Съемка репортажа

Десять типичных ошибок при репортажной фотосъемке

Репортажная фотосъемка — понятие очень многогранное. Она может быть любительской и профессиональной, происходить в помещении и на улице, могут запечатлеваться официальные и неофициальные мероприятия. В том или ином виде фоторепортаж снимал хоть раз в жизни каждый фотограф. Я снимал много раз и продолжаю это делать сейчас 🙂

В предыдущей статье мы с вами говорили о выборе репортажной камеры и всей сопутствующей ей приблуды. Данная статья — рассказ об основных ошибках в репортажной съемке, от которые я замечал у себя и у других. В некоторых местах это что-то подобное работе над ошибками, когда я просматривал свои старые съемки и пытался выявить, что делает репортажную фотографию удачной, а что, наоборот, губит ее. Ошибки перечисляются по принципу — «что первое пришло в голову, то и идет первым», я не ставил цели каким либо образом отсортировать их.

Мы прекрасно знаем, что такое «безопасная выдержка» — это такое значение выдержки, при котором можно снимать без риска шевеленки. Для полного кадра безопасная выдержка равна единице делленной на фокусное расстояние (на кропе — на эквивалентное фокусное расстояние). Это правило замечательно работает при съемке неподвижных объектов, однако, если в кадре присутствует какое-то движение, то риск получения «размазанных» фотографий увеличивается пропорционально скорости движения. Приведу пример:

Также можно использовать режим приоритета диафрагмы. У зеркалок Canon при съемке со вспышкой можно принудительно задать для режима AV выдержку 1/200 секунды (через пользовательские функции). Диафрагма задается вручную, мощность вспышки устанавливается самим фотоаппаратом в зависимости от чувствительности ISO.

2. Непонятные пятна на фотографиях, сделанных со вспышкой

Бывает так, что на фотографиях, сделанных в «полевых» условиях при плохой освещенности появляются непонятные светлые пятна. Это ни что иное, как пылинки или водяные капельки (туман), от которых отразился свет вспышки.

Чтобы такого не было, не используйте вспышку при съемке в условиях повышенной влажности или когда в воздухе много пыли. открывайте до максимума диафрагму, поднимайте чувствительность ISO и фотографируйте без вспышки.

Конечно, уровень шумов на таких фотографиях может быть значительным, но это меньшее из зол, по сравнению с призрачными пятнами, за которыми не видно абсолютно ничего.

Иногда завал горизонта используется для подчеркивания динамики снимка, однако, это, скорее исключение, чем правило. Посмотрите на эту фотографию:

Понятно, что на данной фотографии заваленный горизонт не подчеркивает никакую динамику, а просто режет глаза. Проблему завала горизонта можно решить как при съемке (что лучше всего), так и при обработке. Если вы используете ЖК-экран фотоаппарата, на него почти всегда можно вывести сетку, по которой и выставлять уровень горизонта. У некоторых аппаратов на экран даже может выводиться уровень, который помогает правильно действовать тогда, когда линии горизонта в кадре нет как таковой. У зеркалок в видоискателе есть «рисунок» из точек фокусировки, по которому тоже вполне можно ориентироваться. О том, как программно исправить завал горизонта, я уже когда-то писал.

О том, что такое Jpeg и что такое RAW подробно написано в Фотоучебнике. Конечно, репортаж репортажу рознь, и каждый решает для себя — являются ли данные фотографии действительно важными, чтобы использовать возможности камеры на 100% или просто отснять все в режиме, скажем, автоматических сюжетных программ.

Если снимать в формате Jpeg, вам придется во время съемки оперировать с такими настройками как баланс белого, более тщательно выставлять уровень экспозиции (выдержка/диафрагма/iso). То что все это отнимает драгоценное время — но это еще полбеды. Настоящая беда будет если вы ошибетесь с установкой баланса белого или просто забудете его переключить при смене условий съемки. В итоге, на фотографиях будут желтые или синие лица, которые выправить в Photoshop если и можно, то придется порядочно повозиться.

Формат RAW во время съемки репортажа освобождает вас от необходимости настраивать баланс белого, стиль изображения, внутрикамерное шумоподавление и т.д. ваша задача — только выставить нужные выдержку, диафрагму, чувствительность ISO и не ошибиться с фокусировкой. Все остальные настройки можно поставить «по умолчанию» или «авто».

Однако, RAW — такая вещь, которая подразумевает обязательную обработку. Если нужен «быстрый результат» — снимайте в RAW+Jpeg. В этом случае вы убиваете двух зайцев — из Jpeg-вариантов можно быстро «слепить» слайд-шоу и показать его на проекторе в завершение мероприятия (например, свадьбы), а из RAW-ов потом вытягивать «образцово-показательные» варианты фотографий, например, для печати крупным форматом. Расплачиваться за это приходится емкостью флешки, но при современном их объеме и стоимости это не является большой проблемой.

