Проверка почерка

Графология и инструментальная детекция лжи

Курсы повышения квалификации для практикующих полиграфологов по графологии состоятся с 15 по 19 июля 2013 года на базе Современного психофизиологического института. Тема: почерковедение.

Ученые из Израиля выяснили, что почерк человека меняется в тот момент, когда он начинает лгать. Такое открытие может послужить толчком для изобретения новых детекторов лжи, более точных, чем те, которые основаны на мимике, жестикуляции, движении глаз и других физиологических показателях. В исследованиях участвовали 34 добровольца, которым предложили написать по два абзаца. В первом абзаце испытуемый должен был описывать реальную историю из жизни, а во втором — выдуманную. Для письма ученые использовали систему, состоящую из компьютерного планшета, беспроводного электронного пера, имеющего датчик нажима, а также программы, анализирующие введенный текст.

В результате было выявлено, что при изложении выдуманной истории участники писали более крупными буквами, делали более длинные росчерки, а нажим пера был сильнее, чем при написании реальной истории. По мнению ученых, такое изменение почерка не что иное, как результат напряженной работы головного мозга, поскольку человеку необходимо попутно придумать историю.

Таким образом, даже людей, прекрасно умеющих скрывать свою подноготную, с головой выдает их почерк (а он, как и отпечатки пальцев, уникален). Во многих странах анализ почерка считается одним из популярных методов в психодиагностике личности. Графологическое тестирование давно применяется в странах Европы, Израиле и США, где многие фирмы сотрудничают с графологами при проверке кандидатов на ту или иную должность.

Эти изменения максимально ярко иллюстрируют и состояние душевного неблагополучия, и значимые жизненные события, подтверждая, что мы пишем не рукой, а мозгом, и все отражается на бумаге. Чтобы достоверно и безошибочно определить особенности личности по почерку, нужен большой опыт. И все же, усвоив кое-какую информацию, даже непрофессионал сможет понять в общих чертах, с кем имеет дело. По размерам полей, которые человек оставляет при написании, можно судить о его отношении к материальным ценностям. Если поля узкие — пишущий бережлив, широкие — щедр. Люди, у которых поле книзу расширяется, имеют склонность к расточительству, а те, у кого сужается, напротив, очень скупы. Скачущие и неровные строчки на письме говорят о хитрости того, кто писал. Ровные обычно присущи людям, которые трезво оценивают свои возможности. Оптимистов выдают строки, поднимающиеся вверх, а вот у пессимистов они «сползают» вниз.

Поэт Михаил Лермонтов часто менял почерк, но, даже когда он старался писать ровно и красиво, строчки всегда загибались вверх, а буквы «выскакивали» то вниз, то вверх. В одной из книг по графологии почерк Лермонтова рассматривается как типичный образец почерка невротической личности. Почерк с наклоном вправо — свидетельство преобладания чувств над разумом. У людей с «левыми наклонностями», наоборот, разум берет верх над чувствами; почерк без наклона — признак гармоничного сочетания между разумом и чувствами.

Нередко можно встретить людей с «детским» почерком. Именно о них никогда ничего нельзя сказать заранее. Одно известно наверняка: они часто ведут себя по-детски непосредственно. Образец почерка, состоящий из нескольких предложений, это действительно предмет для графологического исследования.

А говорит ли о чем-либо подпись? Ведь зачастую это всего лишь несколько знаков. Как утверждает преподаватель Санкт-Петербургской гуманитарной академии, психолог и графолог Светлана Коваленко, «. подпись — это как визитная карточка. У некоторых она бывает очень красивая, витиеватая, а при близком контакте понимаешь, что человек больше хочет казаться, чем быть.. Подпись без росчерка свидетельствует о высокой культуре и хорошем вкусе. Так часто расписываются многие крупные писатели и ученые.

Прямой росчерк, дополняющий подпись, принадлежит, скорее всего, персоне энергичной, решительной и смелой. Волнистым росчерком обладают люди дипломатичные, способные обходить сложные ситуации. Иногда подпись кончается точкой. Это указывает на склонность к самоанализу, умение принимать взвешенные решения и доводить дело до конца. Перечеркнутая подпись — самокритичность, недовольство собой, сомнение.

Всего же психолог-графолог использует при анализе подписи более 40 признаков». Предположим, что вы не сумели по внешнему виду человека определить его характер. В этом случае попросите его черкануть вам пару строк. Но учтите, серьезные графологи для анализа используют не менее двух листов, поскольку обычно на первом листе человек пишет не так естественно, как на последующих.

