Нарушение осанки у детей дошкольного возраста

Нарушение осанки у детей дошкольного возраста

В вопросах здоровья ребенка мелочей не бывает. И даже если, казалось бы, все в порядке, ребенок здоров, бодр и весел, это еще не значит, что внут ри его организма не зреют труднообратимые изменения, которые ска жутся гораздо позже. Мы имеем в виду проблемы с осанкой. К сожалению, нарушение осанки у детей дошкольного возраста – проблема тысяч и тысяч родителей. Но справиться с ней можно! Главное – не опоздать.

По статистике, 40% детей страдают искривлением позвоночника, причем де­вочки гораздо чаще, чем мальчики. Сегодня, когда телевизор и компьютер постепен­но вытесняют спорт из жизни на­ших детей, а в школе учи­теля в силу большой загруженности не обращают особого внимания на то, как сидит ребе­нок за партой, родители должны быть настороже, чтобы выявить болезнь в зародыше.

Чем чревата непра­вильная осанка?

Присмотритесь внима­тельно к тому, как ваш ребенок сидит за столом во время рисования или иг­рая в компьютерные иг­ры. Правильная ли у не­го осанка, не сутулится ли он? Если поставить его ровно возле стены, не ка­жется ли вам, что одно плечо у ребенка чуть выше дру­гого? Если хотя бы на один из вопросов вы ответили «да», нужно, не от­кладывая, об­ратиться к ортопеду. Ведь после 16-17 лет ис­править осанку будет очень и очень сложно. А правильное положение позвоноч­ника очень важно! При искривле­нии деформируются внутренние органы, в более зрелом возрасте появляются боли в спине, мышеч­ные спайки, возможно образова­ние межпозвонковых грыж. Да и с психологической точки зрения сутулый юноша или девушка ис­пытывают большие трудности в общении со сверстниками и в личной жизни, как бы чувствуя у себя некий неустранимый физи­ческий изъян.

Если у вашего ребенка были травмы позвоночника, пусть да­же незначительные, или в младен­ческом возрасте он переболел ра­хитом, ваше внимание к его осан­ке должно быть удвоено. Та же си­туация, если ребенок склонен к полноте. Поддержание туловища в вертикальном положении обес­печивается деятельностью разги­бателей спины и связками позво­ночника, которые у детей до опре­деленного возраста недостаточно развиты. И если у вашего ребенка наблюдается излишний вес, то это, как правило, сопровождается вы­пячиванием живота, и, как следствие, на мышцы-разгибатели спины приходится дополнитель­ная нагрузка. Все это приводит к развитию неправильной осанки и уязвимости всего позвоночника в целом: тяжелый живот как бы тянет поясничную область позво­ночника вперед, а грудную — на­зад, образуется прогиб в поясни­це, позвоночник быстро привыка­ет к неправильному положению, мышцы ослабевают.

Итак, в качестве способа про­филактики нарушений осанки или же коррекции начальных де­формаций, кроме уже упомяну­тых выше, проверенных време­нем упражнений, можно также предложить следующие:

1. Попросите ребенка прислонить­ся к стене таким образом, чтобы его затылок, лопатки и ягодицы были плотно прижаты к поверх­ности. Пусть он медленно прися­дет и выпрямится несколько раз. Сначала ребенку может быть до­вольно сложно удержать равнове­сие – это тоже является призна­ком зарождающихся проблем с осанкой. Упражнение необходи­мо повторять несколько раз в день;

2. Во время приготовления уроков или игры за компьютером обяза­тельно заставляйте ребенка вста­вать через каждые полчаса. Пус­кай он хотя бы обойдет вокруг стола 3-4 раза;

3. Для поднятия тонуса мышц спи­ны полезно иногда выпрямить спину, повертеть головой вправо-влево и вперед-назад. Не быстро, чтобы не закружилась голова!

Следующий комплекс упраж­нений можно выполнять как си­дя, так и стоя.

