своих зимних становищ(?), с юга Европ_ (___), из северных обл_стей Африк_ (___). 2) Бе_численное количество перелетных птиц сидит во время (___) урагана на палуб_ (___), на рубк_ (___), на снастях (___), точ(?)но вверяя в опас(?)ност_ (___) свою жизнь человеку. 3) И суровые моряки никогда (не)обидят их, (не)оскорбят их треп_тной доверчивост_ (___).

10. Сравните правописание окончаний: думаю о Наталье – думаю о Наталии. Чем объяснить разницу? Запишите в предложном падеже ед. числа слова:

уменье – умение, безделье – безделие, Люба – Любовь, Лида – Лидия, Аксинья – Ксения, питье – питие.

11. Запишите данные существительные в три колонки: 1) с основой на согласную, 2) с основой на , 3) с основой на ; обозначьте окончание.

Аквариум, неделя, аллея, конница, биография, территория, батарея, крыша, авиация, оранжерея, свидетельство, заявление, учреждение, хозяйство, зрелище, предприятие, сор, ссора, гимназия, бумазея, мощь.

12. Распределительный диктант: окончание или (можно по вариантам).

Говорить о пьесе и времени ее постановки. Рассказать об открытии выставки. Присутствовать при беседе участницы экспедиции. Подниматься по лестнице башни. Побывать в башне крепости. Подойти к окраине деревни. Читать на веранде гостиницы. Лечиться в амбулатории при больнице. Встретиться на лекции в музее. Деревья в легком инее. Бродить по отмели, видеть корабли на рейде, посвятить архитектуре и живописи. Отметить в постановлении и отчете.

1. Вспомним рифмованное правило–помощник для определения спряжения глаголов, которое заучивало несколько поколений школьников:

Ко второму же спряженью отнесем мы, без сомненья,
Все глаголы, что на -ить, исключая брить, стелить,
А еще: гнать, дышать, держать и слышать,
Смотреть, видеть, ненавидеть,

И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.

Какие же глаголы относятся к I спряжению?

2. Проспрягайте глаголы с ударными личными окончаниями глядеть и вести и назовите эти окончания для глаголов I и II спряжений.

3. Составим алгоритм действий в определении гласной в окончании глагола:

а) проверим, ударно или безударно окончание;
б) если безударно, то находим инфинитив глагола, сохранив вид его;
в) по гласной перед -ть, помня исключения, определим спряжение;
г) в глаголах I спряжения будет гласная , в 3-м л. мн. ч. – -у(-ю);
д) в глаголах II спряжения пишем , в 3-м л. мн. ч. – -а(-я).

1. Выборочный диктант: запишите глаголы настоящего и будущего времени, обозначив личные окончания, применяя алгоритм.

1) Имеем – не ценим, потеряем – плачем. 2) Не для школы, а для жизни учимся. 3) Слово не воробей: вылетит – не поймаешь. 4) Глупый болтает, умный думает. 5) И сам тонет, и других топит. 6) Будешь вперед двигаться – горы одолеешь, а сиднем засядешь – ничего, кроме своей ямы, не выроешь. 7) Много захочешь – пораньше с постели вскочишь.

2. Поставьте следующие глаголы в 3-м лице множественного числа.

Строить, бороться, колоть, сеять, гонять, гнать, присмотреться, тащить, таять, таить, склеить, надеяться, припаять, бормотать, лечить.

3. Определив спряжения глаголов, вставьте пропущенные буквы.

Он ед_т, смотр_т, бор_тся, бре_тся, стел_т, плач_т, гон_т, хоч_т, подыш_т.

4. Продолжите таблицу по образцу:

растаять – растаешь – растаете;
ненавидеть – ненавидишь – ненавидите.
Перегнать
продышаться
задержать
подстелить
услышать
развеять

5. Комментированное письмо.

1) Где строишь, там и роешь. 2) Как постелешь, так и выспишься. 3) Конь вырвется – догонишь, слова сказанного не воротишь. 4) Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот пожинает. 5) Ноги носят, а руки кормят. 6) Одной рукой узла не завяжешь. 7) Розы колются, а осы жалятся. 8) Чего не поищешь, того и не сыщешь. 9) Что было – видим, что будет – увидим. 10) Грибы ищут – по лесу рыщут.

