Родосский колос на острове родос

Колосс Родосский: история

Колосс Родосский — знаменитое чудо света, которое было установлено на входе в гавань острова Родос в 304 году до н.э.

Во времена античности, остров Родос занимал важную экономическую роль, располагаясь на юго-западе Малой Азии. Главной город — Родос, носил имя острова и был заложен в 407 году до нашей эры. В 358 году до н.э. остров был завоеван царем Мавсолом, да-да именно тем, в честь кого возведено одно из семи чудес света — усыпальница в Галикарнасе. Позже, в 340 году до н.э. остров перешёл во владение Персов, а через восемь лет его захватил Александр Македонский. После смерти Македонского, который скончался в садах Семирамиды (ещё одно из семи чудес света), полководцы начали борьбу за право унаследования империи.

Как создавался Колосс Родосский

Чтобы увековечить свою победу, островитяне решили построить громадную статую Гелиоса — бога солнца, который по приданию, вынес остров из глубин морских. Для строительства были использованы средства получены с продажи осадных машин Демитрия, которые были брошены за стеной. Строительство началось в 304 году до н.э. и длилось двенадцать лет, Колосс Родосский был установлен на холме, который был создан на входе в гавань.

Статую окружала земляная насыпь, которая росла вместе со скульптурой. Харес преследовал две цели, сооружая эту преграду. Во-первых, до поры до времени статуя была скрыта от глаз любопытствующих, а во-вторых, насыпь служила своеобразной платформой, позволяющей работникам осуществить каждый последующий этап сборки.

Очень часто, Колосс Родосский фото изображают с широко расставленными ногами, между которых корабли проплывают в гавань, однако это не так, статуя была установлена на берегу. Высота Колосса составляла около 110 футов, прибавьте сюда ещё 50 футов, которые давал постамент. Скульптура представляла из себя полуобнаженного бога, который правой рукой закрывал глаза от солнца, а левой держал своё одеяние. Среди историков бытует мнение, что большая часть скульптуры состояла из глины налепленной на каркас из стали, а поверх неё уже накладывали бронзовые листы. По свидетельству Пилона Византийского, на статую ушло 15 тонн бронзы и 9 тонн железа.

Создателем статуй Колосс Родосский был Херес родом из Линда, учившийся у известного скульптура Лисиппа. К сожалению Херес так и не увидел результата своей работы. Существует две версии его кончины. Первая — Херес заметил трещину в почти готовой статуи, не сумев этого пережить он покончил с собой. Вторая заключается в полном разорении скульптора из-за увеличения расходов на строительство. Херес долго горевал и в итоге повесился. Колосс Родовски простоял на входе в гавань около 6о лет. Статуя была видна ещё далеко до острова, отражая лучи солнца.

Колосс Родосский: бесславная кончина гигантской статуи

Колосс простоял 65 лет. В 222 или 226 г. до н.э. статую разрушило землетрясение. Почти семьсот лет пролежали части статуи у входа в гавань, привлекая туристов и купцов.

В VII веке н.э. арабы, завоевавшие Родос, раскололи бронзовые части Колосса на более мелкие и продали купцам-арабам, после, обломки попали в руки к еврейским богачам из Сирии. В предании говорится: для того чтобы вывезти «останки» скульптуры, понадобилось 900 верблюдов! До сих пор среди историков бушуют споры об истинном местонахождении статуи.

В наше время предпринимаются меры по возведению нового колосса выполненного из светящихся элементов. Стоимость проекта, задуманного в 2008 году, составляет около 200 миллионов евро, а высота статуи после реконструкции по данным из разных источников, составит от 60 до 100 метров.

Колосс Родосский – уникальное творение скульпторов, ставшее воплощением бога Гелиоса

Колосс Родосский – это гигантская статуя, ставшая воплощением древнегреческого бога Солнца Гелиоса. Шикарное изваяние служило украшением портового города Родоса, расположенного на одноименном острове Родос (его можно отыскать на границе Эгейского и Средиземного морей, или на юго-западном побережье Малой Азии).