Представьте себе, что вам заказали съемку мероприятия по вручению дипломов участникам какого-то конкурса — человек 300! Их вызывают на сцену по одному или группами и один и тот же человек (ведущий) вручает им совершенно одинаковые на вид документы.

Когда я работал в вузе, то много раз фотографировал подобные мероприятия. В принципе, можно было поставить аппарат на штатив и просто нажимать на кнопку, когда диплом вручался очередному победителю или выпускнику. Присутствовать на таких мероприятиях — скука смертельная, фотографировать еще скучнее, обрабатывать — вообще тоска зеленая.

Многие начинающие репортеры делают такую же ошибку! Предположим, фотографа пригласили поснимать выступление какой-то рок-группы в клубе. И вот он встает напротив сцены и начинает снимать музыкантов «в упор» и снимает до тех пор, пока не закончится концерт/флешка/аккумулятор. Отличия между фотографиями — минимальные. Часть фотографий — люди крупным планом (почти всегда с открытыми ртами и странными выражениями лиц), часть — вся сцена. А кто это такие, что за группа (далеко не у всех на ударной установке нарисована узнаваемая эмблема!), где это происходит, что творится в зале и т.д. — не понятно!

С другой стороны — что мешает, для начала, сфотографировать здание, где происходит событие? Достаточно всего одной фотографии, но уже есть ответ на вопрос — «где это происходит». Фотографии участников шоу можно и нужно чередовать со снимками зрителей, обстановки — это даст возможность оценить масштаб события. Не увлекайтесь съемкой только крупных или, наоборот, только общих планов — они тоже должны чередоваться.

Замечательно, если удастся сделать постановочные фотографии с участниками шоу, а также со зрителями (или и с теми и с другими). Однако, по своему опыту заметил, что люди гораздо охотнее идут на контакт, если у вас в руках «харизматичная» техника — зеркалка, внешняя вспышка, здоровенный объектив 🙂 Если происходит съемка какого-то официального мероприятия, принцип не меняется! Фотографии с «говорящими головами с презентацией на заднем плане» представляют меньше интереса, чем «живые» снимки с эмоциями, какие-то интересные моменты, постановочные снимки и так далее.

С точки зрения композиции есть такая категория объектов — «фотомусор». Это нежелательные объекты, попадающие в кадр. Они не несут никакой смысловой нагрузки и только отвлекают внимание. Рассмотрим несколько фотографий с бардовского концерта — я снимал это в 2007 году «чисто для себя». Сейчас смотрю эти фотографии и отмечаю на них большое количество ошибок.

Бард Владимир Медведев с гитарой на фоне электрощитка

Понятно, что электрощиток на заднем плане лишний! Да и тень от гитары не придает снимку эстетики. Зафотошопить? Тогда теряется вся сущность репортажной съемки — на снимке должно быть все максимально реалистично. Единственный выход из подобных ситуаций — искать такой ракурс, при котором все нежелательные объекты уходят за пределы кадра. Однако, есть и другая крайность — слишком плотное кадрирование. О нем поговорим ниже на этом же примере.

Итак, мы нашли другой ракурс, с которого электрощиток на заднем плане нам уже не мешает. Но пришлось сменить горизонтальную компоновку кадра на вертикальную. В этом случае нас поджидает другая «засада» — риск обрезать часть ключевого объекта.

При съемке гитаристов старайтесь не обрезать гриф гитары — это важная деталь!

Сменив точку съемки избавились от электрощитка и тени от гитары на стене. Хотя снимок до сих пор не идеален — из-за слишком плотного кадрирования значимая часть ключевого объекта (гриф гитары) оказалась обрезанной. Продолжаем работу над ошибками.

Вроде бы хорошо, но появился завал вправо.

На этой фотографии вроде все на месте — и гитара и руки музыканта и его взгляд. Но из-за того, что он откинулся на спинку стула, на фотографии появился небольшой завал вправо. Это уже не страшно, можно довернуть в Фотошопе.

Повернули, самое время обрезать лишнее

Мы уже когда-то рассматривали вопрос как фотографировать портрет и договорились, что не будем обрезать руки по локтям. Также крайне нежелательно, чтобы объект соприкасался с краем кадра. К сожалению, так оно и получилось — мы пришли опять к тому, от чего пытались уйти! Правая рука обрезана по локтю, гриф уперся в край кадра.

Соприкосновение объекта с границей кадра — ошибка!

