Смысл иконы троица

Некоторые богословские затруднения в понимании иконы преподобного Андрея Рублева «Святая Троица»

Некоторые богословские затруднения в понимании иконы преподобного Андрея Рублева «Святая Троица»

Вернемся к 82-му правилу Трулльского собора. Оно, как известно, отменяет прообразовательный символ при изображении Иисуса Христа, ибо вторая Ипостась имеет реальный образ[6]. На рублевской же иконе мы видим трех Ангелов, подчас считающихся прообразом Троицы. Однако Святая Троица не только не имеет Своего образа, но не имеет и Своего прообраза. Она – прообраз явленного во Христе откровения о триипостасном Боге. Напомним слова отца Бориса Бобринского: преподобный Андрей изобразил «ветхозаветный образ пришествия Христа, в Котором почивают в полноте и Отец, и Дух». Если моленная икона основана исключительно на христологии, то, может быть, достаточно того, что «созерцание Сына и есть созерцание Троицы»[7], – как говорит М.В. Васина? Прообраз (tipos) ведь не сам образ (ikon), на прообраз не молятся[8]. Общеизвестно, что прообразом Христа в Ветхом Завете был медный змей, но молятся православные не змею, а Христу.

Однако, учитывая то обстоятельство, что икона была написана не для иконостаса, как многие привыкли думать, а для сени над ракой преподобного Сергия Радонежского[9], вопрос о моленной функции этого образа так остро не стоит. Икона могла просто служить напоминанием о том деле, которому всецело посвятил себя преподобный. Мы должны были бы обратить внимание на многочисленность в Церкви подобных «иллюстративных» икон, не претендующих на моленную функцию. В качестве примера можно взять образы скачущих на конях святых Георгия и Димитрия Солунского, Бориса и Глеба, Евстафия Плакиды, а также иконы «Страшный суд», «Чудо от иконы “Знамение”» (искусствоведы переименовали ее в «Битву новгородцев с суздальцами»), «Огненное восхождение пророка Илии на небо» и другие[10]. Почему тогда в этом ряду не может быть иконы Рублева?

Завершая наш разговор, становится вполне очевидным: затруднений в понимании иконы «Святая Троица», безусловно, хватает.

И те проблемы, что здесь были затронуты, не стоит воспринимать как продолжение кампании, начатой некоторыми либеральными авторами, по дискредитации славы великого русского изографа[16].

Да и совершенство рублевского образа Святой Троицы тому подтверждение. Показательна общеизвестная формула отца Павла Флоренского: «Есть “Троица” Рублева, следовательно, есть Бог»[18].

Дело ведь здесь не в психологических и интеллектуальных возможностях человека, а в иконологии – в определении духовного смысла образа, его глубины и выраженного в нем православного мировоззрения. Перед нами и стояла подобная задача, с той только разницей, что следовало всего лишь обозначить иконологические вопросы, связанные с проблемой понимания самой почитаемой и известной иконы на Руси.

Но предпринять даже попытку ответа на них в пространстве настоящего сообщения не представляется возможным. Для этого необходимо: для выражения субъективной точки зрения – как минимум авторская монография, а для объективного изучения – объемное коллективное исследование, и даже не одно[19].

[1] Гаврюшин Н.К. О доктринальном значении икон Святой Троицы // Международная богословско-философская конференция «Пресвятая Троица». Москва, 6–9 июня 2001 г. Материалы. М., 2002. С. 231.

[3] Бобринский Борис, протопресвитер. Тайна Пресвятой Троицы. М., 2005. С. 153–154.

[7] Васина М.В. «Троица» Рублева в иконологии и триадологии протоиерея Сергия Булгакова // http://www.orthodoxicon.spb.ru/conference-2005.htm.

[8] «Греч. tipos и лат. figura применяются богословами для обозначения символов, особенно характерных для библейского языка, а именно прообраза», – поясняет «Словарь библейского богословия» (Киев; М., 1998. С. 922).

[9] Подробнее см.: Антонова В.И. О первоначальном месте «Троицы» Андрея Рублева // Материалы и исследования Государственной Третьяковской галереи. М., 1956. С. 41. Икона также упоминается в описи Троице-Сергиевой лавры 1641 года: «А над главою чюдотворца Сергия образ Живоначальные Троицы».

