Современные методы обучения в школе

Доклад — Современные методы обучения

раскрыты методы обучения,доклад для учителей. Освежить память какие есть методы и как их использовать.

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Современные методы обучения»»

Современный этап исторического развития характеризуется огромным динамизмом, глобальными противоречиями, радикальными изменениями во всех областях общественной жизни. Это ведет к возникновению неуправляемых процессов в различных сферах жизнедеятельности общества, требует пересмотра устоявшихся взглядов и мнений, в том числе, в образовании и воспитании.

Многие из педагогических новшеств ценностно переориентируют школу и учителя, переносят акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребенка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения.

В общем объёме знаний, умений и навыков, получаемых учащимися в средней школе, важное место принадлежит математике, которая широко применяется при изучении других предметов и в практической деятельности будущих рабочих, в частности в овладении новой техникой, при чтении специальной литературы. Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но развить у них интерес к учению, научить учиться.

Урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса, и качество обучения – это прежде всего качество урока. Можно ли назвать современным урок, если он проведён без наглядных и технических средств обучения? С ними урок богаче, ярче, образнее. С их помощью на учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают их интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний.

Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету. Все выше изложенное обосновывает актуальность данной темы.

Целью работы является исследование использование новых технологий на уроках математики в начальных классах.

Для того чтобы раскрыть цель работы поставим задачи:

— рассмотреть обще принятые методики преподавания математики в начальных классах, их сущность и раскрыть современные подходы к организации урока математики;

— исследовать новые технологии в обучении математики, такие как проектный подход и метод «Портфеля».

Объектом исследования является курс математики в начальных классах.

Предмет исследования: новые технологии обучения математики.

1. Преподавание математики в начальных классах

1.1 Сущность методики преподавания математики

Методика преподавания математики (МПМ) – наука, предметом которой является обучение математике, причём в широком смысле: обучение математике на всех уровнях, начиная с дошкольных учреждений и кончая высшей школой.МПМ развивается на базе определённой психологической теории обучения, т.е. МПМ представляет собой «технологию» применения психолого-педагогических теорий к начальному обучению математике. Кроме того, в МПМ должна отражаться специфика предмета обучения – математики.

Цели начального обучения математике: общеобразовательные (овладение учащимися определённого объёма математических ЗУНов в соответствии с программой), воспитательные (формирование мировоззрения, важнейших моральных качеств, готовности к труду), развивающие (развитие логических структур и математического стиля мышления), практические (формирование умения применять математические знания в конкретных ситуациях, при решении практических задач).

Взаимосвязь учителя и ученика происходит в виде передачи информации в двух противоположных направлениях: от учителя к ученику (прямая), от учения к учителю (обратная). [2, с. 16]

Принципы построения математики в начальной школе (Л.В. Занков): 1) обучение на высоком уровне трудности; 2) обучение быстрым темпом; 3) ведущая роль теории; 4) осознание процесса учения; 5) целенаправленная и систематическая работа.

Учебная задача – ключевой момент. С одной стороны она отражает общие цели обучения, конкретизирует познавательные мотивы. С другой стороны позволяет сделать осмысленным сам процесс выполнения учебных действий. [14, с. 31]

Этапы теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин): 1) предварительное ознакомление с целью действия; 2) составление ориентировочной основы действия; 3) выполнение действия в материальном виде; 4) проговаривание действия; 5) автоматизация действия; 6) выполнение действия в умственном плане. [9, с. 24]

Приёмы укрупнения дидактических единиц (П.М. Эрдниев): 1) одновременное изучение сходных понятий; 2) одновременное изучение взаимообратных действий; 3) преобразование математических упражнений; 4) составление задач учащимися; 5) деформированные примеры. [11, с. 9]

1.2 Современные подходы к методике начального обучения математики

В курсе дидактики есть свои требования к современному уроку, с типами уроков и их структурой. В методике начального обучения математике всё обстоит значительно сложнее, особенно со структурой урока. Это обусловлено тем, что при построении конкретного урока необходимо учитывать не только определённые этапы обучения (актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль, повторение) и специфику математического содержания, но и основную цель урока, его логику и те методические приёмы, которые способствуют её достижению.

Проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление, способствует сделать учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях; оно ориентирует на комплексное использование знаний.

