Развивающие занятия для детей от года

Развивающие занятия для детей от 1 года до 5 лет: чем занять ребенка дома?

Развивающие занятия для детей от 1 года до 5 лет: чем занять ребенка дома?

В воспитании детей нельзя руководствоваться пословицей «что ни делается – к лучшему». Не всегда то, что сегодня приносило пользу для ребенка, остается таковым для него завтра. Случается такое потому, что формирование личности в детстве происходит очень быстро. Если взрослые хотят помочь в этом процессе, то развивающие занятия для детей должны соответствовать как минимум актуальным интересам. При хорошем же течении дел нужно ориентироваться на «зону ближайшего развития». Остается вопрос: как проводить развивающие занятия с ребенком дома? Ответ однозначный – ничего сложного нет, а терпение и труд взрослых всегда окупается.

В отличие от животных, человеческий ребенок рождается абсолютно беззащитным перед окружающим миром. За первый год своей жизни проходит определенные этапы развития и формирования сенсорных и моторно-двигательных систем.

Функции взрослых в этот период заключаются не только в уходе, обеспечении комфортной окружающей обстановки, но и в поддержке проявлений основных изменений в психическом и физическом развитии малыша. Какие действия родителей будут способствовать развитию ребенка? Прежде всего те, которые отвечают потребностям крошки.

Взрослым следует держать в поле зрения формирование и развитие общих движений (амплитуда, частота, целенаправленность), а также не обходить вниманием движения рук и мелкую моторику пальцев. Потребуется помощь родных в формировании и развитии слуха, зрения, обоняния, мышления и общения, а также самообслуживания.

Поскольку зрение и слух окончательно формируются в первые месяцы жизни, попытки «рассматривания картинок» и слушания «хорошей классической музыки» не будут служить развивающим фактором, скорее наоборот – утомляющим. Наблюдение за взрослым (выражение лица, издаваемые звуки, положение в пространстве) и окружающей обстановкой является развивающим для младенца до двух месяцев.

Уже в три месяца малышу нужно активное общение (он хочет все потрогать, попробовать, испытать на прочность), пассивное наблюдение будет тормозить развитие. Для того чтобы организовать развивающие занятия для детей в домашних условиях, необходимо знать сенситивные периоды формирования способностей ребенка и их проявления. На основе этой информации можно грамотно организовать окружающую среду и взаимодействие с ней малыша.

Поскольку ведущей деятельностью, развивающей ребенка, является игра, то все занятия строятся на ее основе. Вот только игры бывают разные, и при организации занятий следует придерживаться определенной структуры (во избежание переутомления ребенка). Развивающие занятия для детей могут компоноваться из разных составляющих:

Различие между коррекционными и развивающими занятиями

Часто родители не дифференцируют разные виды организованной деятельности малышей, отличающиеся по целям, методам, использованию иллюстративного и стимулирующего материала. Коррекционно-развивающие занятия с детьми проводятся в случаях наличия рекомендаций узкопрофильных специалистов и отличаются от остальных нацеленностью на компенсацию имеющихся дефектов развития ребенка (речевые, слуховые, зрительные, моторные, психические и т. д.).

Родителям следует иметь ввиду, что потребность малыша в коррекционных занятиях восполнить развивающими невозможно. В то же время замена развивающих на коррекционные занятия также отрицательно может сказаться на личностном развитии ребенка. Своевременное удовлетворение образовательных потребностей дошкольника является главным рычагом, подталкивающим формирование навыков и умений на качественно новый уровень.

Предметы окружающего мира воздействуют на ребенка не хуже, чем деятельность взрослого. Поэтому игрушкам, способствующим развитию памяти, мышления, внимания, восприятия, речи должен отдаваться приоритет. Плюшевые зверушки, которыми так любят баловать дошкольников все без исключения, не являются «развивающими» по большому числу параметров. Да, с их помощью можно воспитать «страсть к накопительству» и иные стереотипы поведения, но развитию ребенка они практически не способствуют (за исключением использования их в театральной деятельности).

