Разумный эгоизм

Как не перепутать любовь к себе и эгоизм

09:51 ,03 Апрель 2017

Так уж сложилось, что в представлении многих людей такие понятия, как «эгоизм» и «любовь к себе» являются синонимами. А ведь на самом деле это далеко не одно и то же.

Поэтому когда вы слышите рекомендации по поводу того, что нужно полюбить себя, чтобы достигнуть умиротворения с самим собой и стать счастливым, не стоит критически к этому относиться. Гораздо лучше разобраться, что имеется в виду и почему это не тот эгоизм которого стоит избегать.

Корни упомянутого вначале недостоверного убеждения обычно произрастают из детства, когда родители не утруждают себя пояснять ребенку, кто такой эгоист, просто называя его этим словом, надеясь пристыдить , чтобы сделать послушным и податливым к внушению. При этом они, как правило, не задумываются о том, что таким образом лишают ребенка возможности полюбить себя.

Требуешь включить по телевизору мультики, когда его смотрят родители – значит, ты эгоист. Не убрал в своей комнате и маме самой пришлось это сделать – эгоист. Не поделился конфетой – снова эгоист!

И когда подобная критика становится регулярной, у ребенка есть два пути: понять, что эгоист – это плохо, стать послушным и начать учитывать потребности и просьбы родителей/друзей, либо смириться с прикрепленным к нему ярлыком, полностью сосредоточившись лишь на себе. Общее для обоих случаев – любовь к себе формируется неправильно или не формируется вовсе.

Поскольку все мы разные, проблема эгоизма проявляется в нас тоже по-разному: кто-то ее замечает, кто-то нет; кому-то нравится быть эгоистом, а кому-то опять же нет.

Начнем с того, что попытаемся разобраться, кто такой эгоист. Если в двух словах, то в общем принято считать эгоистом человека, ставящего свои интересы превыше интересов других – ориентирующегося на выполнение действий, результат которых приносит пользу в первую очередь ему самому.

По большому счету эгоистами являются все обитатели нашей планеты. Да, не только люди, но и весь животный мир живет по эгоистическим принципам.

Но только у человека эгоизм может принимать несколько форм: здоровый (или разумный эгоизм) и нездоровый.

Здоровый эгоизм основывается на принципе удовлетворения собственных потребностей с учетом интересов окружающих людей. Это значит, что ваша личность для вас на первом месте: вы осознаете свои потребности и желания, несете ответственность за свое счастье, здоровье и развитие. Но в определенных ситуациях вы можете отодвигать личные интересы на второй план во имя потребностей других людей. При этом, поступая подобным образом, вы делаете это осознанно, а не потому, что «так надо» или «должен».

Если же человек живет в реальности, где есть исключительно только его личные потребности, это говорит о том, что эгоизм человека нездоровый. Убеждения нездорового эгоиста могут доходить до крайности вроде того, что он лучше всех, и окружающие просто недостойны получать то, что получает он. Парадокс состоит в том, что именно такие личности и любят рассказывать о том, что эгоизм – это плохо.

Если оглянуться в прошлое и хотя бы вскользь по главам пролистать страницы истории человечества, можно сделать вывод: эгоизм человека приводил отдельных личностей на вершину пирамиды социума, откуда они с высоты смотрели на остальных людей. Речь идет о «великих» правителях, королях, царях и т. д. Результатом нездоровой любви к себе становились действия, которые одновременно приносили пользу эгоисту у власти и наносили вред окружающим (будь то его подданные или соседнее королевство).

Да, проблема эгоизма нездорового существовала во все времена и приносила немало неудобств тем, кто оказывался в окружении личностей чересчур подверженных ей. Очень часто эгоизм человека ослепляет, делая невосприимчивым к проблемам окружающих его людей. И поскольку

обычно «в чужом глазу соринку видишь, а в своем бревно не замечаешь», поставить себе диагноз «эгоизм» проблема не из легких. Не говоря уже о том, чтобы попытаться с этим бороться.