1. Усадите ребенка на кончик сту­ла так, чтобы спина, бедра и голени находились под прямым углом друг к другу, пусть он свободно опустит руки и слегка согнет пле­чи. Попросите его одновременно напрячь икры ног, мышцы живо­та и спины, плечи отогнуть как можно дальше назад, чтобы лопат­ки соприкоснулись, и запрокинуть голову. Не резко, чтобы не трав­мировать шейные позвонки! Пусть посидит несколько секунд в таком напряженном состоянии, потом снова расслабится. Повто­рить несколько раз.

2. Попросите ребенка встать со стула, соединить пятки, напрячь колени, ягодицы и мышцы живо­та. Теперь пусть приподнимется на носочках так высоко, насколь­ко только это ему удастся, напря­жет все тело и затем медленно рас­слабится. Упражнения следует по­вторять в течение длительного времени.

Увы, не всегда родители вовремя замечают, что у их ребенка проб­лемы с позвоночником. Порой последствия нарушения осанки у детей дошкольного возраста к этому моменту зашли так далеко, что простой лечебной физкультурой уже ничего не попра­вить. Ребенок сильно сутулится, жа­луется на боли в спине, одно плечо намного выше другого, в самых тя­желых случаях позвоночник начинает напоминать горб. Но и эти проблемы современная медицина научилась решать. Существует мно­жество методов коррекции даже самых запущенных проблем с по­звоночником, особенно если ре­бенку еще нет 15 лет.

Врач пропишет ребенку корсет, шанцевый воротник, пояс или реклинатор. Эти изделия изготов­ляются на заказ под конкретную фигуру с определенными пробле­мами позвоночника.

Небесполезен массаж. Прими­те во внимание мнение опытных массажистов. Они считают, что, как бы ни была запушена спина паци­ента, он не должен испытывать боли во время массажа — только некоторую болезненность. И если ребенок жалуется, что его общение с массажистом напоминает китай­ские пытки, ищите другого специа­листа – этот вашему ребенку толь­ко навредит.

Мануальная терапия детям противопоказана, потому что детские позвонки еще не полностью состоят из кости и имеют хрящевые элементы. Если они деформированы, то при попытке мануального терапевта поставить их на место про­изойдет еще большее растяжение связочного аппарата.

Врач может назначить ре­бенку физиотерапевти­ческие процедуры или иглорефлексотерапию . «Иголки» снимут избыточ­ное мышечное напряжение и улучшат микроструктуру тка­ней, физиотерапия восстановит эластичность мышц и связок.

Основная роль в исправлении осанки все равно остается за ле­чебной физкультурой . Но в за­пущенных случаях она может про­водиться только под наблюдением врача ЛФК. И хотя ортопеды счи­тают, что сколиоз полностью вы­лечить невозможно, вы все равно не должны опускать руки. Вполне реально комплексным лечением добиться значительной коррекции осанки — перехода от большей сте­пени искривления к меньшей, уменьшения болей в спине.

А в самых тяжелых ситуаци­ях может помочь только хирурги­ческое вмешательство. Но это воз­можно только во взрослом воз­расте. Кроме того, хирургическая операция – это большой риск. По­добные операции сложны и чре­ваты снижением работоспособ­ности на длительное время.

Не уставайте напоминать вашему ребёнку о необходимости выравнивать осанку, держаться прямо, отводить плечи назад и соблюдать прямое положение торса к голове. Не бойтесь быть занудой! Пусть для вас и вашего ребенка войдет в привыч­ку периодически откладывать игры, отвлекаться от компьютера и проводить не­большие физкультминутки, состоя­щие из упражнений, упоминав­шихся в нашей статье. И тогда на­градой за все ваши усилия будет здоровый и нормально развиваю­щийся ребенок.

Валерий Семенович Прохорня, врач-ортопед

Проблемы с позвоночником часто связаны с наследственностью, поэтому при нарушении осанки у одного из родителей велика вероятность, что и у ребенка будут со спиной проблемы. Поэтому важно регулярно показывать его врачу-ортопеду. Лучше всего делать это каждые три года начиная с 3-летнего возраста. Часто такие заболевания позвоночника, как сколиоз и сутулость, развиваются у ребенка от постоянного сидения в одной и той же позе. Мышцы перестают развиваться и не могут удержать вес тела. Правильная осанка будет в том случае, если стол находится чуть ниже уровня солнечного сплетения. Тогда ребенку не надо сильно наклоняться или, наоборот, тянуться из-под столешницы. Стул лучше подобрать так, чтобы вся спина опиралась на спинку, а не только ее верхняя часть.