Источник:
Графология и инструментальная детекция лжи
Курсы повышения квалификации для практикующих полиграфологов по графологии состоятся с 15 по 19 июля 2013 года на базе Современного психофизиологического института. Тема: почерковедение. Ученые
http://www.expert-lie.ru/news/145/

Криминалистическое исследование письма

Характеристика основ криминалистического исследования письма и письменной речи. Свойства почерка. Факторы, влияющие на его формирование. Признаки письменной речи, автороведческая экспертиза. Следственный эксперимент для проверки показаний свидетеля.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

почерк экспертиза следственный эксперимент

Теоретический вопрос — Охарактеризуйте основы криминалистического исследования письма и письменной речи

Список использованной литературы

1. Охарактеризуйте основы криминалистического исследования письма и письменной речи

Криминалистическое исследование письма — раздел криминалистического исследования документов, включающий систему научных положений и основанных на них средств, приемов и методов использования и исследования рукописных документов на основе анализа письменной речи и почерка в целях раскрытия, расследования и предотвращения преступлений.

Письмо — средство запечатления мыслей человека с помощью специальных знаков, передающих элементы речи (звуки, слоги, слова). Специально созданные знаковые системы письма служат средством выражения определенного содержания и обеспечивают возможность общения людей, получения информации.

Почерк — зафиксированная в рукописи система привычных движений, в основе формирования которой лежит письменно-двигательный навык.

Формирование такого навыка происходит одновременно с обучением письму. Этот процесс начинается до поступления ребенка в школу и заканчивается примерно в 20 — 25 лет. Физиологической основой формирования почерка является система временных связей, образующихся в результате многократных упражнений, что приводит к возникновению соответствующего динамического стереотипа.

Факторы, влияющие на формирование почерка:

— субъективные — анатомические особенности пишущего (строение рук, глаз, недостатки зрения и т.п.); психофизиологические особенности обучающегося письму (восприятие письменных знаков, запоминание строения письменных знаков в целом и их элементов, внимание и осознание движений при обучении письму); тип нервной системы и память;

— объективные — посадка и условия письма, методика обучения письму.

Возможность решения диагностических и идентификационных задач при исследовании рукописных документов обусловлена следующими свойствами почерка:

а) устойчивость и в то же время вариационность, то есть наличие у пишущего нескольких вариантов почерка (основного и дополнительных);

б) индивидуальность, выражающаяся в специфических изменениях, дополнениях или сокращениях обычной стандартной (школьной) прописи. На формирование у каждого человека индивидуального почерка оказывают влияние вышеуказанные факторы объективного и субъективного характера;

в) отображаемость, которая реализуется при выполнении каких-либо письменных текстов (документов).

Признаки письма подразделяются на:

— признаки письменной речи;

Признаки письменной речи отражают навык владения человеком культурной речью и выражают смысловую сторону письма. Можно выделить общие и частные признаки письменной речи.

— общий уровень грамотности — степень владения правилами письма на определенном языке. Уровень развития грамматических навыков может быть высоким, средним и низким;

— степень развития лексических навыков, характеризующаяся объемом словарного запаса, особенностями построения изложения, наличием навыков акцентирования и др. Объем словарного запаса может быть обширным, средним или ограниченным;

— степень развития стилистических навыков, которая определяется особенностями использования различных стилей (официально-делового, научного, публицистического, производственно-технического, разговорного).

Частные признаки: наличие аналогичных устойчивых лексических и грамматических ошибок, особенности авторской лексики, способа акцентирования, использования символов, сокращений и т.п.

Общие признаки характеризуют почерк в целом как систему движений, а также отражают:

— преобладающую ориентацию (размещение) движений* — размещение самостоятельных фрагментов (заголовков, дат, подписей и т.п.), наличие или отсутствие полей, красной строки, интервалов и их характеристики и др.;

— степень и характер сформированности почерка, в зависимости от которых различают высоко-, средне- и маловыработанный почерк. Степень выработанности почерка определяется темпом письма и координацией движений;

— структуру движений по их траектории, которые проявляются в преобладающей форме и направлении движений, наклоне, размере, разгоне почерка, нажиме.