И тем не менее практически каждому под силу выработать в себе именно разумный эгоизм. Некоторые могут сами с этим справиться, вовремя заметив проблему. Другим же может понадобиться помощь со стороны.

Когда употребляется понятие «любовь к себе», имеется в виду как раз таки тот самый разумный эгоизм, который позволяет дать своей личности все, что потребуется для счастья, не навредив при этом окружающим и даже поспособствовав достижению ими того же самого.

Но поскольку говорить «стань разумным эгоистом» звучит несколько двояко и не всем понятно, обычно используется более привычное «полюби себя», хотя по факту это одно и то же.

Поэтому «полюбить себя» означает поставить свою личность на первое место (удовлетворение потребностей, поднятие самооценки, самореализация, достижение целей и т. п.), не переступая при этом грань уважения интересов других людей.

Что касается неразумного эгоизма, который чаще всего и имеется в виду, когда говорят об эгоизме в целом, то с «любовью к себе» он не имеет ничего общего. Тут было бы уместнее говорить о себялюбии – понятии, которое хоть и звучит похоже, но все же кардинально отличается, поскольку это и есть то самое чрезмерное увлечение своими потребностями и игнорирование интересов всего остального окружающего мира.

Как видите, всё это понятия довольно зыбкие, но все же имеющие существенные различия, уловить суть которых способен далеко не каждый.

Когда в человеке присутствует разумный эгоизм, обычно имеется и умение слышать критику. И это очень важно, поскольку так любовь к себе находится в тех самых «здоровых» пределах. Правда, слышать критику нужно уметь беспристрастно, воспринимая ее просто, как информацию к размышлению, во время которого вы уже сами решаете, полезна она для вас или нет.

Также важно не бояться критики, иначе любовь к себе может существенно пострадать. Страх перед критикой возникает лишь тогда, когда вы боитесь пораниться. Следовательно, ее нужно воспринимать, как то, что делает вас сильнее, а не пытается навредить.

Присоединяйтесь к числу разумных эгоистов!

Любовь к себе открывает путь к счастью через здоровый эгоизм и возможность спокойно, с благодарность воспринимать критику от тех, кто желает Вам добра (и пропускать мимо ушей от тех, кому лучше было бы помолчать).

Чтобы полюбить себя правильно, нужно научиться четко различать понятия эгоизма и любви к себе. Надеемся, наши разъяснения помогут вам в этом. Если же проблема эгоизма в вас самих или ваших близких перешла в уже совсем тяжелую стадию и самостоятельно справиться с ней не получается, всегда можно получить помощь о тех, кто «зубы на этом съел». Курс-интенсив по методу Polza «Как полюбить себя» – один из таких вариантов.

Источник:
Как не перепутать любовь к себе и эгоизм
Так уж сложилось, что в представлении многих людей такие понятия, как «эгоизм» и «любовь к себе» являются синонимами. Как вы считаете?
http://polza.com/pereputat-lyubov-k-sebe-egoizm/

Разумный эгоизм

ЭГОИЗМ РАЗУМНЫЙ – этическое учение, предполагающее, что: а) все человеческие поступки имеют основанием эгоистический мотив (желание блага себе); б) разум позволяет выделить из общего объема побуждений такие, которые составляют правильно понятый личный интерес, т.е. позволяет обнаружить ядро тех эгоистических мотиваций, которые соответствуют разумной природе человека и общественному характеру его жизни. Результатом этого становится этико-нормативная программа, которая, сохраняя единую (эгоистическую) основу поведения, предполагает этически обязательным не только учет интересов других индивидов, но также совершение поступков, направленных к общей пользе (напр., благодеяния). Вместе с тем разумный эгоизм может ограничиваться констатацией того, что стремление к собственной пользе способствует пользе других, и тем самым санкционировать узкопрагматическую нравственную позицию.