Групповая работа на уроках весьма привлекает младших школьников. Однако, как показывает практика, первый опыт её организации может быть неудачным (излишний шум, медленный темп работы, их неумение действовать совместно и др.), что отталкивает от дальнейшего использования этой формы обучения. Между тем групповая работа – это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Использование на уроках групповой работы убедило меня в том, что эта технология несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности, следовательно:

– возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

– меняется характер взаимоотношений между детьми;

– укрепляется дружба в классе, меняется отношение к школе;

– сплочённость класса резко возрастает, дети лучше понимают друг друга и самих себя;

– растёт самокритичность, точнее оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;

– учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиции других людей.

На уроках я использую следующие виды групповой работы:

– охота за сокровищами;

В конце групповой работы, выработанные каждой группой решения, обсуждаются всем классом. Таким образом, оценивается не только результат решения задачи, но и работа группы.

При проведении урока я предельно внимательна к личности каждого ребенка. Процесс обучения мною строиться таким образом, чтобы ученик добывал знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направлял на нужный путь. Ученики могут не согласиться не только с мнением товарища, но и с мнением учителя. Им предоставлено право спорить, отстаивать и аргументировать свою точку зрения. При таком подходе возможны ошибочные суждения, поэтому для меня чрезвычайно важно, чтобы учащиеся не боялись допустить ошибки, скорее – наоборот: активность на уроке поощряется. Моя задача состоит в том, чтобы эти противоречия на уроке рождали спор, дискуссию. Выясняя суть обозначившихся разногласий, ученики анализируют предмет спора с разных позиций, связывают с новым фактом уже имеющиеся у них знания, учатся осмысленно аргументировать своё мнение и уважать точки зрения других учеников.

Проектная деятельность эффективно используется нами, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. При выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) мы решаем несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

Работа над проектной деятельностью – это один из способов вхождения школьника в социально нормированную деятельность, в которой ребёнок учится определять границы своей самостоятельности, свободы и ответственности.

Организовать с/р учащимся помогает дидактический материал в виде карточек. Карточки позволяют обеспечивать индивидуальную работу в зависимости от уровня подготовленности учащихся.

Нередко домашняя работа учащихся носит индивидуальный характер. Домашние задания могут иметь разные цели: закрепление знаний и практических умений, систематизация и обобщение приобретенных знаний и умений, подготовка учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Предлагая задания, аналогичные тем, которые учащиеся выполняли дома, учитель имеет возможность убедиться, кто из ребят справляется с заданием самостоятельно, кто допускает ошибки, затрудняется. Наряду с этим выясняется готовность класса к усвоению нового материала, к выполнению более сложных заданий. Такого рода индивидуальные домашние работы носят и проверочный, и пропедевтический характер, так как направлены на выявление и актуализацию опорных знаний и умений, что служит подготовкой к усвоению нового материала.

Обучение в школе это очень тяжелый труд, и если не учитывать индивидуальные особенности ребенка, то можно надолго отбить охоту учиться в школе.

Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на

Для того, чтобы дети не уставали на уроке, мною проводятся физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, точечный массаж для повышения иммунитета, точечный массаж для профилактики простудных заболеваний, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения, комплекс физических упражнений для профилактики заболеваний органов дыхания.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Использование современных обучающих технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе. Учить ребенка радостно, без принуждения – возможно, если в своей работе педагог использует инновационные технологии. “Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперёд вместе с вечным движением жизни” (Е.И.Рерих). Апробировав образовательные технологии, учитель сам не захочет работать по – старому, а его уроки превратятся в творческое общение с учениками и учеников между собой

Источник:
Доклад — Современные методы обучения
раскрыты методы обучения,доклад для учителей. Освежить память какие есть методы и как их использовать.
http://multiurok.ru/files/doklad-sovriemiennyie-mietody-obuchieniia.html

Современные методы обучения в высшей школе

Современные методы обучения в высшей школе. Стимулирование деятельности студентов. — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемДенис Шмыров

Презентация на тему: » Современные методы обучения в высшей школе. Стимулирование деятельности студентов.» — Транскрипт:

1 Современные методы обучения в высшей школе. Стимулирование деятельности студентов

3 Основным критерием научно обоснованного выбора методов, форм и средств обучения, которые оказывают стимуляцию процесса обучения будущих инженеров, является оптимальность их соединения с учетом специфики каждой рассмотренной образовательной ситуации, которая предполагает использование различного вида учебно-методических комплексов.