Нарушения осанки у детей

Нарушения осанки у детей – изменения физиологического положения позвоночника, обусловленные структурными и функциональными изменениями в опорно-двигательном аппарате. Нарушения осанки у детей могут проявляться сутулостью, асимметрией позвоночника, болями в грудной клетке или спине, головными болями, астеновегетативным синдромом. Диагностика нарушений осанки у детей включает визуальный осмотр, рентгенографию (КТ, МРТ) позвоночника. Коррекция нарушений осанки у детей проводится с помощью лечебной физкультуры, массажа, мануальной терапии; по показаниям назначается ношение корригирующих корсетов.

Нарушения осанки у детей — различного рода деформации позвоночника во фронтальной и сагиттальной плоскости. Нарушения осанки встречаются у 2,1 % детей раннего возраста; у 15-17 % дошкольников; у 33% учащихся средней школы и у 67 % старших школьников. При своевременном проведении оздоровительных мероприятиях нарушения осанки у детей являются обратимыми, однако в запущенных случаях могут привести к ограничению подвижности грудной клетки и диафрагмы, снижению амортизационной функции позвоночника, нарушению деятельности дыхательной, сердечно-сосудистой и центральной нервной системы. Нарушения осанки у детей могут являться предшественниками таких заболеваний опорно-двигательного аппарата, как сколиоз, остеохондроз, межпозвоночная грыжа. Именно поэтому вопросы профилактики нарушений осанки у детей являются актуальными для современной педиатрии.

Дефекты осанки у детей могут носить врожденный или приобретенный характер. Врожденные нарушения осанки у детей связаны с внутриутробным нарушением формирования позвоночника (клиновидной деформацией позвонков, образованием дополнительных позвонков), дисплазией соединительной ткани, миотоническим синдромом и др. К нарушению осанки у детей могут приводить родовые травмы, прежде всего, подвывих I шейного позвонка (травма атланта), кривошея.

Приобретенные нарушения осанки встречаются в 90-95% случаев и обычно выявляются у детей, имеющих астеническое телосложение. Непосредственными причинами, приводящими к нарушению осанки у детей, могут выступать неблагоприятные социально-гигиенические условия: недостаточная физическая активность (гипокинезия), несоответствие учебной мебели (стола, стула) росту ребенка и низкая освещенность рабочего места, ношение портфеля в одной и той же руке и пр. Все перечисленные факторы способствуют длительной неправильной фиксации положения и выработке навыка патологической установки тела. Здесь же следует отметить неблагоприятное влияние на формирующуюся детскую осанку таких действий взрослых, как постоянное ношение грудного ребенка на одной руке, попытки слишком рано сажать ребенка или ставить его на ножки, ведение ребенка во время прогулок за одну и ту же руку.

Приобретенные нарушения осанки у детей могут формироваться вследствие рахита, туберкулеза, полиомиелита, переломов позвоночника, остеомиелита, вальгусной деформация стопы, плоскостопия, остеохондропатии, деформирующих рубцов на спине, укорочения одной конечности и др. Довольно часто дети, страдающие близорукостью, астигматизмом, косоглазием или тугоухостью, вынужденно принимают неправильную позу во время работы, чтобы компенсировать дефект зрительного или слухового восприятия.

Предрасполагающими моментами для формирования нарушений осанки у детей служат слабое физическое развитие, неправильный режим, гипотрофия или ожирение, соматическая ослабленность ребенка, недостаток поступления в организм микроэлементов и витаминов.

В детской травматологии и ортопедии выделяют нарушения осанки двух видов: в сагиттальной и фронтальной плоскости.

Нарушения осанки в сагиттальной плоскости характеризуются неправильным соотношением физиологических изгибов позвоночника:

  • сглаживанием всех позвоночных изгибов (плоская спина у детей);
  • увеличением поясничного лордоза, слабо выраженным шейным лордозом и грудным кифозом (плоско-вогнутая спина);
  • увеличением грудного кифоза с уменьшением поясничного лордоза (сутуловатость);
  • увеличением грудного кифоза наряду с практически полным сглаживанием поясничного лордоза (круглая спина, кифотическая осанка);
  • увеличением всех физиологических изгибов позвоночника (кругло-вогнутая спина, кифолордотическая осанка).