Увы, из всего сюжета не нашлоcь ни одного «образцово-показательного» снимка, который я смог бы привести здесь как удачный пример. Так или иначе на всех кадрах серии есть какие-то небольшие, но обидные недочеты. Чтобы не попадать в такую же ловушку, возьмите себе за привычку после кадрирования при съемке чуть отодвигать зум — это снизит вероятность обрезания объектов, касания их с краем кадра, а также даст вам «пространство для маневра», если понадобится выравнивать завал на фотографии.

Съемка докладчиков за трибуной, несмотря на кажущуюся простоту, задача отнюдь не простая! Когда я работал в вузе и фотографировал различные конференции, прекрасно в этом убедился. Когда некоторые люди поднимаются на трибуну для доклада их как будто подменяют. У человека меняется мимика, причем часто не в лучшую сторону (видимо, волнение сказывается). В итоге на фотографиях такие докладчики получаются с перекошеным ртом, сморщенными лбами и выпученными глазами. Приводить фотографии не буду из соображений профессиональной этики. Скажу лишь то, что далеко не всегда с первого раза получается нормально сфотографировать говорящего человека.

Фото из интернета

Чтобы выступающие на фотографиях были похожи сами на себя, рекомендую придерживаться простых правил.

  • Не ограничивайтесь одним кадром — чем больше вы отснимете, тем больше вероятность, того, что хотя бы один кадр будет удачным. Не возлагайте больших надежд на ЖК-экран фотоаппарата — на нем сложно увидеть разницу между нормальным взглядом и «безумным» 🙂

  • Сфотографируйте человека в самом начале выступления, когда он только взошел на сцену, посмотрел в зал, но еще не начал говорить. Как правило, такие фотографии самые «спокойные». Все люди ведут себя по-разному — кто-то просто стоит и говорит, кто-то начинает подаваться вперед, кто-то отчаянно жестикулирует, кто-то морщит лоб и т.д. Особенно сложно нормально сфотографировать тех, кто читает по бумажке — у них почти всегда опущены глаза и лицо наклонено вперед. Когда же они поднимают взгляд, голова часто остается наклоненной, из-за чего лоб морщится, а человек смотрит в зал исподлобья.

  • Если снимаете вертикальный кадр со вспышкой, сделайте так, чтобы тень отбрасывалась со стороны затылка, а не со стороны лица.

  • Выгодный момент для снимка — когда докладчик дополняет свою речь жестикуляцией. Обратите внимание, когда по телевизору показывают какую-нибудь пресс-конференцию и докладчик начинает водить руками в такт своему выступлению, на заднем плане слышны щелчки камер репортеров

    Это достаточно большая категория ошибок, которая включает в себя много всего, но общие признаки одинаковые — неправильно выбранная точка съемки и фокусное расстояние (или и то и другое). Несколько примеров:

    На этой точке явно не хватает фокусного расстояния, в итоге люди получились слишком мелко, а по бокам много пустого пространства и лишних объектов. Зум в помощь!

    То же самое, но снято с бОльшим фокусным расстоянием

    Второй пример — детский утренник. Обратите внимание, как расположились родители с фотоаппаратами:

    Ниже — результаты съемки с точек «правильно» и «неправильно»

    При съемке из первого ряда с низкой точки сюжет лежит перед нами как на ладони

    Кадр из видео, снятого с задних рядов. В объектив лезут затылки впереди сидящих, основной сюжет за ними не видно

    Кстати, самое «козырное» место при съемке таких мероприятий — в переднем ряду сбоку (лучше рядом с окном). Помещение просматривается по диагонали, свет из окон не бьет в объектив. Можно снимать и сидя и стоя, при этом никому не мешая.

    Не забывайте о правилах профессиональной этики! При репортажной съемки они особенно актуальны.

    Самое главное правило — кто первый занял точку съемки, того и она. Если пришли на эту точку позже — не пытыйтесь влезать в кадр тому, кто занял ее до вас. Хороших площадок для съемки часто бывает не очень много, поэтому заранее позаботьтесь о выборе точки съемки. Верх наглости и бесцеремонности — встать спиной перед чьим-нибудь объективом. Когда передо мной вдруг вырастает чья-то фигура, первое мое желание — отвесить хорошего пинка! Некоторые начинают «мстить» — делают то же самое по отношению к фотографу-грубияну. Я призываю не уподобляться и вести себя достойно. В конце концов, тот кто впереди мог просто вас не заметить. Если сами кому-то случайно влезли в кадр и получили тычок в спину — сами виноваты.

    Еще распространенная ситуация — один фотограф снимает с колена, другой встал прямо за ним и выдвинул у него над головой телеобъектив. Когда тот кто снизу будет вставать, скорее всего, ударится об этот объектив головой.

    Если на вашем пути кто-то фотографируется — остановитесь и дайте возможность фотографу сделать кадр, либо просто обойдите фотографа со спины.