[10] Когда «иллюстративную» икону пытаются использовать в качестве моленной, то могут возникнуть даже курьезы. Об одном таком случае устно рассказывал епископ Балтийский Серафим. Он явился свидетелем того, как одна из прихожанок, подойдя к иконе святого Георгия, приложилась губами к изображению дракона.

[11] Васина М.В. «Троица» Рублева в иконологии и триадологии протоиерея Сергия Булгакова.

[12] «Начиная считать Троицу, ты отступаешь от истины» (пер. с лат. В.В. Бибихина). – Николай Кузанский. Сочинения. Т. 1. М., 1979. С. 79. Судя по всему, Николай Кузанский просто свернул до афоризма пространное рассуждение блаженного Августина из его «Комментария на Евангелие от Иоанна». См.: PL. T. 35. Col. 1683. – Примеч. Н.К. Гаврюшина.

[14] Гаврюшин Н.К. О доктринальном значении икон Святой Троицы. С. 235

[15] В этом же храме на северных вратах находится идентичная композиция, с той же надписью (исключая малый юс), но с фигурой Авраама; изображен и телец под левым (от нас) Ангелом. И на северных, и на западных вратах у средних Ангелов начертан крестчатый нимб.

[16] См. типичный образчик: Никитин А.В. Кто написал «Троицу» Рублева? // Наука и религия. 1989. № 8–9.

[17] Несмотря на известность, все-таки уместно привести ее текст: «Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся, Сыну во Отце, со Святым Духом: Отец бо безлетно роди Сына соприсносущна и сопрестольна, и Дух Святый бе во Отце, с Сыном прославляем: едина Сила, едино Существо, едино Божество. Ему же покланяющеся вси глаголем: Святый Боже, вся содеявый Сыном, содейством Святаго Духа; Святый Крепкий, Имже Отца познахом, и Дух Святый прииде в мир; Святый Безсмертный, утешительный Душе, от Отца исходяй и в Сыне почиваяй: Троице Святая, слава Тебе» (Триодь цветная. М., 1992. С. 476).

[18] Флоренский Павел, священник. Иконостас // Избранные труды по искусству. М., 1996. С. 103.

Источник:
Некоторые богословские затруднения в понимании иконы преподобного Андрея Рублева «Святая Троица»
Некоторые богословские затруднения в понимании иконы преподобного Андрея Рублева «Святая Троица» Вернемся к 82-му правилу Трулльского собора. Оно, как известно, отменяет прообразовательный
http://www.pravoslavie.ru/46974.html

Образ Святой Троицы Андрея Рублева

Великое не возникает случайно и не бывает капризной вспышкой: оно есть слово, к которому сходятся бесчисленные нити, давно намечавшиеся в истории. Великое есть синтез того, что по частям фосфорически мерцало во всем народе; оно не стало бы великим, если бы не разрешало собою творческое томление всего народа 1 .

В 1929 ГОДУ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТРЕТЬЯКОВСКУЮ ГАЛЕРЕЮ БЫЛА ПЕРЕДАНА ИЗ ЗАГОРСКОГО ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИКОНА АНДРЕЯ РУБЛЕВА «ТРОИЦА», ПО ПРАВУ СЧИТАЮЩАЯСЯ САМЫМ ВЫСОКИМ СОЗДАНИЕМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ, САМОЙ ЗНАМЕНИТОЙ РУССКОЙ ИКОНОЙ. С ТЕХ ПОР ИКОНУ БЕРЕЖНО ХРАНЯТ В СТЕНАХ МУЗЕЯ: ОНА НАХОДИТСЯ ПОД ПОСТОЯННЫМ НАБЛЮДЕНИЕМ ХРАНИТЕЛЕЙ И РЕСТАВРАТОРОВ. К РУБЛЕВСКОЙ «ТРОИЦЕ» ПРИХОДЯТ ТЫСЯЧИ ЛЮДЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ, ПРОФЕССИЙ, ВОЗРАСТОВ, ЕДИНЫХ В СВОЕМ СТРЕМЛЕНИИ ПРИОБЩИТЬСЯ К ИДЕАЛЬНОЙ КРАСОТЕ И ПОДЛИННОЙ ДУХОВНОСТИ.