В Античную эпоху, в период зарождения этой модели этического рассуждения, она сохраняет свой периферийный характер. Даже Аристотель, разработавший ее наиболее полно, отводит ей роль всего лишь одной из составляющих дружбы. Он считает, что «добродетельному надлежит быть себялюбом», и объясняет самопожертвование через максимальное удовольствие, связанное с добродетелью. Рецепция в эпоху Возрождения античных этических представлений (прежде всего, эпикуреизма, с акцентом на стремлении к удовольствию) сопровождается, напр., у Л.Валлы требованием «научиться радоваться пользе других людей».

Теория разумного эгоизма получает разработку как во французском, так и в англо-шотландском Просвещении – наиболее ярко у А.Смита и Гельвеция. Смит соединяет в единой концепции человеческой природы представление о человеке экономическом и человеке нравственном. По мнению Гельвеция, рациональный баланс между эгоистической страстью индивида и общественным благом не может сложиться естественно. Лишь бесстрастный законодатель с помощью государственной власти, используя награды и наказания, сможет обеспечить пользу «возможно большего числа людей» и сделать основой добродетели «выгоду отдельного индивида».

Подробную разработку учение разумного эгоизма получило в поздних работах Л.Фейербаха. Нравственность, по Фейербаху, опирается на чувство собственного удовлетворения от удовлетворения Другого – основной моделью его концепции служит взаимоотношение полов. Даже, казалось бы, антиевдемонистические моральные поступки (прежде всего самопожертвование) Фейербах пытается свести к действию разумно-эгоистического принципа: если счастье Я необходимо предполагает удовлетворение Ты, то стремление к счастью как самый мощный мотив способно противостоять даже самосохранению.

Разумно-эгоистическая концепция ?.Г.Чернышевского опирается на такую антропологическую трактовку субъекта, согласно которой истинное выражение полезности, тождественной добру, состоит в «пользе человека вообще». Благодаря этому при столкновении частного, корпоративного и общечеловеческого интересов должен превалировать последний. Однако в силу жесткой зависимости человеческой воли от внешних обстоятельств и невозможности удовлетворения высших потребностей до удовлетворения простейших разумная коррекция эгоизма, по его мнению, будет эффективна лишь при условии полной переделки структуры общества.

В философии 19 в. идеи, родственные концепции разумного эгоизма, высказывались И.Бентамом, Дж.С.Миллем, Г.Спенсером, Г.Сиджвиком. С 50-х гг. 20 в. разумный эгоизм стал рассматриваться в контексте понятия «этический эгоизм». Созвучные положения содержатся в прескриптивизме Р.Хеара. Развернутая критика теорий разумного эгоизма представлена в работах Ф.Хатчесона, И.Канта, Г.Ф.В.Гегеля, Дж.Э.Мура.

Источник:
Разумный эгоизм
ЭГОИЗМ РАЗУМНЫЙ – этическое учение, предполагающее, что: а) все человеческие поступки имеют основанием эгоистический мотив (желание блага себе); б) разум
http://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASHec84471d9e438512e4f8ec

Урок №13 ОРКСЭ Альтруизм и эгоизм

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ АЛЬТРУИЗМ И ЭГОИЗМ.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

УРОК №13 УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: Познакомится с понятиями- альтруизм альтруист Выявить положительные и отрицательные стороны понятия.

Так что же такое альтруизм? Альтруизм — это любые действия, направленные на благо другого, будь то человек или общество.

Чего хочет альтруист? Альтруист хочет, чтобы всем было хорошо.

Бескорыстие , высокомерие, человеколюбие, чёрствость, бездушие самоотверженность, доброта, предательство, забота, равнодушие, злость, зависть, жадность, любовь, жестокость, ласка, безжалостность , себялюбие, милосердие. Выберите синонимы к слову альтруизм и запишите на опорном листе.

Альтруизму противостоит эгоизм. Эгоизм — это действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или общества.