Будучи крупным экономическим центром древнего мира, Родос привлекал правителей многих соседних держав. И кто только не пытался завладеть городом Родос…

В 357 году до н.э. его властителем стал царь Мавсол. Спустя 17 лет, в 340 году, город оказался частью владений Персидской империи. Далее Родос покорялся Александром Македонским, однако после смерти великого полководца его наследники начали устраивать междоусобные войны. Один из активистов по имени Антигон возложил на своего сына Деметрия Полиоркета миссию по захвату и разрушению привлекательного для него Родоса.

Осада города происходила летом 305 года до н.э. Силы противника в разы превосходили армию родосцев, однако примерно через год Деметрию пришлось отступить, поскольку жители Родоса смогли отстоять свой город. Радуясь победе и деньгам, вырученным от продажи осадных машин вражеской силы, а это было целых 300 таланов, родосцы решили их потратить на возведение скульптуры Гелиоса – их бога-покровителя. Они верили, что это именно он помог им избавить город от захватчиков, и желали таким способом воздать ему хвалу. Кроме того, родосцы свято верили и тому, что Гелиос вынес Родос из морских пучин на собственных сильных руках и вдохнул в остров жизнь.

Если верить историческим данным, начало работ по изваянию статуи относится к началу III века до нашей эры. Ответственное дело по ее изваянию власти города поручили скульптору Харесу, ведь он был учеником знаменитого Лисиппа, известного созданием оригинальных скульптур. По замыслу талантливого ваятеля Гелиос, он же Колосс Родосский, должен был стоять на ногах. Планировалось, что в левой руке он будет держать плащ, из-за своей длины ниспадающий до земли, а правой рукой бог, чей образ передавала скульптура, должен был прикрывать глаза от палящих лучей солнца. Мастер понимал, что такая поза не удовлетворит общепринятые скульптурные каноны того времени, однако по-другому изваять статую ему не представлялось возможным. Если бы громадный Колосс указывал рукой вдаль, то под весом этой самой руки он бы просто не удержался на ногах.

Строительство статуи велось на холме, созданном искусственным путем. На этом холме рабочие, руководимые Харесом, поставили каменные столбы, впоследствии скрепив их между собой железными балками. Два из них они оснастили деталями из бронзы, имевшими вид торса и ног создаваемого им божества, а на третий столб по указанию скульптора они поместили детали плаща Колосса. Каркас из железа был прикреплен к столбам и балке и накрыт отчеканенными бронзовыми листами. Уникальная конструкция собиралась частями, но по мере роста в высоту полую статую «начиняли» камнями, а делали это из-за ее неустойчивости. Все закрепленные детали рабочие присыпали землей и создавали таким способом площадку – более высокую и удобную для выполнения последующих работ. В целом на изваяние необычного монумента по нынешним меркам ушло 13 тонн бронзы, а железа – 8 тонн.

На протяжении долгих 12 лет возводилась гигантская статуя Колосса, но, наконец, холм вокруг него срыли, и сияющий бог предстал перед изумленными жителями Родоса. Это долгожданное событие произошло в 280 году до н.э. Величественная скульптура, на голове которой блистал лучистый венец, в высоту достигала до 35 м и была видна с кораблей, направляющихся на Родос с ближайших островов.

Существует и иное описание статуи, сделанное Филоном. Если верить ему, скульптура Колосса Родосского передавала фигуру мужчины, которая была установлена на белом мраморном пьедестале. Для устойчивости к ней были прикреплены такие ступни, которые превышали многие статуи, возведенные до этого. В вытянутой вперед руке изваяние божества держало факел. Если его зажигали, он превращался в маяк для плывущих в Родос кораблей. Современная американская Статуя Свободы, установленная в Нью-Йоркской бухте, является прототипом родосского шедевра.

С «рождения» дивного Колосса на Родосе и взяла свое начало мода на статуи-гиганты, настолько бронзовый великан полюбился античному народу. Вслед за ним на острове появилось еще около 100 интересных скульптур. Так весь Древний мир охватила гигантомания. Конечно, греки и ранее почитали богов и в их честь возводили громадные статуи, однако бронзовое изваяние солнечного божества по своей величине превзошло все другие скульптуры – оно действительно было колоссальным.