6. Запишите глаголы-исключения (кроме ненавидеть, обидеть, зависеть) с приставками вы-, по-, у- (какая подойдет) во 2-м и 3-м лицах мн. ч.

7. Определите спряжение глаголов, образующих видовые пары, запишите по образцу: появляться (несов.,
I спр.) – появляемся, появиться (сов., II спр.) – появимся
.

Заявлять – заявить; составлять – составить; вспоминать – вспомнить; бросать – бросить; начинать – начать; помогать – помочь; отправлять – отправить; хватать – схватить.

8. Объясните различия в написании гласных в данных глаголах:

Веял – веет, увидел – увидит, рассмотрел – рассмотрит, чувствовал – чувствует, лелеял – лелеет, расколол – расколет, выгнал – выгонит, завертел – завертит.

9. Определите спряжение глаголов бить, лететь, свистеть, печь, жить, спать. Присоединив приставку вы-, запишите их в форме 3-го лица ед. числа.

Образец: грести – выгрести – выгребешь (гребёшь).

10. Расскажите, как можно определить спряжение глаголов, если:

1. Личное окончание ударное.
2. Если есть приставка вы-.
3. Если личное окончание безударное:

а) инфинитив оканчивается на -ить;
б) инфинитив оканчивается на -еть, -ать;
в) инфинитив оканчивается на -ыть, -оть, -ять и др.

11. Поставьте данные глаголы сначала в прошедшем, а затем в настоящем или будущем времени, выделите гласные суффиксов и окончаний.

Обидеть, зависеть, посеять, развеять, потаять, лаять, чуять, взлелеять, раскаяться, маяться, надеяться, затеять, слышать, стлаться.

12. Запишите по образцу: думать (I спр.) – он думает, они думают.

Находить, позволить, позволять, задышать, зависеть, согнать, разогнать, смотреть, высмотреть, рассмотреть, бороться, мыться, колоть, склеиться.

1. От чего зависят род, число и падеж прилагательного?

Вспомним сказку В.Бурмако об этом.

Родились Прилагательные с покладистым характером, и с удовольствием согласовывались они с Существительным, да вот незадача: не было у Прилагательных собственных рода, числа и падежа. «Что если нам попросить их у Существительного, хотя бы на время?» – догадались как-то Прилагательные. Существительному пришлись по душе скромные просители, захотело оно иметь новых друзей и поделилось грамматическими значениями рода, числа и падежа. Так и живут до сих пор Прилагательные. Вместе – служба, вместе – и дружба!

2. Чем можно проверить окончание прилагательного?

3. Каковы особенности окончаний прилагательного мужского рода в им. падеже? Какие из них не проверяются вопросом?

4. В каких падежах совпадают окончания у прилагательных мужского и среднего рода?

5. В каких падежах прилагательные женского рода имеют одинаковые окончания?

6. Что вы можете сказать об окончаниях прилагательных во множественном числе?

7. Чем отличаются основы прилагательных? Каким образом характер основы отражается на окончании? (-ом – -ем; -ую – -юю; -ым – -им)

1. Выборочный диктант: запишите словосочетания сущ. + прилаг., окончания объясните.

Мы выбрались в некошен_ луга. Сладк_ конск_ щавель хлестал нас по груди. Медуница пахла так сильно, что солнечн_ свет, затопивш_ рязанск_ дали, казался жидк_ медом. Мы дышали тепл_ воздухом пахуч_ трав, вокруг нас гулко жужжали шмели и трещали кузнечики.
Тускл_ серебром шумели над головой листья столетн_ ив. От травы тянуло запахом кувшинок и чист_ холодн_ воды. (К.Паустовский)

2. Объясните разницу в написании прилагательных.

Весенним днем – о весеннем настроении; в осеннюю пору – в голубую даль; дальнею дорогой – твердой рукой; передовым отрядом – в передовом отряде; о высоком мужчине – с высоким мужчиной.

3. Запишите словосочетания, обозначая ударения в именах прилагательных. Сделайте вывод о правописании о – е после шипящих в окончаниях.

Свеж_го коржа, о неуклюж_м стороже, о чуж_й, пропаже, больш_го счастья, о больш_м ерше, о смуглолиц_й певице, о могуч_м дубе.

4. Выпишите словосочетания двумя группами: 1) с прилагательными в творительном падеже и 2) с прилагательными в предложном падеже.