Какие игрушки следует использовать в развивающих занятиях для детей?

В возрасте от года до полутора лет малыши испытывают потребность в следующих вещах:

Развивающие игрушки для детей в полтора – два года:

  1. Актуальными остаются наборы для рисования. К ним добавляются краски и кисти, всевозможные наборы для шнуровки, нанизывания бусин, всевозможных манипуляций с молниями, пуговицами и другими видами замков.
  2. Пазлы (простые большие от 2 до 6 штук в наборе) и разрезные картинки (2-3 части).
  3. Игрушечная мебель и наборы предметов для ролевых игр («Парикмахерская», «Кухня», «Больница» и т. д.).
  4. Наборы для игр с сыпучими и жидкими материалами.
  5. Всевозможные каталки и самокаты приветствуются в использовании во время двигательной активности.

Для развивающих занятий для детей 2-3 лет можно использовать:

  1. Различные виды лото («Чей ребенок?», «Овощи», «Животные» и т. д.).
  2. Пазлы и разрезные картинки (из четырех частей).
  3. Детские ножницы.
  4. Кукольный театр и маскарадные костюмы.
  5. Кукла с одеждой для каждого сезона.
  6. Велосипед и разные приспособления для организации подвижных игр.

В возрасте от трех до пяти лет требования к развивающим игрушкам усложняются: детали становятся мельче, их количество увеличивается, большим становится объем информации, который требуется запомнить по условиям игры.

Каким бы маленьким ни казалось родителям чадо, разговаривать с ним нужно всегда как с взрослым человеком, можно немного более эмоционально окрашено. Изобретение нового, никому не понятного языка общения (в силу того, что ребенок испытывает трудности в произношении) категорически запрещено. Речь взрослого всегда является для малыша эталоном для подражания, поэтому не стоит удивляться, если в лексиконе дошкольника появляются слова-паразиты мамы или папы или нецензурные выражения людей старшего поколения.

Посредством подражания развивается пассивный словарный запас. Для того чтобы перевести его в актив, следует провести целенаправленную совместную работу. Как правило, темы развивающих занятий для детей выбираются с опорой на календарный принцип, т. е. соответствуют событиям, происходящим вокруг ребенка (времена года, природные явления, жизненные циклы животных и растений, праздничные даты, одежда по сезону, обувь и т. д.).

С каждым годом появляется больше слов, значение которых понимает ребенок и использует в собственной речи самостоятельно. Дошкольник излагает свои мысли и наблюдения при помощи сложноподчиненных предложений уже в пять лет. Однако для того, чтобы это произошло вовремя и безболезненно, взрослые должны взять на себя роль проводника, который объясняет, что откуда берется, или ищет ответы на вопросы вместе с малышом. Происходит такая работа в совместной деятельности, а это прогулки, чтение книг, просмотры мультфильмов и образовательных передач, выполнение повседневных обязанностей.

Программы всестороннего развития детей: в чем их различия

Гармоничное развитие ребенка — основная и нелегкая задача родителей. Возможно, поэтому общедоступными стали разнообразные авторские программы, претендующие на «универсальность, высокую продуктивность в обучении и воспитании», предлагающие («за небольшую плату») сделать из малыша вундеркинда. Наиболее рискованными в этом сегменте методических материалов являются проекты, разработанные на возраст от 1 до 7 лет. Многие родители попадают в такую «ценовую ловушку», покупая пособия с полной уверенностью, что для развития малыша они сделали все необходимое. Это не так.

Для развития ребенка прежде всего требуется разнообразие, причем во всем. Как бы ни хотелось взрослым, но все дошкольники отличаются и по скорости обучения, и по количеству повторений для запоминания, и по видам преобладающей памяти, и по способностям, наконец. Поэтому все универсальные программы развивающих занятий с детьми грешат качеством. Из них можно почерпнуть приемы подачи нового материала, разработки игр, иллюстративный материал, методы активации внимания детей, но планировать работу с ребенком должен взрослый с опорой на актуальное развитие, потребности малыша и зону его ближайшего развития.