    На этом, я считаю, можно закончить. Надеюсь, что приведенные рекомендации смогут предостеречь вас от ошибок и получить красивые, интересные и живые репортажные фотографии, которые потом будет приятно смотреть! Уверен, приведенный список рекомендаций далеко не полный. Если вам есть что добавить — это можно сделать в комментариях. Заранее благодарен!

    Автор — Артем Кашканов

    — По 10 пункту вспомнил одно из мероприятий которое я проводил.

    Встал спиной перед видеооператором. Эта падла меня так дерзко оттолкнула, что я до конца вечера его тролил перед публикой. Надо понимать что не артист подстраивается под оператора, а оператор под артиста.

    Толкнул бы он так Пугачёву. или Бритни Спирс.

    Конкретно по статье: всё настолько сложно. Требует вдумчивости, анализа, постоянного изменения настроек. можно ли всё это успеть при репортаже? Думаю профессионалы экстра класса смогут. Но в НиНо фотографов такого уровня по пальцем.

    В связи с этим предложение.

    Артём, вот на мой взгляд, ведя этот ЖЖ ты просто бесплатно даришь свои навыки как мать Тереза. Не лучше ли организовать свою школу фото мастерства и ездить с гастролями по стране и давать мастер классы? Я уверен на сто процентов что ты бы смог. По этому сворачивай лавочку и делай бизнес, а не делись ценными мыслями с народом, за копейки которые приносит этот сайт.

    — Ни в коем случае не бросайте сайт, статьи очень интернесные. Думаю сайт нужен не только для денег, не тпак ли?

    — Интересный сайт! Спасибо!

    — Спасибо. мне было полезно ))

    Самые читаемые материалы (Top10)

    Старт проекта — 22 июня 2008 года

    Пейзажная фотография, обзоры фототехники, тесты объективов, фотоклуб, фотофорум, обучение фотографии

    Ответственность за содержание и достоверность рекламных материалов на сайте несут рекламодатели.

    Основные правила репортажной съемки

    Репортаж – это образное и вдумчивое повествование о событии. Равно как и литературный рассказ, оно может быть написано интересно, красивым языком, с использованием метафор и сравнений, а может быть плоским, линейным и безвкусным.

    Евгений Кириченко. Свадебные эмоции

    Согласно правилам жанра, любое повествование должно начинаться с экспозиции. Нет, не с количества света, определяемым выдержкой и диафрагмой. А четким описанием места события. Точно, как в сказке – «в некотором царстве, в некотором государстве жили-были…», с первых кадров делового репортажа зрителю должно быть понятно, о каком «царстве-государстве» идет речь, где происходили представленные события.

    Допустим, вы от заказчика получили задание: снять репортаж о Photokina’2012. Открывать репортаж должны общие планы Kёльн-мессе; толпы людей, спешащих на семинары фотографического биеннале; хорошо, если в поле кадра где-то на заднем плане окажется содержательный рекламный баннер самой выставки. Аккредитованным журналистам и фоторепортерам обычно дается памятка с подробным планом событий. Постарайтесь не пропустить важных мероприятий!

    После экспозиции идет укрупнение планов, знакомство с героями, их средой обитания – «…жили-были старик со старухой». И далее, не забывайте постоянно менять планы: общий – средний – крупный – деталь. Будьте внимательны и наблюдательны, умейте подмечать то, чего не видят непосредственные участники событий, увлеченные самопиаром или эмоциями от происходящего.

    Событие и эмоция как повод для кадра

    Снимая средние планы, постоянно ищите выразительные, эмоциональные моменты взаимодействия героев. Даже если ваши герои отвернулись друг от друга, или спят на докладе – это тоже элемент взаимодействия. Не забывайте: мы всегда снимаем реакцию человека на окружающее пространство. Главное – научиться «вкусно» подавать эту реакцию.

    Тем не менее, яркая эмоция, взаимодействие – это лишь повод нажать на кнопку спуска затвора. Репортер должен уметь предугадывать события. Компоновку кадра, ракурс, пространство и даже цветовое исполнение необходимо увидеть априори, за мгновение до события. В этом и состоит искусство репортера – чувствовать пространство, прогнозировать действия. Это приходит с опытом, путем постоянного анализа собственных кадров и лучших репортажных фотографий.

    Если у вас запланирована съемка важного делового репортажа, имеет смысл предварительно осмотреть место событий. Обратите внимание, какой там свет? Включат ли на время конференции дополнительное освещение? Где будут находиться аккредитованные фотографы? По какому маршруту можно перемещаться фотографу во время съемки? Есть ли возможность и необходимость работать с дополнительным светом, управляемым ассистентом? Задайте эти вопросы организаторам.