В аккуратн_ костюме, с ароматн_ кофе, с беззаботн_ видом, бережлив_ отношением, в беспредельн_ просторе, с громоздк_ шкафом, коричнев_ карандашом, с богатырск_ телосложением, в превосходн_ форме, серьезн_ музыкой, в зелен_ листве, сплошн_ стеной.

5. Допишите окончания, согласовав их с существительным в и.п.

Горяч_ кофе, картофельн_ пюре, бел_ какаду, красив_ тюль, голуб_ эмаль, свободн_ такси, шоколадн_ эскимо, австралийск_ кенгуру, солдатск_ шинель, концертн_ рояль, громк_ туш, черн_ тушь.

6. Вставьте гласную в окончания, задав вопрос от существительного.

Много звуков (в каком?) в вечернем лесу. Поздн_й осенью срезают на огородах сочн_ю бел_ю капусту. Сняли в саду налит_ю пахуч_ю антоновку. В высок_е груды насыпана между рядами красн_я морковка и толст_я сладк_я репа. Травы и деревья поют последн_ю песню, хвалят щедр_ю землю, хвалят жарк_е солнце, хвалят тепл_е дожди. Пролетело жарк_е лето, прошла золот_я осень.

7. Выпишите из стихотворения сербского поэта Йовановича прилагательные с существительными, выделите окончания, объясните их написание.

Маленький мальчик
В маленькой лодочке
В маленьком море плывет.
Маленький ветер
По маленьким волнам
Лодочку гонит вперед.

К маленькой гавани
В маленький город
Мальчик приплыл наконец.
Маленький парус
Спущен на мачте,
И маленькой сказке конец.

8. Устно просклоняйте вопросы притяжательных прилагательных чей, чья. Письменно просклоняйте волчий вой, паучья нить.

1. Какие числительные имеют те же окончания, что и существительные 3-го склонения?
2. В чем особенность склонения числительных сорок, девяносто, сто?
3. Какие числительные имеют при склонении те же окончания, что и прилагательные?
4. Каковы особенности склонения числительных полтора(ы) и полтораста?

1. Поставьте данные словосочетания сначала в родительный, потом в творительный падеж.

2 (преподаватель), 4 (трамвай), 8 (килограмм), 40 (телевизор), 60 (гектар), 704 (трактор), 800 (хозяйство), 76 (труженик), 5 (солдат), 648 (компьютер), 220 (библиотека), 33 (профессия).

2. Запишите словами в дательном падеже только такие числительные, которые имеют в своем составе корни -дцать-, -десят-, -сот-, -ст-.

2, 11, 17, 20, 40, 50, 80, 90, 200, 400, 900, 1666.

3. Просклоняйте числительные: сорок, девяносто, сто.

4. Запишите числительные вместе с существительными в указанном падеже.

Четверо медвежат (р.), шестеро дежурных (д.), трое гимназистов (п.), пятеро ножниц (д., п.), восьмеро футболистов (р., т.).

5. Запишите, раскрыв скобки, поставив числительные оба, обе в нужном падеже (если возможно). Объясните, почему в некоторых случаях словосочетания образовать нельзя.

(Оба, обе) брата, сестры, сына; сыновьями, щипцами, слонами; орлов, сутки, подругами, гимназисток, ножницами, коллега.

6. Просклоняйте числительное 492 864.

7. Радиодиктор ведет репортаж с правительственного заседания: «Резолюцию принимали при отсутствии двести пятьдесят пять человек. Более сто шестьдесят человек воздержались. Резолюция принята две тысячи триста восемьдесят четыре человек». Речь уродлива. Прочтите предложения правильно.

8. Поставьте в нужный падеж данные словосочетания, запишите словами.

По 150 (гектар), на 22 (сентябрь), с 90,7 (пуд зерна), к (обе, оба) (страна), о 1,5 (сутки), с (обе, оба) (государство), между 16 и 19 (май).

9. Запишите словосочетания, заменяя количественные числительные порядковыми, ставя их и существительные в нужный падеж.

(П.) 203 троллейбуса, (д.) 2011 гостиниц, (р.) 3 000 292 километра.

10. Из данного текста выпишите словосочетания «колич. числ. + сущ.» с предлогами около, более и др.