4 На наш взгляд, одним из важных факторов совершенствования методов обучения должно быть формирование и развитие у учащихся творческого, эвристического мышления. Преподаватель должен не только предлагать студентам некоторый набор специальных фактов (понятий, теорем, алгоритмов), сопровождаемых дедуктивными рассуждениями, но и развивать их интуицию, прививать навыки самостоятельного поиска новых закономерностей, ознакамлтвать с достаточно общими подходами самостоятельного целенаправленного поиска решения задач, т.е. с подходами, которые не зависят от того, к какому разделу, к какому типу эти задачи относятся.

5 Понятие методов обучения в современной дидактике истолковывается по-разному. Мы придерживаемся определения, в котором «Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов, направленные на решение учебно- воспитательных заданий». К этой мысли полезно следующее замечание о том, что понятие «методы обучения» нужное, прежде всего тем, кто создает учебный процесс, а не наблюдает за ним со стороны.

6 В дидактике существуют различные подходы к характеристике и классификации методов обучения: Классификация методов на основе источников знаний обучаемых внутренне- психологической стороны логической стороны усвоения знаний и умений студентами зависимости от учебных задач, которые ставит преподаватель

7 Поскольку, чаще всего, в основе выбираемой преподавателями методологии обучения лежит деятельностный подход, поэтому изначально рассмотрим классификацию методов обучения, предложенную М. Н. Скаткиным и И. Я. Лернером, которая учитывает особенности деятельности преподавателя и студентов в процессе обучения. Авторы выделяют следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемное изложение; частично-поисковый, или эвристическая беседа; исследовательский.

8 Они отличаются друг от друга по характеру познавательной деятельности, осуществляемой учащимися при усвоении различных видов содержания, и характером деятельности преподавателя, организующего эту разнообразную деятельность студентов. Дадим некоторую характеристику перечисленным методам с целью осознания того, что общепринятые методы обучения могут естественным образом вписаться в построенную систему, например, эвристического обучения дисциплине.

9 Объяснительно-иллюстративный метод состоит в том, что преподаватель сообщает готовую информацию разными способами, а студенты воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Этот метод применим во время рассказа, лекции, объяснения, беседы, работы с учебником, демонстрации кино и диафильмов и т.д.

10 Важным методическим требованием к указанному методу является обеспечение именно активного осознанного восприятия информации уже на начальном этапе усвоения знаний. Так, преподаватель, с помощью умело поставленных вопросов, формулировок стимулирует студентов к активному воспроизведению изложенного материала с целью более глубокого его осмысления, усвоения и запоминания. Студенты должны быть активными соучастниками объяснения, рассказа, лекции, именно это говорит об их активной умственной деятельности. Уже на первом этапе усвоения знаний нужно учить сравнивать новую информацию с ранее усвоенной, выделять в ней главное, важное, анализировать.

11 Метод предусматривает активное привлечение в учебный процесс наглядности. Использование выцветших плакатов и таблиц уже не привлекает внимание студентов, которые обращают свое внимание на мультимедийные, динамичные изображения. При создании мультимедийних средств обучения возникает определенное противоречие между возможностями: педагога – специалиста в методике обучения, но не всегда готового технологически к созданию таких средств обучения, и – программиста, умеющего грамотно использовать любые технологии, эффективность которых часто вызывает сомнения у методистов. Современные возможности офисных пакетов, таких как Microsoft PowerPoint, делают возможным нивелирование этого противоречия.

14 Но и мультимедийный проектор не всегда предоставляется возможным использовать во время аудиторных занятий. Необходима наглядность, созданная в бумажном варианте. Так, например, во время изучения дисциплины возрастает роль опорных конспектов. Присутствие пункта «Составляем опорный конспект», материалы которого расположены с одной стороны бумаги, дают возможность заполнения чистой стороны (в виде широких полей для заметок, объяснений, примеров и т.п.) во время лекции.