Почему статуя Колосса Родосского не сохранилась до наших дней?

К сожалению, скульптура сверкающего божества оказалась недолговечной. Примерно через пол столетия после ее возведения остров начали сотрясать мощные землетрясения, и ноги двойника Гелиоса надломились. Удивительно, но наиболее уязвимым местом оказались колени. Родосцы, разочарованные таким поведением любимого божества, нарекли его статую «колоссом на глиняных ногах». В дальнейшем такой фразой они обозначали все то, что казалось величественным снаружи, но оказывалось слабым изнутри.

По поверью Оракул, устами которого божество Солнца общалось с народом, запретил восстанавливать рухнувшую статую. Однако жители Родоса ослушались его и попытались поднять полюбившуюся им гигантскую скульптуру. Их затея не увенчалась успехом, и даже лучшие мастера, прибывшие в Родос по приказу Египетского царя, не смогли поставить Колосса на ноги. Так родосцами была принята воля провидения, подарившего им величавую статую, и столь быстро обратившего ее в прах. На морском побережье Колосс пролежал еще одно тысячелетие, став неординарной достопримечательностью бухты. Плиний Старший, посетивший Родос в I веке н.э., восторженно рассказывал, что не всем туристам удавалось обхватить большой палец Колосса Родосского – он был действительно велик.

Из-за долгого лежания на земле статуя обрастала паутиной, растениями и… мифами, ведь людской интерес к ней разгорался еще больше. Древнеримская литература передает свидетельство того, что Колосс был установлен как врата в гавань Родоса и корабли без проблем проплывали между его ногами. Но ученые посчитали этот факт неправдоподобным, ведь ширина устья родосской гавани по их приблизительным подсчетам составляла 400 м, однако гигантское изваяние Колосса не было столь велико. Исследователей посетила мысль, что статуя просто стояла в центре города, но своим лицом она была повернута в сторону гавани.

В дальнейшем Колосса ждала печальная участь – его, хоть и расколотого, приобрел богатый араб-купец. Случилось это в 977 году до н.э. Разрезав скульптуру на части, он переправил ее на свою родину на 900 верблюдах и сдал на переплавку. Только из-за того, что бронза продолжала оставаться в цене, двойник Гелиоса оказался в плавильных печах. Но Колосс Родосский не исчез полностью: спустя некоторое время археологи, исследовавшие гавань Родоса, обнаружили на дне кисть одной из его рук. В столь неполноценном виде одно из семи чудес Древнего мира и дошло до наших дней.

Желание воссоздать Колосс не покидает человечество и поныне. Например, в 2004 году проводился конкурс проектов по усовершенствованию статуи Колосса Родосского (скульпторы планировали возвести ее в США). Все авторы современности, в числе которых находился и скульптор из России Зураб Церетели, в своем воображении представляли новый Колосс в разы превосходящим и Статую Свободы, и все глобальные монументальные постройки, ранее создававшиеся человечеством. Однако тот факт, что воссоздать шестое чудо света до сих пор не удалось никому, можно назвать фантастическим. У современников складывается впечатление, что заклятие Оракула действует, преодолевая преграды в тысячелетия. Возможно, на своей исторической родине воссозданный Колосс и обретет новую жизнь, поскольку лучшие скульпторы нашего времени мечтают ее возвести на Родосе, но уже из светящихся деталей.

Родосский колос на острове родос

ГлавнаяБлог

Путевые и домашние заметки.

Часть 1. Колосс Родосский.

Честно признаюсь – не видела я его. И никто не видел из ныне живущих; да и из давно умерших – тоже. А разговоры о нем не смолкают уже 2200 лет. Быть на Родосе и не вспомнить Колосса Родосского – невозможно.

Родос известен более всего как местонахождение одного из чудес света – Колосса Родосского. Колосс существовал недолго; но 56 лет, которые он простоял на своих каменных(отнюдь не глиняных!) ногах, оставили в памяти людей такой отпечаток, который не стерли два тысячелетия.