Общепризнанного ответа на вопрос: «Когда была создана икона Святой Троицы?» — пока нет. Сторонники ранней датировки считают, что «Троица» создавалась для деревянного Троицкого собора, возведенного в 1411 году, и позже была перенесена в каменный храм. Другая точка зрения заключается в том, что икона была написана одновременно с иконостасом в 1425-1427 годах для нового каменного Троицкого собора, украшенного артелью мастеров во главе с Андреем Рублевым и Даниилом Черным. На сегодняшний день научная оценка проблемы датировки звучит так: «Вопрос. может быть решен только после проведения комплексного исследования всех икон, связываемых с творчеством Андрея Рублева» 10 .

Полное единодушие наблюдается при ответе на вопрос: «Кто автор иконы Святой Троицы?» Ее создал Андрей Рублев. Справедливости ради надо все же отметить, что были попытки в этом усомниться. Так, еще во второй половине XIX века Д.А. Ровинский, считавший эту икону произведением итальянского мастера, утверждал, что, вероятно, лишь известие Клинцовского подлинника, повторенное в житии преп. Сергия Радонежского, «подало повод И.М. Снегиреву приписать икону Святой Троицы Рублеву» 11 . Однако митрополит Московский Филарет (Дроздов) счел нужным твердо опровергнуть это мнение, сказав, что «в Сергиевой лавре постоянно сохраняется предание, что сей образ писан Андреем Рублевым при пр. Никоне» 12 . После проведения реставрационных работ Н.П. Лихачев написал, что «наблюдения, сделанные Гурьяновым, подтверждают предположение о том, что икона святой троицы принадлежит письму Рублева» 13 .

Теперь следует прояснить самое сложное — главную причину создания иконы Святой Троицы, ее задачу, ее значение для «мира сего». Всякая икона имеет догматический смысл, нравственно-идеологическую проповедь и живописно-художественные особенности.

Резюмируя все вышесказанное, священник А. Лебедев пишет: «При сопоставлении всех этих воззрений должно придти к тому заключению, что, хотя один из явившихся Аврааму, как Иегова, ясно отличается от посланных в Содом Ангелов, тем не менее самое число «три» несомненно указывает на троичность Лиц в Боге» 21 . К тому же мнению склоняется и святитель Московский Филарет. «Обыкновение Церкви, — говорит он, — представлять на иконах тайну Святой Троицы в образе трех Ангелов, явившихся Аврааму, показывает, что благочестивая древность точно в числе сих Ангелов полагала символ Святой Троицы» 22 .

Итак, вначале в Церкви, видимо, главенствовало понимание указанного библейского текста в смысле Богоявления Аврааму Господа и двух ангелов. Постепенно от прямого толкования образуется относительное желание видеть в этом Богоявлении трех ангелов, своим числом «три» символически выражающих триипостасность Божества. Наиболее отходящим от непосредственного понимания библейского текста следует считать взгляд на это Богоявление как на явление Аврааму всех Лиц святой Троицы в виде трех странников. Именно это понимание стало главенствующим на Руси, а его раскрытие в живописной форме и есть догматический смысл иконы святой Троицы. Более того, именно эта догматическая доминанта в русском церковном сознании, явившаяся результатом подвига преп. сергия и творчества Андрея Рублева, уберегла Русь от соблазна Унии и помогла твердо отстаивать богословские позиции в вопросе о filioque.

«Божественнаго Света лучами облистаемый, преподобне Андрее, Христа познал еси — Божию Премудрость и Силу и иконою Святыя Троицы всему миру проповедал еси Единство во Святей Троице, мы же со удивлением и радостию вопием ти: имеяй дерзновение ко Пресвятей Троице, моли просветити души наша».

1 Флоренский П. Троице-Сергиева лавра и Россия. Т. 2. М., 1996. С. 360.

2 Голубинский Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. М., 1909. С. 185. В этой же работе приведено изображение иконостаса.

4 Гурьянов В.П. Две местные иконы Святой Троицы в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и их реставрация. М., 1906. С. 5.

5 Кондаков Н.П. Русские клады. Исследование древностей великокняжеского периода. Т. 1. М., 1896. С. 175.

6 Голубинский Е. Указ. соч. С. 185-186. Действительно, уже в описи монастыря 1641 г. икона называется «чудотворной».

7 Гурьянов В.П. Указ соч. Табл. 1, рис. 2.

8 Расчистку производили Г.О. Чириков (расчищал лики), И.И. Суслов, Е.И. Брягин, В.А. Тюлин. В 1926 г. Е.И. Брягин произвел довыборку записей и реставрационных тонировок (см.: словарь русских иконописцев XI-XVII веков. М., 2003. С. 543).