Частные признаки отражают особенности письменно-двигательного навыка конкретного человека: сложность, форму, направление, протяженность, количество и вид соединения, последовательность и относительное размещение движений при выполнении письменных знаков и их элементов Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с изм. и доп. от 02.07.2013 г.) // СЗ РФ от 24 декабря 2001 г., № 52 (часть I), ст. 4921 .

Совокупность общих и частных признаков письменной речи и почерка используют для решения идентификационных и диагностических вопросов, возникающих в ходе расследования преступлений. С этой целью назначается почерковедческая экспертиза, на которую вместе с постановлением следователя о назначении соответствующей судебной экспертизы направляется исследуемая (спорная) рукопись, а также образцы для сравнительного исследования (свободные, условно-свободные и экспериментальные).

В ходе почерковедческих исследований решаются диагностические и идентификационные вопросы.

— не выполнена ли рукопись умышленно искаженным почерком;

— не выполнена ли рукопись с переменой пишущей руки;

— не выполнена ли рукопись с подражанием почерку определенного лица;

— не выполнена ли рукопись в непривычной позе;

— не выполнена ли рукопись лицом в необычном состоянии (усталости, волнения, алкогольного или наркотического опьянения, в болезненном состоянии и т.п.);

— какова предположительная давность выполнения рукописи;

— кем (мужчиной или женщиной) выполнена рукопись.

— кем из числа проверяемых лиц выполнена спорная рукопись;

— не выполнены ли спорные рукописи одним и тем же лицом Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ “Об оружии” (с изм. и доп. от 29 июня 2004 г.) // СЗ РФ от 16 декабря 1996 г., № 51, ст. 5681 .

Для установления автора конкретного текста назначается автороведческая экспертиза, в основе которой лежит анализ и оценка признаков письменной речи. Необходимость в установлении авторства возникает в тех случаях, когда анонимный документ написан под диктовку или переписан другим лицом, напечатан на пишущей машинке, принтере или другим способом.

В ходе автороведческой экспертизы также решаются диагностические и идентификационные вопросы.

— каков образовательный уровень автора текста;

— является ли данный язык родным для автора текста, если нет, то какой язык, предположительно, является его родным. Носителем какого наречия (диалекта, говора) является автор текста;

— составлен ли исследуемый документ лицом, обладающим навыками определенного (научного, делового, публицистического и др.) стиля письменной речи;

— составлен ли данный текст с намеренным искажением письменной речи или лицом в необычном психофизиологическом состоянии.

— является ли данное лицо автором текста;

— является ли данное лицо автором нескольких спорных текстов.

Объекты автороведческой экспертизы — документы рукописные, машинописные, изготовленные полиграфическим способом, их копии. При исследовании установление авторства документов возможно лишь при наличии не менее 500 слов в документе.

2. Выберите из предоставленных вариантов один правильный ответ:

1. Не является предметом криминалистической тактики:

а)тактика следственных действий;

б) принятие тактических решений;

в)тактика оперативно-розыскных мероприятий;

г) тактика обыска.

2. Выбор цели воздействия на следственную ситуацию и приемов ее достижения называется:

а) тактической рекомендацией;

б) тактическим решением;

в) тактической комбинацией;

г) тактическим приемом.

3. Сущность обыска заключается:

а) в принудительном обследовании помещений и иных мест;

б) в требовании выдать похищенное;

в) в требовании выдать орудия преступления;

г) в требовании выдать предметы, изъятые из гражданского оборота.

4. Обязательной стадией допроса является:

б) стадия свободного рассказа;

5. Не относится к общим признакам почерка:

6. Сущность следственного осмотра заключается:

а) в непосредственном восприятии и изучении объекта осмотра;

б) в изъятии доказательств;

в)в установлении личности преступника;

г)в установлении личности потерпевшего.

7. Осмотр места происшествия подразделяется на следующие этапы (укажите в логической последовательности):

а)подготовительный, рабочий, заключительный;

б)начальный, исследовательский, заключительный;

в)подготовительный, заключительный, рабочий;

г)рабочий, заключительный, подготовительный.

8. Целями следственного освидетельствования являются:

а)установление на теле следов преступления и особых примет;

б)установление тяжести телесных повреждений;

в) установление повреждений одежды;

г) все ответы правильные.