Определяющим признаком нарушений осанки во фронтальной плоскости (сколиотической осанки) служит асимметрия правой и левой половины туловища у детей. В отличие от сколиоза, при нарушении осанки во фронтальной плоскости асимметрия позвоночника у детей исчезает в положении лежа, отсутствует торсия позвонков, что указывает на функциональный характер деформации.

Степень нарушения осанки у детей может быть различной. При I степени отмечаются незначительные изменения осанки, которые можно устранить путем целенаправленной концентрации внимания ребенка. II степень нарушений осанки у детей характеризуется более выраженными деформациями, которые возможно устранить с помощью разгрузки позвоночника в горизонтальном положении или подвешивания ребенка за подмышечные впадины. При нарушениях осанки III степени у детей отмечаются деформации позвоночника, которые невозможно устранить путем разгрузки позвоночника. У дошкольников обычно наблюдаются нарушения осанки I-II степени; у детей школьного возраста – II-III степени.

Сами по себе нарушения осанки у детей еще не являются болезнью, но создают предпосылки для заболеваний опорно-двигательного аппарата и внутренних органов.

При асимметричной осанке у детей отмечается дугообразная деформация позвоночника с вершиной, обращенной влево или вправо; наклон головы в сторону; разноуровневое положение плеч, лопаток, сосков.

Нарушения осанки у детей в немалой степени способствуют изменению функционирования легких, сердца, органов пищеварения. Так, впалая плоская грудь и сутулая спина ограничивают полную экскурсию грудной клетки, делают дыхание поверхностным, что обусловливает кислородную недостаточность и снижение уровня обмена веществ. Дети с нарушениями осанки вялы, апатичны, страдают плохой памятью, анемией, подвержены заболеваемости ОРЗ, бронхитом, пневмонией, предрасположены к туберкулезу.

Вследствие чрезмерного прогиба в поясничном отделе позвоночника развивается слабость мышц брюшного пресса и, как следствие, опущение желудка и кишечника, запоры. Дети с нарушениями осанки различного типа могут предъявлять жалобы на боли в спине, быстрое утомление, головные боли, ухудшение зрения. Нарушения осанки у детей со временем могут приводить к развитию дегенеративных изменений позвоночника (остеохондроза), деформаций грудной клетки, межпозвоночных грыж, сколиоза, деформирующего остеоартроза.

Все случаи нарушения осанки требуют консультации детей вертебрологом или детским травматологом-ортопедом, проведения клинического и рентгенологического обследования.

Осмотр ребенка проводится в положении стоя спереди, сбоку и сзади. Основными визуальными критериями нарушения осанки у детей служат: выступающие назад и расположенные на разных уровнях и на разном расстоянии от позвоночника лопатки; отклонение отростков позвоночника от средней линии спины; несимметричность ягодичных складок, разноуровневое расположение подколенных ямок; вогнутая или выпуклая грудная клетка; несимметричность ребер, отведение плеч вперед и др. Иногда для большей точности прибегают к измерению различных параметров (расстояния между 7-м шейным позвонком и нижними углами лопаток, расстояния между лопатками, длины нижних конечностей, расчету плечевого индекса и др.).

Важное значение при диагностике нарушений осанки у детей имеет тест Адамса (наклон туловища вперед), с помощью которого определяется функциональное состояние изгибов позвоночника и наличие ротационного компонента, являющегося дифференциально-диагностическим признаком сколиоза.

Инструментальные методы обследования наиболее точны, поскольку позволяют избежать субъективных ошибок, связанных с визуальной диагностикой нарушений осанки у детей. В случае необходимости ребенку выполняется рентгенография, КТ или МРТ позвоночника.

Лечебный комплекс при нарушениях осанки у детей должен быть направлен на формирование полноценного мышечного корсета, выработку правильного функционального стереотипа.