С опорой на возрастные потребности дошкольника и формирование знаний, умений и навыков можно использовать при планировании занятий любые понравившиеся игры. В такой ситуации важно определиться: что пойдет ребенку на пользу.

Если первые двенадцать месяцев ведущей деятельностью было эмоциональное общение, то следующий период знаменуется новым видом деятельности: предметно-орудийной. Ребенок учится обращаться с предметами обихода общественно признанными способами. В этот период происходит формирование и развитие наглядно-действенного (вижу — играю) мышления и экспрессивной речи. Соответственно, развивающие занятия для детей от 1 года состоят из игр с применением этих видов деятельности (манипуляция с предметами и правильное произношение простых слов).

В этот период совершенствуются двигательные умения детей, а также конструкторские и художественные способности. В речи используют простые предложения, но образное сравнение пока не доступно – понимают все буквально. Развивающие занятия для детей 2 лет строятся из игр разной подвижности, с соблюдением баланса физической и интеллектуальной нагрузки. Большую роль играет совместная с взрослым деятельность.

Развивающие занятия для детей 3 лет можно строить с учетом относительной самостоятельности малыша (происходит формирование «Я»-образа). Примерно с трех лет формируется сюжетно-ролевая игра. Появляется совместная деятельность со сверстниками. В изобразительной деятельности пропадают «каляки-маляки», ребенок запоминает и различает основные цвета (желтый, зеленый, красный, синий).

Четвертый и пятый год жизни характеризуются претензией на самостоятельность во всем. Этот факт следует обязательно учитывать в планировании развивающих занятий для детей 4 лет. Что-то в деятельности малыша должно планироваться им самим, хотя контроль все еще остается за взрослым. Это основное отличие от планирования развивающих занятий для детей 3 лет.

На протяжении пятого года жизни ребенок осваивает словесно-логическое мышление, которое оттачивается до шести-семи лет. Дошкольник становится более ловким, выносливым, подвижным. Внимание, память и мышление развиваются особенно активно, что, в свою очередь, требует проведения соответствующих игр, наблюдений. Развивающие занятия для детей 5 лет включают в себя и элементы грамоты, и начала математических представлений. Совершенствуются возможности в изобразительной деятельности и моторно-двигательные возможности.

Родители в основном интуитивно чувствуют, насколько соответствует та или иная игра актуальному развитию их малыша. В свою очередь, ребенок на том же уровне проявляет либо интерес, либо полную апатию по поводу предлагаемой деятельности. Эталоном для присвоения какого-либо поведения являются значимые взрослые: хотите, чтобы ребенок занимался спортом или самозабвенно играл на музыкальном инструменте, – покажите пример. Если родители интересуются научными достижениями — для детей это как само собой разумеющееся действие. Хотите, чтобы ребенок был счастлив, – будьте счастливы сами.

Источник:
Развивающие занятия для детей от 1 года до 5 лет: чем занять ребенка дома?
В воспитании детей нельзя руководствоваться пословицей «что ни делается – к лучшему». Не всегда то, что сегодня приносило пользу для ребенка, остается таковым для него завтра. Случается такое потому, что формирование личности в детстве происходит очень быстро.
http://www.syl.ru/article/373022/razvivayuschie-zanyatiya-dlya-detey-ot-goda-do-let-chem-zanyat-rebenka-doma

Развивающие занятия для детей от года

С малышами от 1,5 до 2 лет тоже можно изучать осень. Если осенняя тема в играх вас интересует — то эта подборка идей для развивающих игр с детьми вас не оставит равнодушной.

Статья будет полезна как родителям, так и педагогам, работающим с малышами.

Курочка и цыплята — малыши обожают этих героев и наверняка заинтересуются развивающим занятием на эту тему!

Развивающие занятия для ребенка 1.5 года на тему «Зима» (конспект).

Зима — снежок, сосульки, санки и мороз! Возможно кто-то из малышей в этом году в первый раз осознано увидел снег, снеговика и покатался на санках.