    Сергей Максимишин. Работники банка отмечают день рождения сотрудника

    Не ленитесь, и не жалейте времени на такую предварительную работу. Не стоит слишком полагаться на свой опыт, неприятные сюрпризы могут ожидать фоторепортера на каждом шагу. Например, однажды снимая репортаж в одном зале в центре города, я обнаружил, что в нем ужасно скрипят половицы паркета. В итоге мое передвижение по залу в поиске интересных ракурсов было затруднено: резкий скрип существенно раздражал присутствующих. Если бы я обнаружил такое свойство паркета предварительно, найти нужную траекторию перемещения по залу было бы значительно проще.

    Работая для печатных изданий, обязательно изучите соответствующий стиль подачи изображения. Если сразу это непонятно, уточните у бильдредактора, на чем нужно сделать особые акценты. В целом же, существует два основных типа изданий. К первому следует отнести те, что живут за счет продаж самого печатного продукта, то есть за счет популярности и огромных тиражей. Вторые существуют в основном за счет рекламодателей или прочих заинтересованных лиц. Для первых, как правило, требуются «безбашенные» снимки: публичный человек скорчил ужасную гримасу – браво! Случайно или нарочно показал неприличный жест – клиент нашей «клиники»! Надул щеки, закатил глаза – отличный кадр для обложки или первой полосы (с соответствующей колкой подписью, разумеется).

    Сергей Максимишин. Владимир Путин

    Конечно, как правило, и за такой кажущейся «свободой» обычно кто-то стоит. Неплохо бы это сразу понять, поскольку, как говорил мой шеф: «хорошая собака не укусит своего хозяина за руку». И здесь все инсинуации по поводу журналистской свободы вообще не причем. Просто, если уж и быть пешкой в чьей-то игре, то лучше делать это осознанно. Впрочем, это тема отдельного разговора.

    Кстати, в деловых или корпоративных изданиях, это гораздо легче прочувствовать. Поэтому главных героев для подобных медиаресурсов, наоборот, следует идеализировать. Тем более, если речь идет о представителях компании-рекламодателя. Постарайтесь добиться на снимке нужного взгляда, ракурса, жеста. Иногда это бывает сделать довольно сложно, особенно, если докладчик волнуется, непрерывно говорит и жестикулирует. Сотня снимков, море досады и раздражения со стороны присутствующих – и ни одного попадания: то открыт рот, то закрыты глаза, то высунут язык, то рука закрыла часть лица. В таком случае, не стесняйтесь в перерыве подойти к докладчику и попросить его немного попозировать перед камерой для вашего издания. Несомненно, он должен быть заинтересован в качественных снимках.

    На одной из зарубежных пресс-конференций я не без удивления узнал, что многие западные докладчики проходят специальные курсы. В частности, их учат практически после каждой фразы делать небольшую едва заметную паузу: закрыть рот, в выгодном ракурсе подать себя и представляемый продукт, давая тем самым репортерам сделать нужные кадры. Неплохо бы такую практику заиметь и нашим топ-менеджерам.

    Фиксируя важные события, репортер не имеет права на ошибку. Дубли в репортаже невозможны. Все оправдания, типа «сел аккумулятор, переполнена карта памяти, не успел сменить объектив» несерьезны. Поэтому к технике предъявляются повышенные требования: высокая надежность и стабильность в работе; большой ресурс затвора; пылевлагозащищенность и морозоустойчивость; быстрый, точный и цепкий автофокус; кнопочно-колесный доступ к большинству функций съемки с исключением случайных нажатий. Отсюда столь высока цена на профессиональную репортерскую технику.

    Тем не менее, по большому счету, на ответственный репортаж следует идти с двумя камерами. Такая страховка, во-первых, сведет к минимуму вероятность отказа техники; а во-вторых, позволит оперативно работать с разными планами, не тратя время на смену оптики. Если же второй камеры нет, и вы достаточно уверены в своем аппарате, продублируйте все аксессуары: две емкие карточки, высвобожденные от прочих снимков; по два комплекта аккумуляторов для аппарата и для вспышек. Обязательно – средства для чистки оптики, чехол от непогоды (если съемка будет проходить на улице, а техника не влагоустойчива).

    Основное правило репортажного фотографа звучит так: все свое ношу с собой. То есть никогда не оставляйте свою технику, даже под присмотром хороших, но случайных знакомых, и даже идя в туалет или на перекур. Во-первых, увлекшись процессом съемки, вы, скорее всего, на короткое время забудете о дорогом объективе, в суете оставленном на скамейке или подоконнике. Во-вторых, не ровен час знакомый, не обремененный особой ответственностью, отвлечется и вашу технику попросту могут «увести» или случайно разбить, и вы вместо небольшой прибыли будете иметь существенный урон.

    Отсюда вывод: используйте удобные сумки, фотографические портупеи с навесными чехлами для объективов, вспышек и аксессуаров. В рюкзак можно сложить технику, которая не пригодится в ближайшее время (хотя сам по себе он неудобен для репортажей).