5 июля 2011г., в 24 часа, житель деревни Кленовое Василенко Петр из окна своей комнаты увидел убегавшего от дома соседей Семеновых человека с бидоном в руке. Через пять минут дом Семеновых был объят пламенем. В результате пожара сгорел дом и надворные постройки Семеновых. На допросе Василенко Петр заявил, что, несмотря на темное время, он узнал человека, который незадолго до возникновения пожара убегал от дома Семеновых. Это был односельчанин Крохоборов, пьяница и хулиган, с которым у него давно сложились крайне неприязненные отношения. Осмотром места происшествия было установлено, что расстояние от дома Василенко до дома Семеновых составляет 20 м., из всех окон дома Василенко хорошо просматривается та часть улицы, где стоял дом Семеновых.

Задание. Решите, есть ли необходимость в проведении следственного эксперимента для проверки показаний свидетеля Василенко Петра. Если да, то определите вид эксперимента, цель, порядок производства. Составьте протокол следственного эксперимента по данной фабуле.

Следственный эксперимент это процессуальное действие, предусмотренное ст. 181 УПК РФ, производимое в целях проверки данных, имеющих значение для расследуемого уголовного дела, путем совершения различных опытных действий после реконструкции обстановки и иных обстоятельств произошедшего. В приведенном примере проведение следственного эксперимента необходимо для проверки сведений, полученных в ходе допроса Василенко Петра с целью выяснить возможность визуального восприятия им криминалистически значимого факта, а именно, возможности увидеть и опознать в темное время суток с расстояния 20 м раннее знакомого им человека, а именно Крохоборова.

Достоверность результатов следственного эксперимента обеспечивается его проведением в условиях, максимально сходных с теми, в которых происходило проверяемое событие, а также неоднократностью и вариационностью опытов. Последнее необходимо для того, чтобы удостовериться, что полученные результаты закономерны, а не случайны.

Таким образом, подготовка к проведению данного следственного действия сводится к двум этапам:

До выезда на место эксперимента следователь должен опре-делить:

После уяснения всех этих вопросов следователю необходимо составить план эксперимента, в котором он отразит указанные выше вопросы, а также содержание опытных действий, их последовательность и возможные варианты; меры по обеспечению явки участников.

Как только следователь и остальные участники следственного эксперимента приедут на место, следователь должен:

а) объявить о начале производства следственного действия и установить личность каждого из его участников;

б) разъяснить им их права и обязанности;

в) предупредить участников эксперимента об ответственности за разглашение данных предварительного следствия по делу;

г) уведомить участников об использовании технико-криминалистических средств фиксации в ходе следственного эксперимента;

д) зафиксировать в протоколе факт выполнения процессуальных предписаний, а также время начала экспериментальных действий;

е) дать задание сотрудникам полиции удалить с места проведения следственного эксперимента посторонних лиц, а при необходимости приостановить движение транспортных средств и обеспечить личную безопасность всех участников следственного действия;

ж) провести инструктаж участников эксперимента, в ходе которого разъяснить его цель, содержание и последовательность выполнения опытных действий, определить место нахождения каждого участника и маршруты передвижения, установить способы связи, конкретизировать точки съемки, а также опытные действия и фрагменты обстановки, которые должны быть зафиксированы с помощью технико-криминалистических средств.

Сам следственный эксперимент может проходить по следующему сценарию: Василенко, стоя у окна своей квартиры должен увидеть и опознать( или не опознать) лицо, выбегающие из дома Семеновых. Следователь находится рядом со свидетелем, используя средства связи, подает сигнал сотруднику полиции, находящийся с подозреваемым и двумя стажерами на улице. В это время от дома Семеновых начинает бежать человек с бетоном в руке (в произвольном порядке, подозреваемый или один из двух стажеров. Действие должно повториться несколько раз, для того, чтобы убедится, что это не случайность. Василенко, наблюдая за улицей, должен комментировать, что он видит, и в случае опознания лица, должен подробно указать по каким именно чертам он его узнал.

Ход и результаты проведенного эксперимента протоколируются и фиксируются с помощью технико-криминалистических средств.

1. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с изм. и доп. от 02.07.2013 г.) // СЗ РФ от 24 декабря 2001 г., № 52 (часть I).

2. Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ “Об оружии” (с изм. и доп. от 29 июня 2004 г.) // СЗ РФ от 16 декабря 1996 г., № 51.

3. Криминалистика: техника, тактика и методика расследования преступлений: научно-практическое пособие / Бастрыкин А. И. — М.: Юридический центр Пресс, 2010. — 495 с.