15 Рабочая тетрадь дает возможность лектору сконцентрировать внимание на более существенном материале, опустить некоторые технические детали во время объяснения со ссылкой на соответствующий материал, провести диалог со студентами, отвечая на их вопрос и задавая свои, а также оставить ряд вопросов на самостоятельную работу.

16 Методическим требованием к репродуктивному методу является наличие систем упражнений, а также программных материалов, которые обеспечивают контроль и самоконтроль (обратная связь – обязательное условие). Значительную роль в реализации этого метода играет алгоритмизация. На наш взгляд, эвристическая деятельность содержит в себе как логические, так и нелогические, например, интуитивные средства. Первые носят нормативный (алгоритмический) характер, вторые имеют индивидуальную психологическую основу.

17 Следует подчеркнуть, что репродуктивный метод обучения является необходимым даже тогда, когда главной целью является развитие творческих способностей студентов, их эвристического мышления, ведь этот метод обеспечивает необходимый минимум знаний и способов действий, а также некоторую автоматизацию основных операций во время изучения программного материала. С этой целью мы используем Решебник, который содержит общую постановку задачи, теоретическое ядро, план (алгоритм) его решения, один или несколько примеров для самостоятельного решения с ответами. Решебник предлагается как в электронном учебнике, так и в презентациях в PowerPoint с использованием различных средств визуализации.

18 Таким образом, оба охарактеризованных метода, и репродуктивный, и объяснительно- иллюстративный являются необходимыми для организации и управления учебно- познавательной эвристической деятельностью студентов, но недостаточными, поскольку не обеспечивают в должной мере развития мышления (одно из трех составляющих целеполагания).

19 Эта цель лучше достигается методами проблемного обучения как дидактической системы. И первым из них есть проблемное изложение материала. Во время проблемного изложения преподаватель ставит проблему, сам ее решает, и при этом указывает путь решения ее в действительных, но доступных студентам разногласиях. Таким образом, преподаватель показывает образцы научного познания, научного решения проблемы, а студенты следят за его логикой, усваивают этапы решения проблем. Организация проблемных ситуаций с помощью провокационных вопросов и их разрешение является одним из главных способов проблемного обучения. Поставленный вопрос может выявлять противоречия между обыденным и строгим представлением об объектах изучения.

20 Например, можно ли утверждать, что произведение возрастающих функций есть возрастающая функция? Этот вопрос выявляет противоречия между обыденным и строгим представлением об объектах математического анализа – ошибочный ответ дают многие учащиеся. Пример p(x) = x x = x 2 показывает, что сформулированное предложение неправильное.

21 Следующий метод заслуживает наибольшего внимания во время организации обучения. Для привлечения студентов к самостоятельному решению проблем их необходимо предварительно учить выполнять отдельные шаги решения, этапы исследования. Этому учит частично-поисковый метод или эвристическая беседа.

22 Эвристическая беседа учит студентов видеть проблему, задавать вопрос, строить заключения из фактов, выдвигать гипотезы, строить план решения. Метод предусматривает деление сложной задачи на серию элементарных подзадач, которые приближает решение основной задачи. Важным методическим требованием к этому методу является умелое объединение коллективных и индивидуальных форм работы.

23 Метод эвристической беседы непосредственно нацеливает студентов на активную самостоятельную эвристическую деятельность, активизирует имеющиеся знания, учит осуществлять самоконтроль в процессе выполнения некоторого шага решения, оказывает непосредственное влияние на производительность эвристической деятельности и определяет ее. Организация сократовского диалога, направленного на поиск решения специальной задачи отличается от традиционной беседы между преподавателем и студентом во время опроса. В вопросах преподавателя не может быть прямых намеков на готовое решение. Эта беседа напоминает игру «зеленый крокодил», в которой по поведению ведущего нужно узнать объект, который он представляет.

25 Получив решение задачи, необходимо предложить студентам проанализировать ход его решения, выделить те этапы, которые оказались существенными в ее решении, и получить, так называемое, эвристическое предписание к применению рассматриваемого метода. Успех применения эвристической беседы обеспечивается умелой системой вопросов преподавателя, которая требует продумывания доказательства, составления плана беседы с возможными ответами. Высокая общая и специальная культура, находчивость, живая речь, умение кратко, просто и ясно ставить вопросы, изменять их в случае надобности – такие качества преподавателя обеспечивают успешное применение этого способа.