Перед революцией в России было около 140 тысяч хлебопекарен. В 1908 году этими пекарнями было выработано около 48 600 килограммов хлеба. В 1917 году выпекалось в сутки более 557 тонн, а через 15 лет, в 1932 году, – около 15 696 тонн хлеба.
Сейчас выпекается ежедневно более 30 миллионов тонн хлебобулочных изделий свыше 500 наименований.
Среднее суточное потребление хлеба в разных странах колеблется от 150 до 700 граммов (в нашей стране оно составляет примерно 350 граммов).

11. Вместо точек вставьте оба или обе в нужном падеже.

1) С . сестрами я дружу. 2) На . стенах висели карты. 3) Хорошие отношения установились между . странами, между . государствами. 4) . брата и сестру, приняли в секцию. 5) Держись крепче . руками. 6) У . ребят отличные оценки. 7) Я горжусь . друзьями.

12. Запишите каждое предложение, употребив одно из данных в скобках словосочетаний в нужном падеже.

1) План выполнен на (1,5 месяца, три недели, 4 дня) раньше срока. 2) Поселок расположен в (150 километров, 44 версты) от райцентра. 3) Время выполнения домашней работы равняется (полтора часа, девяносто минут). 4) Сроки выполнения ремонта сократились до (полторы недели, три декады, 54 дня).

13. От данных числительных и существительных образуйте сложные прилагательные и запишите их.

7 лет, 8 этажей, 20 километров, 1 день, 19 мест, 4 мотора, 2 ковша, 2 горба, 5 знаков, 12 минут,
3 слоя, 6 вольт, 17 метров, 2 суток.

14. Запишите правильно числительные в данных предложениях.

1) В книге около девяносто страниц. 2) В городе более восемьсот школ. 3) По обоим сторонам дороги расстилались поля. 4) В декабре тысяча восемьсот двадцать пятом году было восстание декабристов в России. 5) Трое школьниц отправлены на олимпиаду. 6) В печь загружают свыше восемьдесят пять килограммов теста. 7) Троими днями нам не управиться. 8) В полуторастах верстах лежало озеро Ильмень. 9) Полторы банок клея будет достаточно. 10) Две десятых литра нам не хватило до нормы.

15. Запишите словами «подсказку» для радиодиктора.

1) Альбом с 678 иллюстрациями.

2) Квартир в 194 доме более 970.

3) Интересно, что банан достигает высоты 6–7 метров, а бамбук – 40.

Задание 1. Допишите окончания, обозначьте орфограмму.

Внутрен_ борьбу, волнист_ тканью, в куц_ куртке, в стояч_ душн_ воздухе; пристань, усеянн_ рыбь_ чешуей; деревянн_ крыльями, в дальн_ углу, в длинн_ кафтане из толст_ сине_ сукна, гул ребячь_ голосов, над уснувш_ братом, в заснувш_ лесу, осенн_ ночи, ничь_ имени не знал, в зимн_ стужу.

Задание 2. Перепишите, заменяя числа словами.

1) Сколько получится, если к 11 968 прибавить 16 374? 2) От 8 753 отнимите 4 587. 3) Умножьте 918 на 67. 4) Если из 976 вычесть 382, то останется 594. 5) 18 марта 1899 года в Ялте А.Чехов встретился с М.Горьким.

Задание 3. Запишите все глаголы-исключения в 3-м лице мн. числа.

Задание 1. Поставьте существительное в нужном падеже, выделите орфограмму.

Работать в (розарий), рассказать о (новоселье), в (созвездие) Близнецов, жить в (Запорожье), участвовать в (радиопередача), подготовиться к (дискуссия), работать на (предприятие), отдыхать на (взморье), держать на (ладонь), отдать (Евдокия Петровна), пришить к (шинель), яркие краски (акварель), сидеть на (печь), спорить о (сценарий).

Задание 2. От данных глаголов образуйте глаголы 3-го лица мн. числа.

Веять, клеить, увидеться, посеять, зависеть, выколоть, маяться, подышать, застелить, задержаться, чувствовать, обеспечить, брить.

Задание 3. Составьте и запишите словосочетания полторы версты и полтораста апельсинов в родительном и творительном падежах.

Задание 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните.