    И последнее. Работа на важном репортаже с коллегами или ассистентами в две или более камер – это разделение ответственности, это всегда психологически легче, чем работать в одиночку: можно поделиться планами, ракурсами, помогать в освещении объекта. Делитесь ответственностью, обретайте опыт. Удачи!

    Текст: Сергей Галушка

    Как правильно фотографировать при свечах? Ничего нет сложного. Покупаете свечи, фотоаппарат, штатив и читаете эту статью.

    Новаторство — это обновление искусства. Без постоянного притока новых методов и свежих идей любая сфера, будь то фотография или искусство написания сценариев для фильмов, начинает утрачивать свежесть. Как научиться фотографировать т понимать фотографию.

    Главный вопрос для уличного фотографа, это не бояться. Когда побороли страх выплывает второй вопрос, а как снимать и что? Люди на тебя обращают внимание, начинают позировать. Надо быть незаметным.

    Ничего более идиотского о репортаже не читал.

    А что же тут идиотского, Максим?

    Допустим, общие советы для фотографов начального уровня. Хорошие фото примеры.

    Поделитесь своими советами. Напишите статью на эту тему. Люди почитают и сравнят Ваши понятия и фото с этими и другими. Какие аргументы у Вас в поддержку такой категоричной и нелестной оценки??

    Большое спасибо за статью ! для себя, как для начинающего фотографа, нашла интересную информацию.

    Первая съемка репортажа

    Что необходимо знать при первой съемке репортажа. Какую технику с собой взять. Что и как снимать на мероприятии.

    Обо всем этом и о многом другом мы поговорим в статье “Первая съемка репортажа”. Сегодня я расскажу обо всех основных вещах, которые должен знать фотограф для успешной съемки репортажа.

    Итак, вас пригласили снимать репортаж: корпоративный праздник, музыкальный фестиваль, презентацию или любое другое мероприятие. Для успешной съемки, прежде всего, необходимо правильно подготовиться. Давайте посмотрим, какое оборудование должно быть в фотосумке репортажного фотографа.

    Во время репортажа, фотограф должен быть готов к съемке разноплановых кадров. Сначала надо снимать людей в банкетном зале, а потом – музыкантов на сцене.

    Именно поэтому вам необходимы объективы, которые будут покрывать все основные фокусные расстояния. Большинство фотографов для съемки репортажа используют два вида оптики:

    Именно “ширик” – основной рабочий объектив репортажного фотографа. С таким объективом вы сможете поместить в кадр большое количество снимаемых объектов. А это необходимо при съемке общих планов или, например, групповых портретов.

    35mm – классический широкоугольный объектив для съемки репортажа. Практика показывает, что большинство репортажных кадров делается именно на этом фокусном расстоянии. Также очень удобно использовать зум-объективы, например, 18-70mm. С зум-объективом вы сможете быстро изменять фокусное расстояние, что в условиях репортажной съемки очень важно.

    Самый популярный и удобный для репортажа телевик – 70-200mm. Телевик используется, когда вы находитесь далеко от объекта съемки, что нередко случается на репортаже. Также с помощью него можно делать интересные крупноплановые портреты посетителей мероприятия.

    Итак, в нашу фотосумку мы кладем 18-70mm и 70-200mm объективы, тем самым мы сможем работать на фокусных расстояниях от 18 до 200 mm. А значит – у нас получиться сделать любой кадр, который нам будет нужен.

    Основные характеристики объективов я приводил в отдельной статье.

    Вспышка – один из основных рабочих инструментов репортажного фотографа. Зачастую на мероприятиях очень слабое освещение, и дополнительный свет просто необходим. А как выбрать вспышку, вы уже знаете.

    Но собираясь на съемку репортажа, надо обязательно учесть несколько важных вещей:

    На репортажной съемке вы будете делать большое количество кадров, а значит заряд батарей вашей вспышки быстро закончится. Всегда имейте с собой 4-5 запасных комплектов батареек. Лучше, чтобы после мероприятия у вас остались неизрасходованные батареи, чем если батарейки сядут во время съемки и вы не сможете пользоваться вспышкой.

    Цветная калька, или просто небольшая пластинка из полупрозрачного пластика – необходимая для некоторых случаев вещь. Дело в том, что иногда нужно окрасить свет от вспышки. Например, когда вам нужно сделать свет вспышки более “теплым”. Для этого достаточно просто наклеить оранжевую пластинку на вспышку – и вы получите более теплые цвета.

    Свет от вспышки очень жесткий и узконаправленный. Именно для того, чтобы его смягчить и рассеять, существуют отражатели и рассеиватели. Если вы хотите делать действительно качественные фотографии – вам необходимо всегда иметь их с собой на съемке. В ближайшее время я отдельно расскажу об использовании отражателей для вспышек.