26 Методика построения эвристических вопросов разработана древне-римским педагогом и оратором Квинтилианом. Для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте задаются следующие семь ключевых вопросов: кто? что? зачем? где? чем? как? когда? Парные сочетания вопросов порождают новый вопрос, например: как – когда? Ответы на эти вопросы и их разные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта. Такие вопросы обычно используются во время организации сократовского диалога, в процессе которого ученики «открывают» истину. Особенно они целесообразны при конкретно-индуктивном методе формирования понятий и изучения теорем.

29 Методическим требованием во время применения исследовательского метода является построение таких задач, которые обеспечили бы творческое применение студентами основных знаний (идей, понятий, методов познания) в процессе решения основных, доступных им проблем курса, овладения чертами творческой деятельности, постепенное возрастание сложности решаемых проблем. Задача преподавателя – побудить студентов самостоятельно формулировать определение, выводы, правила с последующим коллективным исправлением недостатков и ошибок. Организации такого учебного процесса способствуют различные программные средства и созданные на их основе обучающие модели.

31 Необходимыми составляющими методической системы, процесса эвристического обучения дисциплине должны стать также методы и формы активного обучения, которые активизируют познавательную деятельность и организовывают ее так, чтобы вследствие такой деятельности студент хотя бы изредка сам получал новый продукт – новые для него знания и способы деятельности. В эвристическом обучении существуют и специальные для этого методы, источниками которых являются методы технического конструирования. Остановимся более подробно на характеристике тех из них, которые возможно использовать на различных этапах процесса эвристического обучения и которые в наибольшей мере сочетаются с традиционными методами обучения, рассмотренными выше.

32 Метод эвристического наблюдения (или метод существенного, символьного и образного видения) (Е.де Боно). Вместе с полученной от преподавателя информацией студенты в процессе наблюдения видят и другие особенности объекта, который исследуется, то есть добывают новую информацию и конструируют новые знания. Особенно полезно, например, метод эвристического наблюдения использовать в процессе формирования у студентов абстрактного воображения, т.к. при изучении многих объектов очень важно уметь смотреть и видеть, замечать различные их особенности, делать выводы из замеченных особенностей. Используем пример на обман зрения.

33 Пример. Посмотрите пожалуйста на рисунки и сравните длины двух отрезков, изображенных на них

34 Метод гипотез. Студентам предлагается сконструировать версии ответов на поставленный вопрос или проблему. Преподаватель рассматривает исходные позиции или точки зрения на проблему, указывает на разнонаучный, разноплановый подход к конструированию гипотез. Затем студенты учатся наиболее полно и четко формулировать варианты своих ответов на вопрос, опираясь на логику и интуицию. Особенно часто метод применим в эвристическом обучении при конструировании различных программ актуализации знаний (мы о них рассказывали ранее). Вопросы тестовых заданий, звучащие как: всегда ли? верно ли? что будет, если. порождают часто различные гипотезы студентом, которые далее на примере будут обсуждаться.

35 Частным случаем метода гипотез является метод прогнозирования. Он отличается от метода гипотез тем, что применяется к реальному или планируемому процессу. Формировать умение выдвигать гипотезы, анализировать предполагаемую структуру решения, делать оценку правильности полученного решения является важным фактором учебно-познавательной эвристической деятельности.

36 Метод ошибок (или метод случайностей, ошибок и ассоциаций (А.Осборн) предлагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Ошибка рассматривается как источник противоречий, феноменов, исключений из правил, новых знаний, которые порождаются на противопоставлении общепринятым. Внимание к ошибке может быть не только с целью ее исправления, но и для выяснения ее причин, способов ее получения. Отыскание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность Студентов, приводит их к пониманию относительности и вариативности любых знаний. Причем полезно отыскание ошибок в любых рассуждениях: в решении задачи, определении понятия, способе доказательства теоремы (задания-софизмы).