Начнем с того, что население города Родос, столицы одноименного острова, составляет сейчас, согласно Википедии, 55 тыс. человек. Для современного города это немного. Но город Родос 4-го века до нашей эры, население которого составляло 80 тыс.человек(по данным нашего гида Евгения Дименштейна) – это был огромный город, богатый, располагавший огромным торговым флотом. Родоссцы первыми в мире создали морской кодекс, и все связанные с ними страны – Египет, Греция, страны Малой Азии – безоговорочно его приняли. Этот богатый торговый город проводил удачную политику, позволявшую ему до поры до времени избегать военных вторжений на свою территорию. Однако в 308 году до нашей эры город все же пережил осаду, но устоял перед врагом. В память об этом была построена огромная статуя покровителя острова – бога Солнца Гелиоса, которую стали называть Колосс Родосский.

Вызывая всеобщее восхищение, Колосс простоял всего лишь около 56 лет, и был разрушен землетрясением. Попытки восстановить статую не увенчались успехом.

Обломки статуи пролежали более 1200 лет. Местные зеваки и путешественники из дальних мест развлекались тем, что пытались двумя руками обхватить большой палец Колосса, что далеко не всем удавалось. В 997 году Родос завоевали арабы. Новые владельцы острова, не связанные ностальгией по былой славе Родоса, нуждаясь в деньгах, продали обломки статуи какому-то купцу.

Купец, мобилизовав караван в 900 верблюдов, успешно вывез весь лом, оставив потомкам загадку: как выглядел Колосс Родосский и где именно он стоял?

Долгое время считали, что Колосс Родосский выглядел так:

Он был так велик, что корабли, входя в гавань, проходили между его ногами.

Затем кто-то, применив несложные геометрические построения и расчеты, доказал, что такого просто не могло быть: при высоте Колосса 36 м( по другим данным – 31,5 м), расстояние между его ногами не могло составлять 400 м (ширина входа в гавань), иначе он выглядел бы приблизительно так:

Это, не говоря уже о невозможности постройки такого сооружения, выглядело бы уже не величественно, а скорее карикатурно. Следовательно, Колосс стоял не над входом в гавань, а где-то в стороне, на прилегающей площади.

Поэтому не стоит думать, что известный родосский скульптор и архитектор Харес, проектировавший и возглавлявший строительство Колосса, был глупее нас с вами, и создал величественную статую, которую строили 12 лет, из глины.

По другой, не слишком распространенной версии, железный каркас Колосса был окружен кладкой из небольших камней, скрепленных раствором; сверху крепилась обшивка из тонких бронзовых листов.

Мне же наиболее достоверной представляется версия, основанная на реконструкции английского ученого Мэриона.

Согласно этой реконструкции, остов статуи состоял из трех каменных столбов, соединенных железными поперечинами. Два столба проходили через ноги статуи, а третий, более короткий, был скрыт складками плаща. На столбах с помощью радиальных прутьев укреплялись железные ободья, похожие на человеческие ребра; вообще, конструкция несколько напоминала человеческий скелет. К ободьям прикреплялись части статуи, отчеканенные из бронзового листа(внешняя обшивка); швы соединений тщательно заделывались. Колосс, будучи пустотелым везде, кроме ног, выглядел, словно он целиком отлит из бронзы. Согласно древним авторам, на строительство статуи ушло только 13 тонн бронзы(современные ученые считают, что больше).

Будь рама, поддерживающая статую, сделана целиком из железа, Колосс, возможно, простоял бы сотни лет, пока ржавчина не переела его железный остов. Но рама Колосса была каменной. Камень прочен, но хрупок и вязкостью железа не обладает. Подземные толчки во время разрушительного землетрясения, постигшего Родос в октябре 225 года до нашей эры, сломали хрупкие каменные столбы, и Колосс рухнул.

Эта версия подтверждается словами римского ученого и писателя Плиния Старшего, который в своем трактате «Естественная история» писал об обломках Колосса Родосского так: « …но и лежащая на земле, она(статуя) вызывает удивление… Обломанные части ее зияют обширными пещерами. Внутри видны камни огромнейших размеров, которыми Харес при установке стремился создать устойчивость.»