В тенист_ алле_, у красн_ знамен_, в башн_ стар_ крепост_, на окраин_ городск_ территори_, в безбрежн_ океан_, на мчащ_ся электричк_, в помещичь_ имени_, из плох_ семен_ не выраст_т добр_ племен_, причалить к качающ_ся пристан_, в открывш_ся планетари_, о Натали_ Аркадьевн_, от полянк_ к полянк_, у озябш_ дяденьк_, в летн_ полноч_, в школьной тетрадк_.

Задание 2. Выпишите из пословиц глаголы, обозначьте окончания.

1) Не тот друг, кто медом маж_, а тот, кто правду скаж_. 2) По твоим делам о тебе суд_. 3) Кто служ_ Родине верно, тот исполняет долг примерно. 4) Горькое слово леч_, а сладкое – калеч_. 5) Как аукн_ся, так и откликн_ся. 6) Один и камень не сдвин_шь, а артелью и гору подним_шь. 7) Без труда не вын_шь и рыбку из пруда.

Задание 1. Запишите все глаголы-исключения во 2-м лице мн. числа.

Задание 2. Спишите, заменяя числа словами.

1) Фруктовый сад разбит на 694 гектарах. 2) Пароход с 48168 пассажирами отошел от берега. 3) Умножьте 769 на 211, к полученному произведению прибавьте 4 496. 4) 31 января 1901 года состоялось первое представление пьесы Чехова «Три сестры».

Задание 3. Допишите окончания, обозначьте орфограмму.

От резк_ пронизывающ_ ветра, согласн_ чмоканье по гряз_, по стерш_ся обочин_ дорог_, на видавш_ виды повозк_, на уставш_ лошад_, в темн_ пропахш_ мышами здани_, для приехавш_ Евген_ Фоминичн_, лись_ тропами пробираемся, на овечь_ подстилк_, в бычь_ глазу, чь_ мнениями интересу_сь.

Задание 1. Исправьте для диктора ошибки в текстах.

1) Книга с семьсот восемьдесят четырьмя страницами стоит на трехсотой первой полке. 2) Сосны живут до триста пятидесяти – четыреста лет и достигают тридцать – сорок метров. 3) Катеру 278, находящемуся на семьюдесятом километре, приказано стоять около полтора часа.

Задание 2. Поставьте прилагательные в нужную форму, обозначьте орфограмму.

В (волчья) нору, на (птичий) базаре, считается (хороший, охотничий) местом, до (последний) косточки, за (бараний) боком, у (свой бывший) дома, за (дремучий) горой, по (окрестный помещичий) усадьбам.

Задание 3. Запишите все глаголы-исключения в 1-м лице мн. числа.

Задание 1. Выпишите глаголы, выделив окончания, объясните их.

1) Воду нос_ т ведрами. 2) Промышленность производ_т товары. 3) Хлеб молот_т в поле. 4) Стены крас_т маляры. 5) Сено кос_т в июле. 6) Раны леч_т врачи. 7) Известь гас_т в глубоких ямах. 8) Ивы плач_т над озером. 9) Дети хохоч_т дружно. 10) Хозяйки прибира_т комнаты, вар_т еду и нянч_т детей.

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы, объясните условие выбора гласной

Служить в арми_, идти по алле_, не встретить Мари_, находиться в здани_, играть на виолончел_, заботиться о здоровь_, загорать на солнц_, оазисы в пустын_, в минуты радост_ и печал_, о живописн_ ущель_, в постоянн_ движени_, купаться в водоем_, идти по жизн_.

Задание 3. Запишите словами числительные.

Первые микроскопы давали увеличение до 270 раз, а современные – до 3600 раз. К 21 году спортсмен достигает пика развития.

Источник:
Блок «Окончания слов»
1. Какие три падежа существительных трудны для написания окончаний? 2. Какая гласная «ведет» окончания 3-го склонения и на -мя ? 3. В каком падеже эта гласная употребляется в 1-м склонении? 4.
http://rus.1september.ru/article.php?ID=200204002

Любовь в трех словах

«А не спеть ли мне песню о любви…»
Чиж и К.

Кто-то из великих говорил, что развитие народа зависит от количества цветов у них в радуге.

Я как-то особо не задумывался над этим, пока однажды не узнал, что на востоке есть народы, у которых для обозначения синего и зеленого цвета есть лишь одно слово. То ли для них это – один цвет, то ли у них просто нет необходимости различать эти цвета.