39 Метод эвристического исследования (Г.Альтшуллер). Избирается объект исследования. Студентам предлагается самостоятельно исследовать заданный объект по следующему плану: цель исследования (определить свойства объекта); план работы; факты об объекте; опыты, модели опытов; новые факты (возникшие вопросы и проблемы); версии опытов; гипотезы; рефлексивные суждения и результаты; выводы. Метод самоорганизации обучения. Работа с учебником, первоисточниками, приборами, реальными объектами; решение задач, выполнение упражнений; изготовление моделей, творческие исследования и др. Использование этого метода предполагает индивидуализацию некоторых сторон процесса обучения. Особенно проявляется метод самоорганизации при работе учащихся с компьютерными обучающими программами.

40 Метод проектов. В основу метода проектов положенная идея, которая представляет суть понятия «проект», его направленность на результат, который можно получить в процессе решения той или другой практически или теоретически значащей проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Работа преподавателя над подготовкой создания студентами учебного проекта проводится по таким этапам, как формулирование цели, определение содержания и механизма развития. В методе проектов выделяют пять этапов. В частности, формулирование цели, разработка или выбор путей выполнения проекта, работа над проектом, оформление и обсуждение результатов.

42 Приведем пример формулирования цели. 1. Формулируются понятия Информация – … Сообщение – … Сигнал – … 2. Рассматриваются виды сигналов, среди которых существуют непрерывные. Приводятся примеры непрерывных сигналов. 3. Рассматриваются виды сообщений, среди которых существуют непрерывные. Приводятся примеры непрерывных сообщений. С помощью разных программных средств у нас есть возможность экспериментировать с функциями, которые могут отображать своими графиками соответствующие типы сообщений, выяснить их принадлежность к непрерывным.

43 Рассматривая важность понятия непрерывности в дальнейшем инженерном образовании, преподаватель начинает реализацию проекта, который предусматривает: получение знаний по теме: «Непрерывность функции»; формирование мотивации активной самостоятельной исследовательской и познавательной деятельности студентов; стимулирование заинтересованности студентов в приобретении умений использования понятий, теорем, рассматриваемых в теме; практическое приложение знаний из данной темы.

44 2. Разработка или выбор путей выполнения проекта. На этом этапе необходимо использование эвристических и исследовательских методов, которые предусматривают определенную последовательность действий: определение проблематики и задач исследования, выдвижение гипотез их решения. Для продолжения работы с проектом на этапе выбора механизма его реализации нужно определить, сколько лиц могут быть задействованными в нем. Для формирования малых групп используется принудительный подход. Преподаватель формирует в общей группе 6 малых групп с 4-5 лиц, учитывая уровень подготовки каждого студента, его личностные качества. Для каждой сформированной рабочей группы назначается эксперт. Это студент, который в случае необходимости предоставляет помощь студентам данной рабочей группы. Студент-эксперт оценивает также работу студентов своей рабочей группы.

45 3. Формулирование задач для малых групп. Преподаватель формирует рабочие группы и предлагает задачу для каждой такой группы. Для 1-ой группы. 1. Вопросы, которые предлагаются для обсуждения и исследование: понятие непрерывности в других фундаментальных дисциплинах. свойства функции непрерывной в точке. 2. Найти и классифицировать точки разрыва заданной функции, схематично построить график функции: Аналогичный вид имеет задача проекта для других групп. Работа над проектом может происходить как самостоятельно, так и с помощью преподавателя (может быть индивидуальной, парной, групповой).

47 После общения представители групп выдвигают свои предложения и предположения решения данной проблемы. Например, после обсуждения вопроса «Понятие непрерывности» в других фундаментальных дисциплинах» была предложена следующая идея. Модели с непрерывными переменными широко используются для описания и анализа явлений нелинейной динамики в механике, физике жидкостей и газов. Дальше для получения ответа на вопрос «Свойства функции непрерывной в точке» мы предлагаем эффективное применение эвристической беседы.

48 Процесс решения последней задачи (нахождение и классификации точек разрыва заданной функции) достигается методами проблемного обучения с помощью проблемного изложению материала. Для создания проблемной ситуации во время нахождения точек разрыва заданной функций преподаватель имеет возможность предложить получить её графическое изображение с помощью программных средств. Мы уже подробно останавливались на характеристике этих средств.

49 Дальше преподаватель предлагает определения типов точек разрыва функции, а студенты наблюдают за его логикой, усваивают этапы решения проблемы.