4. Баев О.Я. Основы криминалистики / О.Я. Баев. — М.: Издательство «Эксмо», 2009. — 288 с.

Размещено на Allbest.ru

Теория судебно-почерковедческой идентификации. Задачи исследования почерка в практической деятельности. Условие использования свойств почерка и его признаки. Процесс функционирования и эволюции современного письма и основные этапы исследования почерка.

Понятие и отрасли криминалистической техники. Криминалистическое отождествление человека по признакам внешности. Исследование материалов, веществ и изделий. Криминалистическое исследование документов, письменной речи, оружия и следов его применения.

Общие сведения о почерке. Идентификационные признаки письма. Однотипное проявление в почерке конкретного лица двигательного навыка письма. Теоретический фундамент криминалистической экспертизы почерка. Методы почерковедения.

Теоретические основы судебного почерковедения. Идентификационные признаки почерка. Характеристики степени сформированности письменно-двигательных навыков — степень выработанности, координация движений, строение почерка по степени сложности и темпу письма.

Понятие и разновидности документов, особенности их криминалистической экспертизы: почерковедческая, автороведческая. Последовательность и задачи технико-криминалистического исследования документов. Способы подделки подписей, оттисков печатей и штампов.

Понятие, сущность, содержание, виды, организация, принципы и последствия следственного эксперимента. Основания и психологическое значение проверки показаний на месте. Особенности проверки осведомленности и степени ориентации в помещении или на местности.

Отличие проверки показаний на месте от иных следственных действий. Подготовка к проведению проверки показаний на месте, оценка результатов. Специфика проведения проверки показаний на месте при расследовании убийств, грабежей и разбойных нападений.

Криминалистическое исследование почерка, его принципы и применяемые методы, типы изучаемых отличительных признаков и их формирование. Порядок проведения осмотра места происшествия. Основные требования и содержание оперативно-розыскных мероприятий.

Объекты технико-криминалистических исследований. Задачи технико-криминалистического исследования документов. Выявление трасологических следов. Интеллектуальные и материальные подлоги документов. Подчистка. Травление. Проведение следственного эксперимента.

Содержание уголовно-процессуального доказывания, сущность и значение показаний свидетеля в уголовном судопроизводстве РФ. Правила проведения допроса, круг лиц, не подлежащих допросу в качестве свидетеля. Проверка показаний для установления истины по делу.

Источник:
Криминалистическое исследование письма
Характеристика основ криминалистического исследования письма и письменной речи. Свойства почерка. Факторы, влияющие на его формирование. Признаки письменной речи, автороведческая экспертиза. Следственный эксперимент для проверки показаний свидетеля.
http://knowledge.allbest.ru/law/3c0b65635a3bd69b5c43a89521306c37_0.html

Проверка почерка

Исследование документов, почерка в современной криминалистике является одной из важнейших и актуальных задач, т.к. в настоящее время все чаще и чаще преступники отказываются от таких грубых средств аргументации как финка и окровавленный топор и переходят к более цивилизованным методам, позволяющим с меньшими затратами энергии и минимальным риском получать гораздо больший эффект («доход») от своих действий. Для того, чтобы выразить общую мысль, стоит воспользоваться весьма точной по формулировке цитатой одного блестящего криминалиста: “Зачем взламывать сейф, когда можно получить его содержимое одним грамотным росчерком пера”. Столь ценная мысль подтверждается динамикой роста “беловоротничковой” преступности, столь распространенной в России в последнее время.

Особенностью документа как источника доказательств является то, что содержащаяся в нем информация выражена знаками: рукописными или печатными буквами, цифрами, символами. Если содержащаяся в документе информация выражена не только знаками, но и материальными признаками, например смывание, подчистка, травление, переделка, признаками, характеризующими исполнителя рукописи, и т.п., документ является одновременно и вещественным доказательством. В этом случае на документ распространяются правила обращения с вещественными доказательствами.

Различают три вида криминалистического исследования документов:

1. Криминалистическое исследование почерка (почерковедение);

2. Криминалистическое исследование автора текста (автороведение);

3. Технико-криминалистическое исследование документов.

Почерковедческая экспертиза представляет собой один из наиболее распространенных видов судебных экспертиз, один из наиболее часто назначаемых в арбитражном, гражданском, уголовном процессе. Задача криминалистического исследования почерка состоит в установлении исполнителя либо в установлении свойств и состояний исполнителя (пол, возраст, физические и профессиональные особенности, состояние опьянения и др.).