Основная роль в коррекции нарушений осанки у детей принадлежит лечебной физкультуре, массажу (общему, ортопедическому, с элементами ЛФК, мышц живота, грудной клетки, спины и поясницы), мануальной терапии, гидротерапии, лечебному плаванию, кинезиотерапии. У детей школьного возраста в комплекс лечебно-коррекционных мероприятий целесообразно включать занятия на гребном тренажере, велотренажере, гимнастических комплексах. Из методов физиотерапии при нарушении осанки у детей используется электростимуляция мышц спины, индуктотермия, электрофорез, общее УФО, пелоидотерапия, талассотерапия.

При необходимости ребенку назначается ношение специального корсета, поддерживающего мышцы спины.

В большинстве случаев правильно организованный лечебно-двигательный режим способствует полной коррекции нарушений осанки у детей. При имеющихся стойких деформациях позвоночника может потребоваться хирургическая коррекция сколиоза.

Для профилактики нарушений осанки у детей крайне важны правильный режим дня, полноценное питание, сон на ортопедическом матрасе и подушке, точный подбор обуви, правильная организация рабочего пространства и др. Для выработки навыка правильной осанки детям необходима полноценная двигательная активность (прогулки, подвижные игры, гимнастика, занятия спортом), закаливание, профилактический массаж. Дети с нарушениями осанки должны состоять на диспансерном учете у детского ортопеда.

Cправочник болезней

Последние новости

предназначена только для ознакомления

и не заменяет квалифицированную медицинскую помощь.

Способы борьбы с нарушением осанки у детей дошкольного возраста

Перед тем как начинать лечение, важно определить причины, которые спровоцировали нарушения. Сколиоз у детей дошкольного возраста может быть врожденным или приобретенным. Говоря о врожденных изменениях и патологиях, в первую очередь важно вспомнить о родовых травмах. На формирование правильной осанки может влиять подвывих 1 шейного позвонка и кривошея. Также при некоторых генетических отклонениях и патологическом течении беременности могут происходить такие изменения, как дисплазия соединительной ткани, миотонический синдром, образование дополнительных позвонков, клиновидная деформация позвонков.

Такие патологические врожденные состояния диагностируют у 5-10% случаев. У всех остальных детей нарушения осанки носят приобретенный характер. В группу риска входят дети с избыточным весом и астеническим телосложением. Нередко нарушения осанки провоцирует недостаточная активность ребенка и недостаток некоторых витаминов и микроэлементов. Детей дошкольного возраста нельзя водить гулять, всегда держа за одну и ту же руку. Также опасны преждевременные посадка малыша и постановка на ноги.

Не помешает обратить внимание на детскую мебель. К нарушениям осанки приводят слишком мягкие матрасы и несоответствующие росту столы и стулья. На формирование правильной осанки влияют некоторые заболевания, связанные с опорно-двигательным аппаратом (остеомиелит, туберкулез, рахит, последствия переломов позвоночника). Иногда правильная осанка нарушается из-за глазных болезней (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Эти патологии вынуждают детей принимать неправильные позы во время рисования или других занятий за столом.

Приучать свое чадо к правильному сидению за столом и просто на стуле нужно с самого раннего возраста, чтобы в дальнейшем такой навык стал автоматическим и ребенок самостоятельно садился так как нужно. Голова всегда должна находиться вертикально или немного наклонена вперед. Плечи должны быть симметричными горизонтальной поверхности. При правильной посадке стопы полностью упираются об пол, а не свисают в воздухе. Ноги в коленях и бедрах расположены под прямым углом. Туловище должно быть прямым. Локти кладут свободно на стол.

Идеальное расстояние между столом и глазами – 30-35 сантиметров. В таком положении осанка находится в правильном виде, а позвоночник разгружается. Следите тщательно за тем, чтобы дети, сидя за столом, не сползали на него грудью, не подгибали под себя ноги, не сидели боком, не клали голову на одно плечо. Выбирая мебель, отдавайте предпочтение стульям со спинками, а не табуретам. Лучше всего подбирать мебель индивидуально, следя за тем, чтобы ребенок плотно сидел на сиденье, не сползал и не ерзал на нем.