50 5. Оформление и обсуждение результатов. Каждая рабочая группа подводит итог и анализ полученных результатов по каждому вопросу. Преподаватель оценивает не только уровень владения сложными умственными операциями, а и умение студентов воплощения мысли в словах, связи слов, адекватных мысли. Во время оформления результатов исследования в виде презентаций и их обсуждения обращается внимание на способы доказательств, на оформление результатов, на выдвижение новых проблем исследования и т.п. Таким образом, сочетание разнообразных методов обучения при организации процесса эвристического обучения дисциплине способствует не только формированию учебно- познавательной, но и эвристической деятельности студентов.

Источник:
Современные методы обучения в высшей школе
Основным критерием научно обоснованного выбора методов, форм и средств обучения, которые оказывают стимуляцию процесса обучения будущих инженеров, является оптимальность их соединения с учетом специфики каждой рассмотренной образовательной ситуации, которая предполагает использование различного вида учебно-методических комплексов.
http://www.myshared.ru/slide/536147/

Современные методы обучения в школе

Современные методы преподавания в высшей школе

Ст. преподаватель Улеева Н.М.

Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия

Одна из важнейших проблем дидактики — проблема методов обучения — остается актуальной как в теоретическом, так и непосредственно в практическом плане. В зависимости от ее решения находятся сам учебный процесс, деятельность преподавателя и студентов, а, следовательно, и результат обучения в высшей школе в целом.

На современном этапе развития нашего общества как никогда возросла социальная потребность в нестандартно мыслящих творческих личностях. Потребность в творческой активности специалиста и развитом техническом мышлении, в умении конструировать, оценивать, рационализировать технику и технологию быстро растет. Решение этих проблем во многом зависит от содержания и технологии обучения будущих специалистов. В педагогическом процессе инновационные методы обучения предусматривают введение новшеств в цели, методы, содержание и формы обучения и воспитания, в совместную деятельность преподавателя и учащегося. Эти инновации могут быть специально спроектированными, уже разработанными или вновь появившимися благодаря педагогической инициативе.

Главной задачей высшего учебного заведения на современном этапе является подготовка специалистов, способных нестандартно, гибко и своевременно реагировать на изменения, которые происходят в мире. Поэтому для подготовки студентов к профессиональной деятельности в будущем и используются инновационные методы обучения в вузе . Одной из центральных проблем в современной методике преподавания иностранного языка является проблема повышения эффективности обучения.

Интенсификация обучения иностранному языку предполагает использование современных форм и средств обучения, применение в преподавании новых методов познания: использование компьютеров, аудио, видео и электронно-вычислительной техники.

Анализ методической литературы по данному вопросу показывает, что возрос интерес к методам обучения коммуникативной деятельности, формированию у студентов навыков аудирования и говорения. Таким образом, коммуникативная методика является на сегодняшний день наиболее популярной и эффективной в обучении иностранному языку.

Так, например, коммуникативная методика это соединение традиционного и интенсивного методов, но с рядом своих особенностей. Данный метод помогает преодолеть языковой барьер, избавляет человека от боязни говорить на чужом языке. На занятиях студенты имеют возможность использовать язык в реальных жизненных ситуациях.

Коммуникативный метод развивает все языковые навыки: от устной и письменной речи до чтения и аудирования. Грамматика изучается в процессе общения на языке: студент сначала осваивает и запоминает слова, выражения, языковые формулы и только потом начинает разбирать, что они из себя представляют в смысле грамматики. Занятия проходят в раскрепощенной обстановке. Общение происходит только на иностранном языке.

Новые правила, слова объясняются преподавателем только при помощи знакомой лексики, грамматических конструкций, жестов, мимики, рисунков и прочих наглядных пособий.

Формирование навыков проходит несколько стадий:

1. усвоение стандартных навыков;

2. автоматизация их применения;

3. развитие умений в свободных ситуациях общения.

Очень актуальны на сегодняшний день информационные технологии. Компьютеры, электронные материалы, учебники, энциклопедии позволяют поднять учебный процесс на новый уровень. Студенты получают учебную задачу, определяют основные пути ее решения, находят эффективные приемы и средства самостоятельной работы. Студенты следуют принципам развивающего обучения: исследуют источники, сравнивают их, знакомятся с разными точками зрения, составляют их описание, систематизируют справочный материал. Информационные технологии способствуют развитию познавательных и когнитивных способностей студентов: умение решать поставленные задачи, заниматься сбором, анализом и синтезом данных, извлекать из них информацию, самостоятельно мыслить, владеть коммуникативными навыками.