    Собираясь на съемку, важно не забыть о нескольких необходимых вещах:

    Кроме комплекта батарей для вспышки, возьмите дополнительный аккумулятор для камеры. Лучше всего иметь с собой и зарядное устройство для камеры и аккумуляторов вспышки.

    Светофильтры – незаменимая вещь в цифровой фотографии. И особенно это верно для поляризационного фильтра. Если мероприятие проходит на открытом воздухе, именно поляризационный фильтр даст вам возможно сделать красивые и очень эффектные кадры.

    Снимать в RAW или JPG – решать, конечно, вам. Но для серьезной репортажной съемки профессионалы используют RAW, так как он дает большие возможности для последующей обработки. К сожалению, плата за эти возможности – большой размер файлов. Поэтому захватите с собой как можно больше памяти. Практика показывает, что на 4-6 часовую репортажную съемку уходит порядка 12-16 Гб памяти.

    Собрав нашу фотосумку, мы отправились на мероприятие. Теперь перед нами встает важный вопрос – что именно надо снимать на мероприятии, чтобы клиент остался доволен фотографиями?

    Чтобы снять хороший фоторепортаж, прежде всего нужно понять – для какой цели вы делаете фотографии. Понятно, что клиент заказывает съемку не просто так, а чтобы в последствии как-то использовать получившиеся фотографии.

    Снимая корпоративный праздник, презентацию или любое другое мероприятие – вы должны понимать, куда потом пойдут ваши фотографии и исходя из этого – снимать те кадры, которые нужны заказчику.

    Хороший репортажный фотограф, снимая мероприятие, делает фотографии трех типов:

    Снимки для публикации в корпоративном журнале, оформление брошюр и прочих материалов, которые будут использоваться внутри компании. Какие это должны быть фотографии? Это фотографии, которые интересны прежде всего – руководству компании. Вы должны запечатлеть, как веселятся и отдыхают участники мероприятия. Как проходят конкурсы и розыгрыши призов.

    Фотографии с некоторых презентаций или праздников впоследствии публикуются в СМИ. Соответственно, вы должны делать кадры с расчетом на их дальнейшую публикацию в изданиях.

    – Позитивные, радостные люди в кадре, где присутствует логотип или символика компании.

    – Разноплановые кадры с выступлений высшего руководства компании.

    – Кадры, максимально позитивно рассказывающие о мероприятии в целом.

    Старайтесь делать и обычные кадры с участниками мероприятия, в стиле “Я и Вася улыбаемся в камеру”. Это банальные кадры, но они очень востребованы. Дело в том, что самим сотрудникам компании или участникам мероприятия действительно интересны те кадры, на которых есть они сами. И именно такие кадры они будут потом выкладывать на “одноклассниках” и “вконтакте”.

    Также не забывайте об абстрактных фотографиях – интерьера, столов с едой и пр. Особо увлекаться такими сюжетами не стоит, но небольшое наличие подобных кадров в вашем репортаже необходимо.

    Теперь поговорим о нюансах, которые необходимо учесть для успешной съемки мероприятия.

    Всегда приезжайте на съемку заранее. Это даст вам возможность ознакомиться с условиями съемочной площадки и “пристреляться” к ним, а так же узнать у организатора план мероприятия. Уточните, какие моменты мероприятия особенно важны для клиента и во время съемки уделите им особое внимание.

    Снимая людей на мероприятии, часто можно увидеть, как встречаются старые друзья или знакомые. Обязательно подойдите к ним и предложите сделать снимок – они будут только рады, а вы получите по настоящему позитивный кадр.

    Также вас могут попросить сделать групповой портрет.

    Самое главное в съемке группового портрета – делать побольше дублей. Когда в кадре одновременно находится много людей, велика вероятность, что один из них моргнет или отвлечется. Поэтому делайте больше дублей, один да точно удастся.

    Снимая репортаж, не экономьте на кадрах. Специфика репортажной съемки такова, что в кадре одновременно находится много людей. И может получиться так, что отличная фотография будет испорчена скривившимся лицом человека на заднем плане кадра. Снимать много дублей – самый эффективный (и по сути единственный) способ избежать этого неприятного момента.

    При построении кадра – старайтесь сделать так, чтобы в нем присутствовал логотип компании и название мероприятия. Это очень важно, т.к. подобный кадр больше расскажет зрителю о мероприятии. Ведь по сути, задача репортажного фотографа – рассказать в фотографиях, что это было за мероприятие, а так же где, когда и как оно происходило.

    Но самое главное правило для успешной работы на мероприятии – улыбайтесь и будьте на позитиве. И тогда люди, которых вы будете снимать, начнут улыбаться вам в ответ.