9 Олсуфьев Ю.А. Опись икон Троице-Сергиевой Лавры. Сергиев, 1920. С. 15.

10 Словарь русских иконописцев XI-XVI веков.2003. С. 544.

11 Цит. по: Воронов Л., проф. протоиерей. Андрей Рублев — великий художник Древней Руси // Богословские труды. 1975. № 14. С. 86. Ссылка дана на: Ровинский Д.А. Обозрение иконописания в России до конца XVII века. СПб., 1903. С. 40.

12 Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам. СПб., 1887. Доп. т. С. 331-342.

13 Лихачев Н.П. Манера письма Андрея Рублева. СПб., 1907. С. 104.

14 Голубинский Е. Указ соч. С. 185-186.

15 Флоренский П. Указ соч. С. 362-364.

16 Св. Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. СПб., 1893. С. 8.

18 Сергий, архиеп. Богословские идеи в творчестве Андрея Рублева // Богословские труды. 1981. № 22. С. 5.

19 Такое исследование проведено в работе: Озолин Н. «Троица» или «Пятидесятница»? // Философия русского религиозного искусства. Вып. 1. М., 1993. С. 375-384.

20 Например, Прокопий Газский в VI в. констатирует существование как бы трех параллельных мнений: «Что касается трех мужей [явившихся Аврааму], — пишет он, — то одни утверждают, что это были три ангела; другие, что один из трех — Бог, а остальные Его ангелы; а еще другие, что здесь говорится о прообразе пресвятой и единосущной Троицы» (PG, t. 87, 363).

21 Лебедев А., свящ. Ветхозаветное вероучение во времена патриархов. Вып. 2. СПб., 1886. С. 122.

22 Там же. С. 128.

23 Флоровский Г., протоиерей. Пути русского богословия. Париж, 1937. С. 508.

24 Св. Иоанн Дамаскин. Указ. соч. С. 127.

26 Троице-Сергиева Лавра. Сборник статей. Сергиев Посад, 1919. С. 127.

27 Garrucci R. Storia. Т. I, p. 437; Айналов Д.В. мозаики IV и V веков. СПб., 1895. С. 112.

28 Айналов Д.В. Указ. соч. С. 111.

29 Алпатов М. «Троица» в искусстве Византии и в иконе Рублева. М.; Судак, 1923-1926. Ил. 6 (на фр. яз.).

30 Кондаков Н.П. Лицевой иконописный подлинник. Т. 1. СПб., 1905. С. 11, рис. 13.

31 Малицкий Н. К истории композиции ветхозаветной Троицы. Прага, 1928. С. 34-36.

32 Житие преподобного Андрея Рублева // Канонизация святых. Троице-Сергиева Лавра, 1988. С. 58.

33 Лихачев Д.С. Культура Руси эпохи образования Русского национального государства. ОГИЗ. 1946. С. 15, 33.

Источник:
Образ Святой Троицы Андрея Рублева
Великое не возникает случайно и не бывает капризной вспышкой: оно есть слово, к которому сходятся бесчисленные нити, давно намечавшиеся в истории. Великое есть синтез того, что по частям
http://www.tg-m.ru/articles/3-2013-40/obraz-svyatoi-troitsy-andreya-rubleva

Смысл иконы троица

Развитие представлений детей о символическом значении иконы «Троица» А. Рублева

Обогащение представлений о Святой Троице.

Развитие познавательной активности детей путем включения в проблемные ситуации.

Развитие умения отвечать на вопросы педагога.

Обогащение словаря: Святая Троица, Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой,

святой Андрей Рублев, Авраам и Сарра,

Активация словаря: икона, Ангел, Иоанн Лествичник, Ветхий и Новый Завет, Библия, крестное знамение.

Явление Господа Аврааму

Икона «Троица» А. Рублева

Фильм «Бог — Троица»

Репродукция иконы «Троицы» А. Рублева

1. Начало встречи

Молитва перед учением «Христос Воскресе»

Фильм «Бог – Троица»

Восстав от сна прежде всякого другого дела, встань благоговейно представляя себя перед всевидящим Богом и сотворив крестное знамение произнеси: «Во имя отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Как мы крестимся?

Дети, накладывают на себя крестное знамение, проговаривая слова молитвы.

1.Задание на рабочем листе.

2. Задание на рабочем листе.