Интересно, подумал я, насколько уровень их развития отличается от нашего?

Хотя, с другой стороны, у северных народов в запасе почти два десятка слов для обозначения снега. Конечно же при таком обилии снежных масс это не удивительно. Снег для них – один из непременных атрибутов существования. И уж поэтому они позаботились обогатить свой словарь нужными словами, ведь одним словом «снег» мало что можно выразить, если кругом тебя один лишь этот снег в самых разных состояниях – от каменного до воздушного.

И вот после такого длинного предисловия я наконец перехожу к теме — тому, что у нас принято подразумевать под словом «любовь».

Очень интересно было бы понаблюдать в этот момент за лицами людей, читающих эту статью. Кто-то наверняка усмехнется, другой серьезно кивнет, третий многозначительно хмыкнет – мол, а где вы ее видели, эту самую любовь? И будет еще множество самых разнообразных реакций, потому как каждый из нас в слове «любовь» увидит что-то свое, порою прямо противоположное другим взглядам.

А все это оттого, что для такого важного явления у нас почему-то есть лишь одно слово. К которому даже соответствующие синонимы подобрать сложно. Вот какие слова, например, выдает один популярный электронный словарь – симпатия, пассия, пристрастие, слабость, приверженность, страсть, увлечение, роман, интрига, шашни, шуры-муры, амур, ласка, секс. Плюс несколько непристойных выражений.

И ведь принято считать, что все эти весьма различные состояния – и есть та самая загадочная «любовь», однако вряд ли хоть одно из них способно выразить всю полноту этого слова. Скажу даже больше, большинство вышеперечисленных слов вообще не имеет никакого отношения к явлению любви. Или же, если хотите, любовь — слишком сложное явление, чтобы можно было упрощать его до бытовых потребностей и нарушений психики.

А между тем любовь для русского народа – это одна из трех составляющих человеческого существования. Остальные два, как известно, – Вера и Надежда (хотя и с неоднозначностью этих явлений тоже можно было бы поспорить, но это уже будут отдельные темы).

Так как же любовь? Неужели же она настолько неважна, что у нас нет даже других слов для обозначения этого весьма сложного явления?

Попробуйте представить, что случится, если слова, которые означают различные оттенки цвета (например — красного), исчезнут из нашего словаря. Что вместо слов «алый», «пурпурный», «бордовый», «кровавый» останется лишь слово одно слово «красный». Разве так уж похожи «малиновый», «вишневый», «рубиновый», «коралловый», «рдяный», «пунцовый», «карминовый», «киноварный», «червонный» друг на друга?

А ведь есть еще совсем уж непохожие на красный цвета – оранжевый и розовый, которые, по большому счету, тоже являются оттенками красного цвета. Как быть с ними?

Как мы будем жить, если из нашего лексикона исчезнут такие прекрасные выражения, как «пунцово-красный», «кровавый рубин» и другие, которые просто станут «красными»? Почему же у нас всего одно слово для выражения духовности (любовь к Богу) и для животной утехи в постели? Для братских чувств и боязни одиночества? Для осознания вселенской гармонии и маниакальной страсти унизить своего ближнего? Для всплеска счастья и адской тоски? Для проявления несокрушимой силы и непреодолимого желания спрятаться от всего мира?

Может быть, именно в этом наша проблема? В том, что для всех проявлений любви у нас есть лишь одно слово. И именно поэтому мы не умеем ни любить, ни отделить одно проявление этого чувства от другого.

Как же мы научим своих детей любить, если у нас нет слов, чтобы отделить обычное животное влечение от того прекрасного чувства, когда влюбленному человеку даже целого мира мало, чтобы одарить всех тем счастьем, которое он испытывает?

Источник:
Любовь в трех словах
«А не спеть ли мне песню о любви…» Чиж и К. Кто-то из великих говорил, что развитие народа зависит от количества цветов у них в радуге. Я как-то особо не задумывался над этим, пока однажды
http://creativblya.narod.ru/love.html

Помоги себе сам

Я спешила на встречу с подругами.

Город сиял в новогоднем убранстве, подмигивая мне разноцветными лампочками.

Я открыла дверь и, вместе с окутывающим меня ожиданием приятной встречи, зашла в кафе.

— Ну, мать…. Ну ты даешь…, — Наташка с шумом положила на стол меню.