«Всё для меня, всё ради меня» — вот принцип эгоиста. Он спокойно может нарушать нравственные нормы и пренебрегать общественными ценностями.

Бескорыстие , высокомерие, человеколюбие, чёрствость, бездушие самоотверженность, доброта, предательство, забота, равнодушие, злость, зависть, жадность, любовь, жестокость, ласка, безжалостность , себялюбие, милосердие. Выберите из них синонимы к слову эгоизм и записать на листе.

Разумный эгоизм — способность человека, преследуя свои интересы, содействовать общему благу. Разумный эгоист понимает, что удовлетворить свои интересы он может, только заботясь об окружающих его людях и обществе, в котором он живёт.

1 группа. Работа с пословицами. Восстановите пословицы. Объясните их смысл. Распределите на 2 группы. Собака на сене лежит чтобы одна открылась. Люблю тебя, когда я у тебя; — сама не ест и другим не дает. После меня на добрые дела. Жизнь дана а доброе дело не забудется. Постучи в семь дверей, хоть трава не расти. Рубашка износится, постыл ты мне, когда ты у меня.

2 группа. Прочитайте рассказ. Определите его тему и основную мысль? Подберите название. В. Сухомлинский Андрейка – один сынок у папы с мамой. Любуются мама с папой Андрейкой – не налюбуются. Любуются Андрейкой и дедушка с бабушкой. — Ты у нас самый красивый! – говорит мама. -Ты у нас самый умный! – говорит папа. — Ты у нас самый счастливый! – говорит бабушка. — Ты у нас самый удачливый! – говорит дедушка. Смотрит вокруг себя Андрейка, и кажется ему, что весь мир вокруг него, Андрейки, вращается. Кажется ему, что он – орёл, а все вокруг — маленькие букашки-таракашки. Им, букашкам-таракашкам, по земле ползать, а ему, орлу, в небесах парить. И никто не думает, как орёл этот с высоты небесной на землю рухнет, себя искалечит, другим горе принесёт.

3 группа. Найдите выход из ситуации. Мама обещала пойти с Костей в выходной день в парк аттракционов и развлечений. Накануне долгожданного дня она пришла домой грустная. «Знаешь, — сказала мама, — не удаётся пойти нам в парк, у меня срочная работа…». Представьте, что на месте Кости оказались вы. Как поведёте себя в такой ситуации? Варианты ответов: Ушёл в свою комнату, и долго рыдал, чтобы мама услышала. Надулся и весь вечер не разговаривал с мамой. Начал кричать, что так происходит всегда, когда ему хочется куда – то пойти. Стал утешать маму, сказал, что вовсе не огорчился, что можно пойти в парк отдыха, когда появится наиболее удачный момент, в следующий выходной. — Какие варианты поведения характерны для эгоиста и для альтруиста? Почему?

Мы узнали Что такое альтруизм. Кто такой альтруист. Что такое эгоизм. Что значит быть разумным эгоистом.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА ВЫБОР: 1. ПРОЧИТАТЬ СКАЗКУ ИЛИ РАССКАЗ НА ТЕМУ: «АЛЬТРУИЗМ И ЭГОИЗМ». 2. ПОДОБРАТЬ 5 ПОСЛОВИЦ НА ТЕМУ УРОКА. 3. НАРИСОВАТЬ РИСУНОК.

Закончите предложения. Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Меня удивило… Мне захотелось…

Выбранный для просмотра документ Приложение.docx

Приложение. 1

Карточка для подбора синонимов.

Бескорыстие , высокомерие, человеколюбие, чёрствость, бездушие самоотверженность, доброта, предательство, забота, равнодушие, злость, зависть, жадность, любовь, жестокость, ласка, безжалостность , себялюбие, милосердие.

Правила работы в группе.

Распределите обязанности в группе.

Работать должен каждый на общий результат.

Один говорит, другие слушают.

Своё несогласие высказывать вежливо.

Если не понял, то переспроси.