И это не просто формула обращения, но великое откровение о Божественной сущности.

Фильм «Бог – Троица»

Если говорить об основных отличиях русского православия от других вероисповеданий христианства, то это прежде всего особое почитание Троицы «Ибо к ней взывает верующий всякий день к Господу Во святой Троице Единому, славимому и поклоняемому Отцу и Сыну и Святому Духу.

Только православные празднуют Святую Троицу. И обычай украшать в этот день жилища и церкви ветками березы уходит корнями в русскую славянскую почву.

На троицу, вся земля травой покроится .

О чем говорит нам эта пословица?

То есть сама природа вступает в пору расцвета по благости и милосердию Господа.

С чем приходят в этот день верующие в храм?

В этот день верующие вступают в храм, держа в руках зеленую ветвь – символ животворной силы, исходящей от Триединого Бога. Той силы, которой пронизано все сущее во вселенной.

Какими словами начинается проповедь в храме?

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Сегодня мы празднуем праздник Святой Троицы и сошествие Святого Духа на Апостолов. День Рождения Православной Христовой церкви.

Какая книга содержит в себе Ветхий и Новый Завет?

Путешествие в Ветхий Завет (счет 21, 20,19…)

И явился Аврааму Господь у дубравы Мамре, во время зноя дневного. Он возвел Свои очи и взглянул. И вот три мужа стоят над ним, и поклонился Авраам до земли и сказал: «Владыко, да принесут немного воды и омоют ноги Ваши и принесут хлеб да ястие и подкрепите сердца Ваши.

Они сказали: «Сделай так как говоришь». И сказал один из них возвращуся через год и будет сын у Сары жены твоей. От Авраама точно произойдет народ великий и сильный. Ибо Я избрал его для того чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя ходить путем Господним творя правду и суд.

Явление трех ангелов Аврааму – символ Троичности Бога. Не подробности ветхозаветного сюжета, а единство трех лиц Троицы – Отца, Сына и Святого Духа, основанной на любви и составляет основной смысл иконы Святая Троица.

Фильм «Бог – Троица»

Храм Святой Троицы – историческая святыня и символ собирания, единения Руси. 1000 лет назад утвердилось здесь православие – греческая византийская вера. Однако же ни Троичных храмов, ни Троичных икон Византия не знала. Мысль о трех ипостасях Бога, о соединении трех начал, была для нее скорее общим как бы отвлеченным понятием – только здесь мысль эта обрела действенную созидательную силу. Высший образец единства, согласия и любви Русь увидела в Троице благодаря одному из самых выдающихся, самых праведных ее сыновей. В его время в 14 веке, был здесь древний город Радонеж, окраина московского княжества. Отсюда начинался путь духовного родоначальника московской Руси, воплотившего в себе черты действительно совершенной личности.

О каком святом идет речь?

Сергий Радонежский. Во всех делах мирских и духовных Его осенял образ Святой Троицы.

Составление описательного рассказа по карте «Житие Сергия Радонежского»

До пострижения в монахи, Он носил имя Варфоломей. И вот однажды отроку Варфоломею было видение. Явился ему человек в монашеском одеянии – утешил, ободрил и предсказал великую будущность. А будущность свою отрок не представлял иначе как в служении Богу. Оставив после смерти родителей Радонеж, он основал монашескую обитель и посвятил ее Святой Троице. Вскоре свидетельства о праведности игумена Сергия, о его подвижничестве стали распространятся по всей Руси. Он первым устанавливает правила монастырского общежития, согласно которым необходимую работу выполняют все монахи, включая игумена. Он строит Троичны храм ставший символом собирания русских земель.

Какой храм сроит Сергий Радонежский?

И потянулся народ к Сергию за советом и помощью. Возник первый малый общежитийный монастырь, был выстроен деревянный храм во имя Святой Троицы. Дабы воззрением на святую Троицу побеждался страх ненавистной возни мира сего. Он неустанно молитва о ниспослании мира и благоденствия, об избавлении своего народа от иноземного ига, считая, что для борьбы с грехом, Русь должна стать едина, как едина и нераздельна Святая Троица. Нравственный авторитет Сергия, сила его убежденности, помогли Дмитрию Донскому собрать войско способное дать захватчикам достойный отпор. Как и предсказывал Сергий на поле Куликовом русские воины разгромили полчище Золотой Орды – это был первый шаг к полному освобождению страны.