Зима — это красивое время года. Самое время, чтобы провести с ребенком тематическое зимнее занятие.

Вашему малышу уже полтора года? Вы не хотите прекращать заниматься с ним летом. но проводить занятия дома совсем не хочется?

Тогда этот конспект занятия для вас! Играем с мамой на улице, растем и развиваемся!

Как развивать ребенка от 1,5 до 2 лет – быстрый список для мам.

Чему обучать ребенка в возрасте от 1,5 до 2 лет? Как построить занятия, какие навыки и умения развивать у малыша? Ничего ли вы не упустили в своей программе развития?

Ответить на эти вопросы вам поможет план развития детей в возрасте от 1,5 до 2 лет — быстрый список по всем направлениям развития и шпаргалка для мам!

Источник:
Развивающие занятия для детей от года
Проводите развивающие занятия для 1.5 года — 2 лет по нашим конспектам, не выходя из дома: развитие речи, моторика, музыка, поделки и многое другое!
http://www.igraypodrastay.ru/razvivayuschie-zaniatia/1-5-2-goda.html

Развивающие занятия для детей от года

Флешмоб «Один день — одна игра!» для детей 2 лет — первые 13 игр вы найдете в этой статье.

Осень с детьми от 1,5 до 2 лет — развивающие игры и идеи для занятия.

С малышами от 1,5 до 2 лет тоже можно изучать осень. Если осенняя тема в играх вас интересует — то эта подборка идей для развивающих игр с детьми вас не оставит равнодушной.

Статья будет полезна как родителям, так и педагогам, работающим с малышами.

«Один день — одна игра» — развивающие игры для детей 2 лет (28 сентября — 4 октября)

Очередные 7 игр для детей 2 лет на всю неделю! Изучаем животных, развиваем моторику, логику, внимание, делаем поделки и многое многое другое!

Презентация для детей «Стихи про осень» возраст — 1-4 года

Стихи про осень для детей — это скучно или интересно? Все зависит от подачи! Предлагаю почитать ребенку интересные и простые стихи про осень, снабженные красочными фотографиями, которые наверняка не оставят его равнодушным.

Более подробно с описанием презентации можно познакомиться по ссылке «Подробнее».

Наступила осень! На дворе стоят золотые солнечные (пока еще ) деньки, всё вокруг стремится покрыться необыкновенным ковром разноцветных листьев!

Пора поговорить с детьми об этом замечательном времени года (у природы нет плохой погоды ).

Предлагаю скачать детскую презентацию про осень.

Больше информации о презентации можно узнать по ссылке «Подробнее».

Источник:
Развивающие занятия для детей от года
Детские развивающие занятия и игры для детей до года, 1-2-3-4 лет. Весь спектр игр для гармоничного развития ребенка дома: развитие речи, моторики, музыкальные, подвижные игры.
http://www.igraypodrastay.ru/

Развивающие игры для детей от 1 года до 1 года и трех месяцев

Развивающие игры для детей от 1 года до 1 года и трех месяцев

Любовь Павлова
Ведущий научный сотрудник центра «Дошкольное детство» им. А.Б. Запорожца, кандидат психологических наук

Ребенка учат выполнять взаимосвязанные прямые и обратные действия с предметами: раскладывать и собирать, вынимать и вкладывать, перекладывать шарики в коробку, ведерко, скатывать их по желобку, раскладывать и собирать цветные колпачки, нанизывать на стержень 5 одинаковых колец, вкладывать полые предметы (меньший в больший), накрывать одинаковые полые предметы (кубы, конусы) меньший большим. Малышу показывают, как можно собрать игрушку из 2-х частей (матрешку, бочата). В играх с ребенком используют предметы, сделанные из различных материалов (металл, дерево, полиэтилен, бумага, ткань), издающие различное звучание (колокольчик, бубен, погремушку).

Цель: В процессе практических действий знакомить ребенка с особенностями куба — устойчивой геометрической фигурой, имеющей одинаковые грани. На эмоционально-чувственной, ориентировочной основе дать представление о свойствах заполненных и полых емкостей.