Работа с пословицами. Восстановите пословицы.

Объясните их смысл. Распределите на 2 группы.

Собака на сене лежит

чтобы одна открылась.

Люблю тебя, когда я у тебя;

— сама не ест и другим не дает.

а доброе дело не забудется.

Постучи в семь дверей,

хоть трава не расти.

постыл ты мне, когда ты у меня.

Прочитайте рассказ. Определите его тему и основную мысль? Подберите название.

Андрейка – один сынок у папы с мамой. Любуются мама с папой Андрейкой – не налюбуются. Любуются Андрейкой и дедушка с бабушкой.

— Ты у нас самый красивый! – говорит мама.

-Ты у нас самый умный! – говорит папа.

— Ты у нас самый счастливый! – говорит бабушка.

— Ты у нас самый удачливый! – говорит дедушка.

Смотрит вокруг себя Андрейка, и кажется ему, что весь мир вокруг него, Андрейки, вращается. Кажется ему, что он – орёл, а все вокруг — маленькие букашки-таракашки. Им, букашкам-таракашкам, по земле ползать, а ему, орлу, в небесах парить.

И никто не думает, как орёл этот с высоты небесной на землю рухнет, себя искалечит, другим горе принесёт.

3 группа. Найдите выход из ситуации.

Мама обещала пойти с Костей в выходной день в парк аттракционов и развлечений. Накануне долгожданного дня она пришла домой грустная. «Знаешь, — сказала мама, — не удаётся пойти нам в парк, у меня срочная работа…». Представьте, что на месте Кости оказались вы. Как поведёте себя в такой ситуации?

Ушёл в свою комнату, и долго рыдал, чтобы мама услышала.

Надулся и весь вечер не разговаривал с мамой.

Начал кричать, что так происходит всегда, когда ему хочется куда – то пойти.

Стал утешать маму, сказал, что вовсе не огорчился, что можно пойти в парк отдыха, когда появится наиболее удачный момент, в следующий выходной.

— Какие варианты поведения характерны для эгоиста и для альтруиста? Почему?

4 группа . Предложенные иллюстрации распределить на 2 группы.

Выбранный для просмотра документ Тема урока_ Альтруизм и эгоизм.doc

Тема урока: Альтруизм и эгоизм.

Цель урока: формирование у учащихся представлений об альтруизме и эгоизме.

Познакомить учащихся с основными понятиями: альтруизм и эгоизм, выявить положительные и отрицательные стороны этих понятий

Развивать кругозор учащихся, пополнить их словарный запас

Формировать коммуникативные умения работать в коллективе и группами

Воспитывать чувство сострадания другим людям, стремление делать благородные дела, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Результаты : личностные: данный урок позволит учащимся задуматься об отношении к окружающим людям, а в первую очередь, об отношении к своим близким; оценить и проанализировать свои поступки по отношению к другим людям, учащиеся получат опыт творческой, интеллектуальной, аналитической деятельности. При работе с ситуациями учащиеся, образно занимая места героев, смогут оценить поступки с учетом усвоенных понятий, проанализировать свое поведение.

метапредметные : в ходе уроке будут формироваться умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, вести диалог, слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; развивать навыки сотрудничества при работе в группе

предметные : в процессе групповой и индивидуальной работы учащимися будут усвоены новые нравственные понятия «альтруизм», «эгоизм», «альтруист», «эгоист»», «разумный эгоизм».

Оборудование и учебно-методическое обеспечение: компьютер, проектор, иллюстративный материал, опорные листы, презентация к уроку, учебник «Основы светской этики».

Участники: учащиеся 4 класса.

Форма урока: комбинированный

Использованные программы для подготовки к уроку:

Power point (для создания презентации)

Доброе утро, солнышку и птицам, доброе утро приветливым лицам, и каждый становится добрым, доверчивым, пусть доброе утро длится до вечера!