Основным вопросом, разрешаемым почерковедческим исследованием, является идентификация исполнителя рукописи. Наряду с этим в криминалистике разработаны методы диагностических исследований письма. Посредством этих исследований могут быть разрешены вопросы, касающиеся необходимых условий исполнения текста рукописи (подписи) и характера состояния исполнителя, способа искажения почерка, определения пола исполнителя и др.

В настоящее время ведутся успешные теоретические и экспериментальные исследования по установлению психофизиологических, характерологических, профессиональных, образовательных, интеллектуальных и иных свойств исполнителя.

Присущая каждому пишущему индивидуальная и динамически устойчивая совокупность графических и технических навыков, отображенная в рукописях, называется почерком данного лица. Почерк содержит в себе своеобразно закодированную информацию о личности человека, об обстоятельствах и условиях выполнения рукописи. Задача эксперта, исследующего рукопись, заключается в том, чтобы получить максимальный объем сведений, полезных для расследования и судебного разбирательства.

В целом можно считать, что расшифровка информации, содержащейся в почерке, получение возможно более полных данных о личности исполнителя текста являются основной целью почерковедческого исследования.

Почерк — сложная целостная система, различные стороны которой взаимно связаны. Для него характерны, как известно, свойства, позволяющие использовать его в криминалистических целях. Одни из них (индивидуальность и относительная устойчивость) являются исходными предпосылками для идентификации личности исполнителя, другие (способность реагировать на различные психофизиологические факторы) дают возможность получить данные о внешней обстановке и внутреннем состоянии писавшего.

Возможность установления автора и исполнителя документа основана на неповторимости и устойчивости письменно – двигательных и речевых навыков человека. На процесс формирования письма оказывают влияние условия обучения человека, действие окружающей среды, трудовая и социальная деятельность человека, психофизиологические способности.

Поскольку сфера гражданского права тесно связана с оформлением большого количества документов, спорные моменты, касающиеся почерка, возникают довольно часто.

Так, Бинон Л.В. обратилась в суд, оспаривая завещание своего отца. Обстоятельства дела: гр. Бинон В.Н. составил завещание, согласно которому все его недвижимое имущество переходило его супруге от 2 брака – Никитиной Т.С. Между тем, у него имелась дочь от 1 брака – Бинон Л.В., которую он воспитывал до 17 лет и впоследствии оказывал помощь. Гражданка Бинон Л.В., имея основания полагать, что завещание составлено и подписано не ее отцом, ходатайствовала перед судом о назначении судебно-почерковедческой экспертизы. Такое исследование было проведено, по результатам которого было установлено, что «текст завещания и подпись от имени Бинон В.Н. выполнен не Бинон В.Н., а другим лицом». Предметом почерковедческого исследования являются факты и обстоятельства, которые эксперты устанавливают на основе специальных знаний в области судебного почерковедения.

Типичной сегодня является ситуация построенная на подделке документов:

-подделка подписей в завещании;подделка документов при проведении мошеннических операций (Пример: Объявление в газете: «Поможем отсудить неприватизированную квартиру после смерти родственников»);

— подделка подписных листов; подделка документов, предоставляемых в суд в качестве доказательств по делу; и т.д.

Судебно-почерковедческая экспертиза позволяет решать значительный круг задач — идентификационные задачи, предполагающие установление конкретного исполнителя рукописи (текста, подписи, цифровой записи).

Значительное место среди идентификационных почерковедческих экспертиз занимают исследования подписей. Это малоинформативные объекты, при исследовании которых зачастую невозможно ответить на поставленные вопросы. Такие же сложности возникают и при исследовании слишком кратких записей, например, одиночных букв или цифр при дописках, исправлениях и т п.

При решении задач идентификационного характера перед экспертом могут быть поставлены такие вопросы:

кем, из числа определенных лиц, исполнен рукописный текст либо его часть?
не исполнена ли подпись от имени определенного лица этим же или другим определенным лицом?
исполнены ли тексты разных документов или разные части одного документа одним лицом?
исполнены ли текст документа и подпись в нем одним лицом ?