Материал: 8 кубов одного размера (4 см) и цвета помещены в две коробки размером 10x10x3 см и 5х5х15 см

Цель: На эмоционально-чувственной, ориентировочной основе знакомить ребенка с предметами конической формы (полые конусы разного цвета и величины) — «колпачками».

Материал: 8 разноцветных колпачков, последовательно вкладывающихся один в другой. Цвет колпачков можно выбрать произвольно или в соответствии с основными цветами спектра.

Ход занятия: Мама ставит перед малышом игрушку — колпачки, убранные последовательно один в другой. Ребенок видит только верхний, самый большой колпачок. Мать придвигает всю конструкцию к малышу и предлагает снять верхний предмет, затем следующий за ним. Обращает внимание крохи на цвет каждого колпачка и последовательно (в ряд) выстраивает один за другим. Во второй части занятия мама на глазах ребенка «свертывает» все колпачки, последовательно накрывая меньший колпачок большим. Все это сопровождается веселым разговором, эмоционально обыгрывается. Затем малышу предоставляется возможность действовать с колпачками так, как ему хочется. На последующих занятиях мама показывает, как из колпачков можно построить красивую башенку, накладывая последовательно каждый меньший колпачок на больший.

Цель: Познакомить ребенка с раскладывающейся конструкцией: из одной, большой, появляется вторая, маленькая. Материал: Две игрушки — большая и маленькая. Из коробок вырезается или методом перегиба картонной планки делается два столика: большой и маленький.

Цель: Учить выполнять действие нанизывания на стержень. Учить ребенка брать кольцо кончиками пальцев, обхватывая его сверху, или большим и указательным пальцами, обхватывая его сбоку. Материал: Пирамидка — одноцветные кольца (диаметром не менее 8—9 см, 5—6 шт.) на стержне.

Цель: В процессе практических действий на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе учить выполнять действия с предметами с учетом их формы и положения в пространстве. Формировать умение брать шарик кончиками пальцев, скатывать по лоточку.

Материал: 8 шаров (диаметром 4 см) одного размера и цвета. Лоток для скатывания шаров.

Ход занятия: Мама предлагает ребенку коробку с шарами. Ребенок действует с коробкой, выбирает шарики, они раскатываются. Мама прокатывает то один, то другой шарик к ребенку. Занятие можно проводить сидя на ковре. Затем мама берет коробочку и предлагает малышу пo одному принести шары, которые вновь собирают в коробку. В следующей части занятия ребенка учат скатывать шары по желобку. Его можно сделать из картона. Они вновь раскатываются. Сбор шаров в коробку и раскатывание их повторяется несколько раз.

Цель: Знакомить ребенка с различными предметами, помогать ему запоминать их названия.

Материал: Набор «овощи» (морковка, огурчик, репка, помидорчик), кастрюлька с крышкой. В кастрюльку заранее вкладывается набор «овощи».

Ход занятия: Мама показывает ребенку кастрюльку: «Что там?» Малыш открывает крышку и выбирает овощи. Мама предлагает их рассмотреть. Она вкладывает в руки ребенка то один предмет, то другой, предлагает провести кончиками пальчиков по поверхности каждого предмета. «Это — огурчик зеленый, это — морковка», — говорит она. Предметы вновь вкладываются в кастрюльку. Занятие повторяется.

Воспитание познавательной активности при ознакомлении с окружающим

Ознакомление с предметами домашнего обихода. Ребенка 1 г.— 1г. 3 мес. знакомят с предметами мебели (стол, стул, кровать), посуды (ложка, тарелка, чашка), одежды (шапка, платье, туфли). Обращают внимание малыша на их назначение и способы действий с ними. Знакомят с простейшими транспортными средствами (коляска, тележка, каталка). Показывают автомобиль, стоящий возле дома (ездит, гудит, есть колеса, они крутятся). Показывают животных, живущих рядом: кошку («киса»), собаку, птичек. Отмечают особенности каждого животного (глаза, хвост, уши).