Чтобы малыш формировал правильную осанку во время ходьбы, покупайте ему устойчивую обувь с супинаторами. Не позволяйте чаду искривлять ступни во время стояния. На состояние позвоночника влияет и традиция ставить детей в угол в качестве наказания. Длительное пребывание в одной позе заставляет ребенка сутулиться, опираться о стены и принимать другие неестественные позы.

В лечении детского сколиоза и других нарушений осанки гимнастика занимает важное место. Особенно важна правильная физическая нагрузка при наличии начальных стадий заболевания. Упражнения позволяют укрепить мышцы спины. Детям дошкольного возраста достаточно проводить комплекс из 3-4 основных корректирующих упражнений, направленных на разработку мышц спины, живота, сближение лопаток и расширение грудной клетки.

Лучше всего работать с детьми старших групп и подготовительных классов. В возрасте 4-6 лет малыши более осознанно проводят гимнастику и поддаются обучению. Главное в лечении физическими упражнениями – систематичность и индивидуальность. Перед внедрением в ежедневный режим тех или иных упражнений, обязательно пройдите обследование у ортопеда, педиатра или хирурга.

Одноразовые занятия не принесут ожидаемого эффекта. Гимнастика должна быть последовательной. Все лечебные и профилактические упражнения должны подбираться в индивидуальном порядке. Если ребенок жалуется на болезненные ощущения во время выполнения определенных движений, откажитесь от данного упражнения.

Для того чтобы заинтересовать малыша, делайте все упражнения в игровой форме и участвуйте в занятиях сами. Не заставляйте ребенка делать что-либо через силу.

Если он капризничает, лучше перенесите занятие на другое время. Ваша задача – создать наилучшие психо-эмоциональные условия. Каждое занятие должно длиться не более 25-30 минут. Первые результаты можно будет увидеть уже через 3-4 недели.

В лечении патологий опорно-двигательного-аппарата профилактика стоит на первом месте. Профилактические упражнения как нельзя лучше влияют на формирование правильной осанки. Предлагаем вашему вниманию несколько действенных и простых вариантов для ежедневной гимнастики.

Поставьте ребенка спиной к стене так, чтобы лопатки касались ее поверхности. Теперь пусть малыш медленно опуститься на корточки, не отходя от стены, и подымиться в исходное положение. Упражнение повторить несколько раз в медленном темпе. Если у вас дома имеется резиновый мяч, то смело используйте его для физкультуры. Положите ребенка животом на мяч и попросите его поочередно поднимать руки. Ноги при этом находятся на полу.

Для профилактики сколиоза обязательно приседайте на носках. Следите за ровным положением спины детей. Сразу же после сна на кровати можно проводить упражнение с прогибанием поясницы и вытягиванием рук. Для равномерного развития всех групп мышц важно делать наклоны в стороны, повороты туловища и шеи. Для того чтобы процесс дошел до автоматизма применяйте упражнения, где ребенку нужно выполнять движения с закрытыми глазами или между приемами поворачиваться на 360 градусов.

Важно научить ребенка отличать правильную и неправильную осанку, а также следить за собой самостоятельно. Для этого широко применяются игры направленные на подражание. При этом больше внимания акцентируйте на том, как все должно быть в идеале, а не наоборот. Выполняя такие нехитрые упражнения, вам не придется в будущем думать о серьезном лечении сколиоза с помощью корсетов и массажей.

В небольшом видео-ролике вы увидите основные методики и способы их применения для коррекции осанки детей дошкольного возраста.

Источники:
Нарушение осанки у детей дошкольного возраста
Как предупредить нарушения осанки у детей дошкольного возраста, в чем причины нарушения
http://www.allwomens.ru/5993-narushenie-osanki-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html
Нарушения осанки у детей
Нарушения осанки у детей. Симптомы. Диагностика. Что делать при диагнозе нарушения осанки у детей. Консервативное лечение и операции. Платные и бесплатные клиники, в которых лечится нарушения осанки у детей.
http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/incorrect-posture
Способы борьбы с нарушением осанки у детей дошкольного возраста
Формирование правильной осанки у детей – это одна из главных задач родителей. Позвоночник у малышей еще не сформирован, поэтому риск искривления высок
http://lechimdetok.ru/ortopediya/narushenie-osanki-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-6821.html

COMMENTS