Я виновато покрутила головой. Грешна, каюсь, пробки…

Мы собрались в вечер перед Рождеством в кафе. Собрались, чтобы порадовать друг друга, пообщаться, потому что такие встречи в последнее время происходили все реже и реже. Наша вечная занятость.

Но как говорится, помоги себе сам.

За окном синел вечерний город. Он не просто синел, он синел как-то загадочно и по сказочному таинственно.

— Это какой-то кошмар, — прошипела Наташка, пытаясь что-то найти в своей сумочке, — Вот черт, кажется, сигареты забыла.

— Ну и слава Богу, — Верочка пыталась помочь официанту расставить тарелки на столике, — а ты вообще в курсе, что курить в общественных местах запрещено?

— В курсе, в курсе… я даже пытаюсь бросить, — Наташа жестом позвала уже уходящего официанта, — Но мне они нужны рядом, понимаешь? Чтоб лежали рядом… Да ладно, тебе не понять, ты же не курила никогда, и уж тем более никогда не бросала курить. А это знаешь, ужас, как трудно.

— Ну все, девочки, давайте выпьем. Видите, уже и звезда появилась, — Надя кивнула головой вверх, и мы увидели стилизованное звездное небо над головой.

На столике таинственно мерцали зажженные свечи.

— Вот умеют же, да? – Наташка восхищенно покачала головой, — Может сейчас еще и ведьма на метле пролетит… Все просто в лучших Гоголевских традициях.

— Ну, девочки, с Рожеством нас! – Верочка покрутила в руке бокал, — Пусть этот год подарит нам все самое хорошее, в общем, то, что нам хотелось бы больше всего.

Мы сделали по глоточку вина. От тепла зажженной свечки запах елочных веточек, окружавших ее, стал более ярким.

— А вы вот чего больше всего хотите? – спросила Наташа, — Ну вот какое желание загадывали в новогоднюю ночь?

Мы все как-то сразу замолчали, каждый, наверное, вспоминая круговерть мыслей в самый ответственный момент новогодней ночи: это такое таинственное бомканье курантов и шипение пузыриков в бокале.

— Я вот загадала встретить свою любовь, — Наташка мечтательно прикрыла глаза, — только все качества не успела перечислить… Кошмар, почему на самое ответственное желание дается только 12 секунд?

Она взяла мандарин и стала его чистить.

— Но основные то перечислила? – Верочка взяла протянутую ей дольку фрукта.

— Вот и увидим в новом году, — Наташа придвинула к себе поближе салатик в вазочке.

Надя, до этого загадочно молчавшая, вдруг подняла глаза:

— Наташ, а хочешь, я тебе открою одну тайну. Вечер как-то способствует раскрытию тайн.

Мы уставились на Надю. Она всегда умела нас удивить в самый прозаичный момент. А уж сегодня то это было самое нужное.

— Давай, — Наташка, как прилежная ученица положила ладошки на колени.

— Я тут недавно читала, что Даль…

Увидев непонимание в наших глазах, Надя добавила:

— Автор толкового словаря…

— Ну, ты даешь, — Наташа удивленно покачала головой, — сегодня же это… праздник, ночь перед Рождеством, а ты …Даль, Ожегов….

Но опять с интересом уставилась на Надю.

Надо сказать, что Надежда по образованию психолог, и всегда ее толкование происходящего вызывало у нас живейший интерес.

— Так вот, после проведенных исследований об истоках русского языка, Даль написал, что в русском языке есть три слова, которые нельзя никогда ни при каких обстоятельствах произносить. Эти слова убивают любовь. Знаешь, какие? – Надя с улыбкой уставилась на Наташку.

— Я? Откуда? Я Даля со школы не открывала.

Мы замерли в ожидании чуть-чуть приоткрывшейся тайны.

— Надь, да не тяни ты. Что за слова? – Верочка нервно вытерла руки салфеткой.

В лучших традициях великой волшебницы Надя провела ладошкой над пламенем свечи.

Потом загадочно улыбнулась:

— Наташ, ты сегодня два раза пыталась убить любовь…

— Я-я? – Наташка даже стала заикаться от предъявленного ей обвинения, — Это когда же? А что я такого сказала?

Наташа пыталась вспомнить произнесенные ею слова.

Надя только загадочно улыбалась, следя за нами.