    Итак, теперь вы знаете о работе на мероприятии, но не менее важно знать некоторые технические тонкости съемки репортажа. О них мы и поговорим.

    Есть некоторые классические приемы съемки, которые проверены практикой и действительно очень эффективно работают.

    Например, съемка на диафрагму 5,6. Это универсальная диафрагма для репортажной съемки. Дело в том, что именно при такой диафрагме глубина резкости достаточная, чтобы человек на переднем плане был полностью в фокусе, а задний план – ушел в приятный глазу расфокус.

    Соответственно, если мероприятие проходит на открытом воздухе, вы можете поставить режим приоритета диафрагмы и ваша камера будет автоматически под нее подстраивать выдержку.

    Снимая репортаж, вам часто придется выбирать между высокими ISO (а значит и большим уровнем шумов) или съемкой на более длинных выдержках, чреватыми появлением шевеленки. Также важно помнить, что при обработке вам может потребоваться повысить яркость фотографии, а значит, шумы станут еще более заметными.

    Но тем не менее, практика показывает, что лучше все таки поднять ISO, т.к. шевеленку намного сложнее убрать при обработке, в отличии от цифровых шумов. Для работы с шумами существуют специальные программы шумодавы, например, Noise Ninja или Neat Image.

    Когда мы отсняли материал и привезли его домой, наступает следующий этап работы – обработка фотографий.

    В чем главная особенность обработки репортажных кадров?

    В том, что вы работаете с большим объемом фотографий. Как правило, “на выходе” у фотографа должно получаться 300-600 отобранных хороших фотографий. Количество кадров варьируется в зависимости от продолжительности мероприятия, но в любом случае – вам предстоит обработка большого объема материала.

    Чтобы эффективно работать с таким количеством фотографий – необходимо уметь пользоваться пакетной обработкой, то есть обработкой сразу большого количества фотографий. Подробнее о пакетной обработке я расскажу в ближайшее время, так как эта тема действительно заслуживает отдельной статьи.

    Также очень важно уделить внимание цветам на фотографии. Ваши фотографии должны быть яркие цвета, сочные и насыщенные.

    Такие фотографии сразу привлекают к себе внимание и априори нравятся заказчикам. Если вы снимаете на улице – всегда немного повышайте Saturation (насыщенность) и контраст – это сделает кадр более живым и ярким.

    Кроме яркости и насыщенности, очень важно, чтобы ваши фотографии были резкими.

    Резкость кадра – одна из тех вещей, которые замечает даже далекий от фотосъемки и фотографии человек. Самая большая проблема при увеличении резкости в том, что вместе с резкостью увеличиваются и шумы на фотографии. Но этого можно избежать, если использовать один очень эффективный прием по пакетному увеличению резкости с помощью actions в Photoshop. Суть этого способа в том, что мы увеличиваем резкость только на светлых участках кадра, не затрагивая теней (где больше всего заметны шумы).

    Подробно я описывал этот метод увеличения резкости в предыдущей статье.

    И всегда, абсолютно всегда, вместе с фулл-сайзами фотографий я записываю на диск превью размером 700-800 пикселей по длинной стороне. Просматривать их намного быстрее и проще, нежели громоздкие фулл-сайзы, а также их можно сразу послать по почте или выложить на “одноклассники”.

    Безусловно, тема репортажной съемки огромна и имеет массу нюансов, о которых не расскажешь в одной статье. И в будущем я обязательно посвящу еще несколько статей этой теме.

    Мои другие статьи по репортажной съемке:

    Источники:
    Десять типичных ошибок при репортажной фотосъемке
    Репортажная фотосъемка — понятие очень многогранное. Она может быть любительской и профессиональной, происходить в помещении и на улице, могут запечатлеваться официальные и неофициальные мероприятия. В том или ином виде фоторепортаж снимал хоть раз в жизни каждый фотограф. Данная статья — рассказ об основных ошибках в репортажной съемке, от которые я замечал у себя и у других. В некоторых местах это что-то подобное работе над ошибками, когда я просматривал свои старые съемки и пытался выявить, что делает репортажную фотографию удачной, а что, наоборот, губит ее.
    http://www.artem-kashkanov.ru/article96.html
    Основные правила репортажной съемки
    Репортаж – это образное и вдумчивое повествование о событии. Равно как и литературный рассказ, оно может быть написано интересно, красивым языком, с использованием метафор и сравнений, а может быть плоским, линейным и безвкусным.
    http://journal.foto.ua/likbez/theory/osnovnye-pravila-reportazhnoj-semki.html
    Первая съемка репортажа
    Что необходимо знать при первой съемки репортажа? Какую технику с собой взять, а главное — что и как снимать на мероприятии?
    http://fototips.ru/praktika/pervaya-semka-reportazha/

  • COMMENTS