В память и похвалу Сергию Радонежскому пишет Андрей Рублев икону «Святая Троица», с необычайной силой напомнившей о единстве и мире.

Фильм «Бог – Троица»

Кем был Андрей Рублев?

Иконописец преизряден, всех превосходящий в мудрости, принял монашество в духовной семье Сергия Радонежского. Андрей Рублев проходил послушание в Спасо-Андрониковском монастыре. Монастырь был основан в честь иконы Спаса Нерукотворного, покровителя иконописцев и воинов.

Какой была самая первая икона?

Предание повествовало самой первой иконой стал плат, который Христос приложил к лицу, запечатлев на нем Свой Образ. К этому первообразу духовной красоты и силы восходил Андрей Рублев в своем Спасе. Чтобы узреть и запечатлеть совершенное, надо и самому стать совершенным. Андрей Рублев шел к нему подвижническим путем аскетики: безмолвие, строгий пост, молитва и чтение. От земного к небесному, человек восходит постепенно.

Какой святой написал книгу Лествица?

Иоанн Лествичник, толкователь Лествицы духовной, говорил так любовь по качеству своему есть уподобление Богу сколько люди того могут достигнуть. Андрей Рублев достиг такого уподобления. И в наши дни, канонизирован как преподобный. Икона Святая Троица стала вершиной духовного и художественного совершенства, какого только может достичь человек. Особого рода свидетелями вестниками иного небесного мира были ангелы.

Что означает слово Ангел?

Фильм «Бог – Троица»

Когда мы слышим эти слова?

Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога и Отца буди со всеми вами.

Чаша объединяет Отца, Сына и Святого духа, но принимает ее каждый согласно той миссии, которая предначертана ему самой идеей жертвы.

Сын жертвует собой, Отец жертвует Сыном, Дух Святой благословляет жертву Сына. Его хитон вишневого цвета, цвета жертвенной любви внушает высокое чувство печали. Печаль неотделима от памяти о земной жизни Христа, Его пути к жертвенной чаше напоминает праздничный ряд иконостаса.

Фильм «Бог – Троица»

Созерцая Троицу, мы взглядом совершаем мысленный крест и являемся основанием этого креста. Даль в иконе отсутствует. Троица не отдаляется, а явлена нам из золота света. Мы становимся перспективным приделом иконы, участниками ее тайной жизни. К нам обращен ее призыв следовать путем любви, согласия и жертвы. Истинная любовь всегда жертвенна.

Дух Святой сошел на учеников Христа и они стали первыми апостолами, первыми людьми, которые бесстрашно и твердо пошли крестным путем своего учителя.

Какие Вы знаете плоды Духа Святого?

Я говорю поступайте по Духу и Вы не будете исполнять помышлений плоти. Плоды же Духа – любовь, радость, мир, долготерпение, кротость, милосердие, вера, благость, воздержание.

Об одном очень важном даре Духа Святого сейчас мы и поговорим.

Вера это особое искусство жизни с Богом. Искусство веры открывается тем, кто всем своим существом доверился слову Божию и живой верой усвоил его себе как Божию силу во спасение.

Что значит верить в Бога?

Верить в Бога значит доверять Ему, значит признать его существование, значит быть готовым следовать Его заповедям в собственной жизни, и в этом быть последовательным сохранять верность, сознательно избранному пути. Не случайно в апостольских посланиях сказано, что вера без дел мертва.

Какие дела могут нас утверждать в вере?

Святые отцы для того чтобы как то приблизить учение к восприятию человека. Пользовались разными аналогиями. Святой Василий Великий самой совершенной из аналогий считал радугу.

Почему радугу как Вы думаете?

Потому что один и тот же цвет и непрерывен в себе и многоцветен, и в многоцветности открывается единый лик, нет середины и перехода между цветами. Не видно где разграничиваются лучи. Ясно видим различия, но не можем измерить расстояние и в совокупности многоцветные лучи образуют единый белый.

Подобно тому, как солнце дает миру свет, теплоту и жизнь, но остается едино, так и Бог един в своем существе, но различен в трех лицах Отца, Сына и Святого Духа.

Задание на рабочем листе.

Фильм «Бог – Троица»

Прославим наилучшего художника прещедро и искусно сотворившего мир. И из красоты видимого уразумеем превосходящего всех красотою. И целый мир, состоящий из разнородных частей связал Он Бог, каким то не разрывным союзом любви в единое общение и в одну гармонию.