Так погибло шестое чудо света. Как оно выглядело – сейчас никто точно не знает. Сохранились только изображения головы Колосса на полустертых монетах.

Долгое время вход в гавань Мандраки вместо Колосса украшали два оленя, гордо возвышавшихся на колоннах (олень – один из символов города). Однако в конце сентября 2009 года, когда я посетила Родос, олень уже был только один. Судьба второго – неизвестна: то ли украли вандалы-туристы, то ли забрали на реставрацию, но столб был пуст. Эдак мы всех родосских красот лишимся… Следующий, кто поедет на Родос – проследите, пожалуйста, чтобы оленя вернули!

P.S. Специально для ярых сторонников теории о Колоссе Родосском, изготовленном из глины, главный аргумент которых: «Если история сохранила поговорку «Колосс на глиняных ногах», значит, он и был из глины!».

которая в большинстве случаев права. «Колосс – в истории искусства – статуя огромной величины.» И далее список колоссов древности в количестве семи штук. Каждый из них мог оказаться тем самым, на глиняных ногах – не обязательно именно Колосс Родосский. Ниже — Египет, колоссы.

Второе: снова обратимся к Википедии.

«Колосс о глиняных ногах — библейское выражение.

Данная крылатая фраза восходит к сну Навуходоносора, растолкованному пророком Даниилом в Книге Пророка Даниила, глава 2 стихи 1-49.»

Кратко: в Ветхом Завете, Книге Пророка Даниила, говорится о вавилонском царе Навуходоносоре, который увидел во сне огромного, внушающего ужас металлического истукана на глиняных ногах. Но вдруг камень, оторвавшийся от горы, ударил в эти глиняные ноги, разбил их, и колосс был повержен. Сон оказался вещим: Вавилонское царство вскоре разрушилось, подобно истукану на глиняных ногах.

Если в данном случае не убеждает Википедия, можно обратиться к первоисточнику – Библии. Я проверяла: именно так и есть; только в Библии более подробно, и, на мой взгляд, интереснее.

который указывает, что именно так («колосс на глиняных ногах») назвал Россию приехавший по приглашению Екатерины 2 французский философ-просветитель Дени Дидро. Именно применительно к России это выражение и стало широко известным.

И уже, очевидно, в наше время, кто-то выстроил ассоциативный ряд: «Колосс» — «Колосс Родосский» — «Колосс на глиняных ногах» — и появилась теория о том, что Колосс Родосский был выполнен из глины. И, хотя мое мнение особого веса не имеет, поскольку это мнение не специалиста, еще раз повторю, что в эту теорию я не верю, хотя она и попала в Википедию. И Википедия иногда ошибается, поскольку составляется не СПЕЦИАЛИСТАМИ в каждом вопросе, а людьми, которые СЧИТАЮТ, что они компетентны в данной области. Об авторитетности статей Википедии уже было — здесь. Ниже юмористическая иллюстрация: создание статьи в Википедии.(оригинал)

3.А.Домашнев Т.Дроздова «Из глубины веков», изд.Москва, «Молодая гвардия», 1985г.

4.Библия – любое издание.

Иллюстрации № 1,2, 10 — 16, 18. – из Интернета, № 3-5, 7-9 из книги А.Домашнева и Т.Дроздовой «Из глубины веков», № 6 — Пани Зося.

Источники:
Колосс Родосский история
Колосс Родосский — одно из 7 древних чудес света. Колосс простоял на входе в гавань острова Родос около 50 лет и был разрушен землетрясением.
http://chydesa-mira.ru/koloss-rodosskiy/
Колосс Родосский – уникальное творение скульпторов, ставшее воплощением бога Гелиоса
Колосс Родосский – уникальное творение скульпторов, ставшее воплощением бога Гелиоса..
http://putidorogi-nn.ru/evropa/591-koloss-rodosskij
Родосский колос на острове родос
Родосский колос на острове родос Главная Блог Путевые и домашние заметки. Часть 1. Колосс Родосский. Честно признаюсь – не видела я его. И никто не видел из ныне живущих; да и из давно
http://panizosya.com/Kolos_Rodoski.html

COMMENTS