Классификационные задачи предполагают установление по почерку свойств личности, характерных для определенных групп пишущих лиц. Актуальность таких исследований определяется потребностями судебной практики, для которой важно объективно оценивать мотивы совершения деяния, характер и значение совершенных действий, особенности психики исполнителя рукописей, различные его состояния. Необходимость в психолого-почерковедческой экспертизе возникла давно для определения типа и свойств нервной системы (особенно темпера­мента), патологических ее особенностей, черт харак­тера. Полученные данные о зависимостях между физиологическими свойствами личности и почерком, установление конкретных признаков почерка, отображающих эти зависимости, позволяют в настоящее время решать ряд классификационных почерковедческих задач, которые можно сформулировать в виде вопросов к эксперту:

лицом какого пола написан текст документа?
каков возраст исполнителя рукописи, подписи ?

Диагностические задачи состоят в распознавании времени и условий выполнения конкретной рукописи. Следует заметить, что решению экспертных диагностических задач, связанных с установлением условий рукописного документа в настоящее время уделяется значительное внимание. К числу таких диагностических задач относятся: установление факта выполнения рукописи искаженным почерком, вид искажения; выполнение рукописи с подражанием почерку другого лица; выполнение подписи в необычных условиях, не связанных с намеренным изменением почерка. К сказанному следует добавить исследование рукописей, выполненных в состоянии опьянения, стресса, состоянии повышенного нервного возбуждения и торможения и т. п.

При решении диагностических задач перед экспертом-почерковедом могут быть поставлены следующие вопросы:

Не выполнена ли рукопись в необычных условиях, в необычном состоянии писавшего?
Обычным или измененным (скорописным, печатным, непривычной рукой) почерком выполнен документ ?
Выполнен ли текст или подпись с подражанием почерку, подписи конкретного лица, от имени вымышленного лица ?

Принятый ГПК РФ содержит новеллу – статью 81, регламентирующую процесс получения образцов. Положительным моментом такого нововведения является то, что отбор образцов может (а в большинстве случаев это просто необходимо) проводиться с участием специалиста. В некоторых случаях (например, при получении образцов подписи от имени другого лица) недопустимо предоставлять лицу, у которого отбираются такие образцы, «списывать» и «срисовывать» исследуемый объект. В таких ситуациях целесообразно привлечь специалиста, поскольку в большинстве своем подобные тонкости знают немногие работники судейского аппарата.

Для судебного процесса доказательства имеют огромное значение — они являются основой всего судебного разбирательства. На основе доказательств суд выносит свое решение. Но чтобы вынести решение по делу, суду необходимо использовать юридически правильные доказательства – оформленные в соответствии с определенным правовым регламентом. А для определения таких доказательств суду необходимо их правильно установить, классифицировать, дать определения.

Закон устанавливает, что доказательствами по гражданским делам являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

Экспертиза – исследование по заданию суда сведущим лицом – экспертом – предоставляемых в его распоряжение материальных объектов с целью установления фактических данных, имеющих значение для правильного разрешения дела, результаты которого отражаются в особом процессуальном документе — заключении эксперта. Экспертиза в судопроизводстве призвана представить суду новые средства доказывания, содействуя, тем самым, законному и обоснованному осуществлению правосудия по конкретному делу.

В связи с этим у заинтересованных сторон часто возникает вопрос – какого эксперта выбрать? Экспертиза регламентируется ГПК, УПК, АПК, КоАП и Федеральным законом ФЗ-73 «О государственной судебно-экспертной деятельности», ст. 41 которого переносит действие данного закона на негосударственные экспертные учреждения. Существующее законодательство не делает различия (не расставляет приоритеты) какое экспертное учреждение – государственное или негосударственное выполняло экспертизу.

Негосударственные экспертные учреждения сегодня выходят на лидирующие позиции по качеству проведения экспертиз. Это связано в первую очередь с тем, что кадровый состав формируется из лучших экспертов региона, которые последние годы выходят на пенсию после работы в государственных экспертных учреждениях, а государственные экспертные учреждения, в большинстве своем, не подготовили смену. Ситуация типична для современной России — в образовании, медицине, культуре и экспертизе.

Не маловажное значение имеет товарная марка производителя, которая так же справедлива и для экспертных учреждений. Если государственные экспертные учреждения «обречены» на постоянное назначение экспертиз в их адрес, то негосударственные экспертные учреждения борются за доверие к ним со стороны суда, повышая качество и снижая стоимость проведения исследований.

Стандартные требования к исходным данным МЮ, МВД.

Источник:
Проверка почерка
почерк поерковедческая экспертиза
http://www.cneat.ru/poherk.htm

COMMENTS