По благословению Владыки Владимира Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского в 1993 году был открыт приход в нашем городе. Иерейским чином был освящен престол. Как Вы думаете, в честь кого был освящен престол? Как мы можем это узнать, глядя на иконостас? Где находится престольная икона?

Задание «Укрась икону к празднику»

Источник:
Смысл иконы троица
Развитие представлений детей о символическом значении иконы «Троица» А. Рублева Обогащение представлений о Святой Троице. Развитие познавательной активности детей путем включения в проблемные
http://sites.google.com/site/matushkamaryana/dvunadesatye/09-maj/maj-no-2

Троица: история и суть праздника

День Святой Троицы — один из важнейших для каждого православного верующего праздников. Он наполнен глубоким сакральным смыслом: события евангельской истории, вспоминаемые в этот день, сыграли важную роль в становлении христианской религии.

Троица является переходящим праздником: ежегодно ее отмечают на пятидесятый день после Светлого Христова Воскресения, из-за чего это событие называют также Пятидесятницей. В это время исполнилось пророчество Христа, которое тот дал своим ученикам перед Вознесением на небеса.

Согласно Новому Завету, перед восшествием на Небеса Христос неоднократно являлся апостолам, наставляя их, дабы подготовить к сошествию на них Святого Духа. Это и произошло спустя десять дней после Вознесения. Апостолы, находящиеся в комнате, где проходила их последняя трапеза со Спасителем — Тайная Вечеря — внезапно услышали необъяснимый шум с небес, подобный шуму ветра. Звук заполнил всю комнату, а после им был явлен огонь: он разделился на отдельные языки пламени, и каждый из апостолов воспринял его. С этого момента ученики Спасителя получили возможность говорить на всех языках мира, дабы нести свет христианского учения всем народам. По этой причине день Святой Троицы почитается также как день основания церкви.

В честь сошествия Святого Духа праздник и получил такое название: это событие обозначило триединство Бога. Три ипостаси Святой Троицы — Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух — существуют в единстве, творя мир и освящая его Божественной благодатью.

Праздник был установлен в конце четвертого века после принятия догмата о Божественном триединстве. На Руси празднование было утверждено спустя три столетия после Крещения. Со временем День Святой Троицы стал одним из самых любимых и почитаемых в народе праздников: помимо церковных установлений, появилось множество народных традиций и обычаев, которые стали неотъемлемой частью этого дня.

В день Святой Троицы в храмах проходит торжественное праздничное богослужение, отличающееся необычайной пышностью и красотой. Согласно канону, священники проводят службу в одеждах зеленого цвета: этот оттенок символизирует животворящую, созидающую силу Святой Троицы. По этой же причине одним из главных символов праздника считаются березовые ветви — ими по традиции украшают храмы и дома — и свежескошенная трава, которой выстилают пол в церквях. Бытовало поверье, что пучок ветвей, использовавшихся в качестве церковного убранства, может стать прекрасным оберегом и защитить дом от невзгод, поэтому их часто забирали с собой и хранили в течение всего года.

Считалось, что травы в день Святой Троицы наделяются особой силой, поэтому собирательством целебных растений занимались именно в это время. Существовал даже обычай ронять слезы на пучок травы, ставя свечу в честь праздника — чтобы лето не принесло засухи, а почва была плодородной и радовала своими дарами.

В день Святой Троицы принято молиться о прощении грехов, а также о спасении душ всех усопших — в том числе умерших неестественной смертью. Молитвы читаются во время церковной службы, и верующие сопровождают их земными поклонами, которые вновь разрешаются после завершения череды пасхальных богослужений. Если нет возможности посетить храм, помолиться можно дома перед иконой: в день Святой Троицы любые искренние слова непременно будут услышаны.

Правильно встретив этот важный для всех христиан праздник, можно изменить свою жизнь в лучшую сторону. Пусть каждый ваш день будет наполнен радостью. Мы желаем вам благополучия и крепкой веры, и не забывайте нажимать на кнопки и

Источник:
Троица: история и суть праздника
День Святой Троицы — один из важнейших для каждого православного верующего праздников. Он наполнен глубоким сакральным смыслом: события евангельской истории, вспоминаемые в этот день, сыграли важную роль в становлении христианской религии.
http://dailyhoro.ru/article/troitsa-istoriya-i-sut-prazdnika/

COMMENTS