Мотивация к учебной деятельности

-Добрый день! Встаньте, пожалуйста, те…

— у кого сегодня хорошее настроение!

— кто сегодня готов к уроку!

— кто уверен в своих силах!

— кто готов начать работать!

Предлагаю вам организовать сотрудничество в малых группах. Для эффективной работы нам необходимо создать 4 группы.

Сегодня способ объединения в группы я хочу предложить вам сама. Вспомните, какую сказку вы прочитали дома и займите своё место. (Учебное пространство заранее организовано для групповой работы)

Вспомните героев сказок, что произошло, справедливо ли были наказаны и награждены герои.

Обучающиеся на предыдущем уроке выбрали себе карточку с названием сказки и прочитали её.

Морозко, Двенадцать месяцев, Цветик –семицветик, Золушка

2. Послушайте притчу. Ваша задача — внимательно прослушав, выразить своё отношение к поступку .

Ехал один молодой человек на новом сверкающем «ягуаре» в прекрасном настроении, напевая какую-то мелодию. Вдруг увидел он детей, сидящих у дороги. После того, как он, осторожно объехав их, собрался снова набирать скорость, он вдруг услышал, как в машину ударился камень. Молодой человек остановил машину, вышел из неё и, схватив одного из мальчишек за шиворот, начал его трясти с криком:
— Паршивец! Какого чёрта ты бросил в мою машину камень! Ты знаешь, сколько стоит эта машина?!

— Простите меня, мистер, — ответил мальчик. — У меня не было намерения причинить вред вам и вашей машине. Дело в том, что мой брат — инвалид, он вывалился из коляски, но я не могу поднять его, он слишком тяжёл для меня. Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились.
Молодой человек помог усадить инвалида в кресло, пытаясь сдержать слёзы и подавить подступивший к горлу ком. Затем он пошёл к своей машине и увидел вмятину на новенькой блестящей двери, оставшуюся от камня.

Он ездил многие годы на этой машине, и всякой раз говорил «нет» механикам на предложение отремонтировать эту вмятину на дверце, потому что она каждый раз напоминала ему о том, что если ты проигнорируешь шёпот, в тебя полетит камень.

Кто герои этой притчи?

Как отреагировал хозяин машины, услышав удар камня? Почему?

Как объяснил причину своего поступка мальчик?

Каким образом слова мальчика: «Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились »,- характеризуют людей?

Почему хозяин машины во время ремонта отказывался убирать вмятину на ней?

Как ты понимаешь значение слов « Если ты проигнорируешь шёпот, в тебя полетит камень» ?

Изучение нового материала. Определение темы урока.

3.Каким словом можно назвать действия молодого человека?

Кто знает, как можно назвать такое качество в людях,- делать добро для других и не ждать за содеянное благодарности?

Такие действия называют альтруизм.

Вам бы хотелось узнать об этом понятии?

Зачем нам надо знать, что такое альтруизм?

На столах у вас лежат толковые словари Ожегова. Поработайте в паре. Найдите, что обозначают слова АЛЬТРУИЗМ,

Записать на опорном листе

4.А кого называют альтруистом?

.- попробуйте сформулировать сами.

Проверим себя по учебнику.

Обратимся к учебнику стр.30. Прочитайте, кто такой альтруист. Записать на опорном листе.

5.(На столах карточки) . На карточках написаны слова. Выберите из них синонимы к слову альтруизм и записать на листе.

Бескорыстие , высокомерие, человеколюбие, чёрствость, бездушие самоотверженность, доброта, предательство, забота, равнодушие, злость, зависть, жадность, любовь, жестокость, ласка, безжалостность , себялюбие, милосердие.

Какие слова синонимы подберёте ещё вы сами.

Прочитайте, что вы записали, только не повторяйтесь.

6. Я услышала очень хорошее слово МИЛОСЕРДИЕ.

Этот термин не очень-то популярен в настоящее время. «Сестра милосердия», «Брат милосердия» в словарях даются как устаревшие сочетания слов.