— Я сейчас, кажется, не только любовь убью, но и еще кого-то, — Наташа протянула руку к сигаретам, — Говори, не доводи до греха. Видишь, ведь почти бросила, а ты меня опять провоцируешь.

— Ладно, — Надя улыбнулась, — Это слова: кошмар, ужас и мрак. Их никогда нельзя произносить, так еще моя бабушка говорила. А бабушка, между прочим, была знахаркой. Людей лечила.

Мы застыли, пораженные услышанным.

— Это ведь обозначает нечто тягостное, страшное, абсолютное отсутствие света, понимаете? Так что по отдельности их нельзя произносить, а уж вместе….

За столом повисла пауза. Каждый из нас мысленно вспоминал, как часто у нас вырываются эти слова, убивающие любовь.

— Так что давайте почаще о любви, о счастье и радости вспоминать, приумножая их в своей жизни, — Надя подняла бокал и мы, не задумываясь, выпили, мысленно повторяя:

— Любовь, радость, счастье!

Оказывается, наш язык частенько бывает нашим врагом. Давайте делать из него друга.

Я всегда рада видеть вас на страницах сайта «Хочу все знать»

Другие похожие рассказы можно почитать на странице «Зарисовки из жизни»

Источник:
Помоги себе сам
Мы часто произносим слова, не задумываясь об их истинном смысле. А ведь есть слова, убивающие любовь, а есть, которые возрождают ее.
http://znaniya2011.ru/pomogi-sebe-sam-tri-slova-ubivayushhie-lyubov

Слова — Цитаты и афоризмы, фразы и высказывания

Проще сказать, что всё нормально, чем объяснять, почему так хреново.

Как легко обидеть человека!
Взял и бросил фразу злее перца…
А потом порой не хватит века
Чтоб вернуть обиженное сердце…
Э. Асадов

Не спеши молчание нарушить… Говоря ненужные слова… Если ты желаешь слышать душу… Посмотри внимательно в глаза.

Разумная женщина добавляет сахар во все, что она говорит мужчине, и убирает соль из всего, что мужчина говорит ей. Восточная мудрость

Не верь тому, кто говорит красиво, в его словах всегда игра. Поверь тому, кто молчаливо, творит красивые дела.

— Почему ты не говоришь мне, что любишь меня?
— Я же сказал однажды. Если что-то изменится, я дам тебе знать

Люди могут забыть, что вы сказали. Могут забыть, что вы сделали. Но никогда не забудут, что вы заставили их почувствовать..

Молчание всегда наполнено словами.

Удивительное дело, как человек еще верит в слова.

Нам нравятся люди, которые смело говорят нам, что думают, при условии, что они думают так же, как мы.

Найди слова для своей печали, и ты полюбишь ее.

Ужасно. Мы столько всего не смогли друг другу сказать. Комната пропиталась нашим не разговором.

«Жутко громко и запредельно близко»

иногда некоторые слова могут так задеть,
что хочется измениться, изменить жизнь,
изменить все

Жизнь коротка. Нет времени оставлять важные слова несказанными.

Бывает, ты хочешь сказать что-то важное, и думаешь — подожду. А потом ты понимаешь, что, наверное, говорить уже ничего и не надо. Каждое слово и чувство имеют своё время.

Где мало слов, там вес они имеют.

— Почему ты не говоришь мне, что любишь меня?
— Я же сказал однажды. Если что-то изменится, я дам тебе знать

То, что мы говорим, ничто, по сравнению с тем, что мы чувствуем.

Там, где заканчиваются слова, молчание прерывается языком прикосновений.

Что бы мы ни говорили, это никогда не соответствует тому, что мы хотим сказать.

Действие объединяет. Слова разъединяют.

Брет Истон Эллис. Гламорама

Нежность — это то, что так сложно объяснить словами, но так легко почувствовать сердцем.

Женщина — это вам не металлическая мебель; она — цветок. Она не хочет деловитости. Ей нужны солнечные, милые слова. Лучше говорить ей каждый день что-нибудь приятное, чем всю жизнь с угрюмым остервенением работать на нее.

Источник:
Слова — Цитаты и афоризмы, фразы и высказывания
Слова, предназначенные для одного человека, ничего не дадут другому.
http://finewords.ru/cit/slova

COMMENTS