Взрослый проводит показ несложных сюжетов с помощью игрушек среднего размера, например с куклой, матрешкой, уточкой. Включает в инсценирование игрушки, изображающие животных (собачку, кошечку, зайчика, мишку). Проводит с этими игрушками показы бытовых и забавных ситуаций, включая средства передвижения (машины с кузовом, легковые автомобили, тележки, санки). В инсценировании с куклой закрепляется представление о предметах мебели одежды и посуды (ложка, тарелка, чашка).

Ребенка учат узнавать изображения знакомых предметов. Для рассматривания предлагают картинки, на которых изображен один предмет, без дополнительных деталей, в статическом положении (кукла «ляля», собачка «ав-ав», уточка «га-га»).

Ребенку можно читать несложные произведения фольклора (потешки, песенки, побасенки), в содержании которых отражены доступные его пониманию разученные действия («Ладушки», «Сорока- ворона», «Пальчик- мальчик»). К 1г. 3 мес. кроху учат понимать несложный сюжет, выраженный в стихотворной форме («Гуси-гуси», А.Барто «Смотрит солнышко в окошко»).

Цель: Продолжать знакомить ребенка с окружающими предметами, их особенностями и возможностями использования. Учить облегченным названиям (кукла — «ляля», собачка — «ав-ав»). Давать понятие общеупотребительных названий этих предметов, побуждать употреблять в активной речи облегченный вариант названия или звукоподражание. Учить малыша по картинке узнавать знакомые предметы, называть их облегченными словами.

Материал: Кукла среднего размера (30—40 см), собачка (20—25см). Две картинки, на которых изображена кукла и собачка.

Цель: Продолжать знакомить ребенка с названиями предметов и игрушек, находящихся в ближайшем окружении. Учить понимать слова, обозначающие действия предмета («Машина — «би-би» — поехала, остановилась»)

Материал: Игрушечная машина с кузовом, кукла. Примечание: игрушки должны быть соразмерны друг другу, машина 30—40 см, куколка 20—25 см.

Цель: Учить детей подражать игровым действиям, формировать чувство ритма.

Ход занятия: Мама играет с ребенком, читая наизусть: — Ладушки, ладушки! (Ребенок хлопает ладошками)
Где были?
— У бабушки.
— Что вы ели?
— Кашку. (Ребенок делает ручками «фонарики»)
— Пили простоквашку.
Простоквашка вкусненька, (Ребенок наклоняет вперед головку)
Кашка сладенька,
Бабушка добренька!
Попили, поели, шу-у-у… (Малыш разводит ручки)
Домой полетели, (Машет кистями рук)
На головку сели,
Ладушки запели. (Ребенок кладет ручки на головку) Потешка повторяется.

Показ предметов в действии. Разыгрывание с несколькими предметами несложного сюжета с использованием обобщения действий («Собачка села. Кукла села. Саша сел на стульчик»). Игра «Поручения» это выполнение словесного поручения, состоящего из одного действия при участии и помощи взрослого.

Цель: Продолжать знакомить ребенка с названиями действий куклы, матрешки, собачки, людей. Учить понимать общеупотребительное название этих действий (ходить, упасть, сесть, лечь). В активной речи допускать их замену облегченными словами (Кукла — «ляля», ходит — «топ-топ-топ»).

Материал: Кукла, собачка (мишка, Буратино).

Ход занятия: Игра с предметами разворачивается ситуативно. Взрослый придумывает сюжет, исходя из детского опыта и интереса к действиям персонажей. Например, вначале пришла матрешка, затем — собачка, и так далее. Затем они поочередно садятся, танцуют, поют. «Матрешка танцует, собачка танцует, кукла танцует», говорит взрослый.

Источник:
Развивающие игры для детей от 1 года до 1 года и трех месяцев
Развитие ребенка от 1 года до 1 года 3 мес
http://www.2mm.ru/malysh/razvitie-rebenka/281/my-rastem-vse-o-razvitii-rebenka-ot-1-goda-do-1-goda-i-treh-mesyacev

COMMENTS