А ведь движение милосердия имеет целую историю.

Об этом Смирнов Никита подготовил презентацию.

В XX веке символом милосердия стала Мать Тереза. Её считали святой ещё при жизни. Её выпала нелёгкая доля нести благую весть, что смысл жизни каждого смертного любить и быть любимым.

В наше время примером милосердия является доктор Леонид Рошаль.

7.А как вы думаете заслуженно ли словосочетания относят к устаревшим?

Нужно ли милосердие сегодня?

Какие альтруистические поступки можете совершить вы?

Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным людям?

А нужно ли проявлять милосердие к бомжам, пьяницам, наркоманам? В чём оно будет заключаться?

А можно ли приносить в жертву одних людей ради помощи другим?

А вот вы сейчас кому можете помогать в первую очередь?

Всегда ли нужно бездумно действовать?

Посмотрите на картинку на стр. 30 учебника. Что за история произошла? Рассмотрите его внимательно, обсудите в группе, что происходит.

Дети: Мы видим, как человек отдаёт всё, что купил людям

Учитель: Так это значит хорошо? Значит ты добрый?

Дети: А вот я вижу, что в конце он остался без всего и уже не может помочь, причём бедному человеку!

Учитель: А вы обратили внимание, кому он раздавал свои вещи?

Дети: Да, они же не бедные, видно, что хорошо одеты. А зачем он тогда с ними делится?

Учитель: Выходит альтруистом быть хорошо?

Дети: Да, это, несомненно, добродетель, но надо же понимать, с кем надо делиться!

Подберите антоним к слову альтруизм.

Что такое эгоизм? Зачем нам знать об этом понятии?

Поработаем в паре с толковым словарём. Определение записать на листе.

8.Ребята подготовили для вас инсценировку рассказа В. Осеевой Печенье.

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.

— Дели по одному, — строго сказал Миша.

Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.

— Ровно? — спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки.

— Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.

— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.

Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой не начатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку хлеба.

Понравилась ли вам сценка? Как повели себя мальчики?

Как можно их назвать?

Эгоисту трудно приходится в жизни. Он сосредоточен только на себе, у него нет друзей. У русского народа есть чудесная мудрость : «Себялюб- никому не люб».

Что же это такое прочитайте в учебнике стр.31.

Запишите определение в опорные листы.

9. Вернёмся к карточке. Там ещё остались слова.

Подберите из карточек к слову эгоизм синонимы и запишите их в опорных листах. Прочитаем их, не повторяясь по цепочке.

Ребята, а эгоистом быть хорошо или плохо? Почему?

Что можно сказать о понятиях альтруизм, эгоизм? По отношению друг к другу, они какие?(ответы детей) (противоположные)

-Действительно, альтруизм противостоит эгоизму

На доске изображаем отрезок, крайние точки которого «альтруизм» и «эгоизм» ( зарисовать на листе)

Учитель: Как эти качества должны быть развиты в человеке? Чего должно быть больше – А или Э? Поставьте точку на отрезке.

Послушайте ещё одну притчу.

Собрались мудрецы и стали спорить какое слово самое главное на земле. Долго спорили и пришли к выводу, что это слово — «мера»).

Дети: Всего должно быть в меру.

Мы должны стараться помогать другим не в ущерб себе, своим близким.

Как вы думаете, кто такой разумный эгоист?

Где на этом отрезке находиться разумный эгоист?

На доске понятия альтруизм и эгоизм. Эгоизм – закрыто.

Понятия вводятся поэтапно в течение урока

Выявить положительные и отрицательные стороны понятия.

Альтруизм ( от латинского слова альтер-другой)- готовность действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами.

Источник:
Урок №13 ОРКСЭ Альтруизм и эгоизм
Cкачать: Урок №13 ОРКСЭ Альтруизм и эгоизм
http://infourok.ru/urok-orkse-altruizm-i-egoizm-869899.html

COMMENTS