Также инновационные методы обучения предусматривают интерактивное обучение. Оно направлено на активное и глубокое усвоение изучаемого материала, развитие умения решать комплексные задачи.

В отличие от традиционных методик, где преподаватель привык давать и востребовать определенные знания, при использовании интерактивных форм обучения студент сам открывает путь к познанию. Студент становится главной действующей фигурой. Преподаватель в данной ситуации – активный помощник. Усвоение реалий – вот что дают интерактивные формы обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все студенты учебной группы оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность студентов в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не, только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивная деятельность на занятиях по английскому языку предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения студенты учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на занятиях организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с различными источниками информации, используются творческие работы.

Что представляют собой формы интерактивного обучения? В настоящее время методистами и преподавателями-практиками разработано немало форм групповой работы для обучения иностранному языку. Наиболее известные из них – «проектные работы», «мозговой штурм», «дебаты». Эти формы эффективны в том случае, если на занятии обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у студентов имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими.

Одним из современных методов является обучение через сотрудничество. Он используется для работы в малых группах. Этот метод ставит своей задачей эффективное усвоение учебного материала, выработку способности воспринимать разные точки зрения, умение сотрудничать и решать различные вопросы в процессе совместной работы.

Одним из эффективных методов обучения, по моему мнению, является использование тестов. Использование тестов является перспективным средством обучения в вузе, поскольку применение персональных компьютеров позволяет автоматизировать процесс обработки результатов и сократить временные затраты на проверку решений. В системе подготовки специалистов тесты выполняют следующие функции: информационные, деятельностные, контролирующие, актуализирующие, диагностирующие, развивающие, учебно-творческие и учебно–тренировочные. Непосредственным результатом практических занятий по разработанной методике тестирования является формирование умений: уяснять точный смысл темы; применять материал к конкретным отношениям; правильно определять характер и структуру темы.

К таким методам принадлежит проблемное обучение, предусматривающее формирование навыков для решения проблемных задач, которые не имеют однозначного ответа, самостоятельной работы над материалом и выработку умений применять обретенные знания на практике.

Применяемые на современном этапе инновационные методы обучения в вузе предусматривают и метод, приоритетом которого являются нравственные ценности. Он способствует формированию индивидуальных нравственных установок, основанных на профессиональной этике, выработке критического мышления, умения представлять и отстаивать собственное мнение.

В заключении хотелось бы отметить, что инновационные методы позволили изменить и роль преподавателя, который является не только носителем знания, но и наставником, инициирующим творческие поиски студентов.

Все это диктует необходимость поиска наиболее эффективных форм, методов и технологий обучения.

1. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие для вузов /М.В. Буланова – Топоркова. Ростов – на Дону; Феникс, 2002. – 539с.

2. Грудзинская Е.Ю., Марико В.В . Активные методы обучения в высшей школе . Учебно — методические материалы по программе повышения квалификации « Современные педагогические и информационные технологии ». — Нижний Новгород , 2007, 182 с .

3. Чуракова О.В. Ключевые компетенции как результат общего образования . Метод проектов в образовательном процессе . Дидактические материалы для обучения педагогов ./ Серия « Компетентностно — ориентированныйый подход к образованию : образовательные технологии ». Выпуск 1. – Самара : Изд — во « Профи », 2002.

Источник:
Современные методы обучения в школе
Современные методы преподавания в высшей школе Ст. преподаватель Улеева Н.М. Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия Одна из важнейших проблем дидактики — проблема
http://www.rusnauka.com/8_NMIW_2012/Pedagogica/5_104429.doc.htm

Современные технологии

При технологическом решении педагогических задач заранее и как можно точнее задается описание того результата (продукта), который мы хотим получить «на выходе». Обычно чем выше результат, которого мы хотим достичь, тем сложнее будет

технология, которая приведет нас к нему. Для освоения океана научных знаний ученым приходится изобретать, а учителям осваивать все более сложные технологии.

Новые педагогические технологии могут быть выстроены только на основе более глубоких знаний о детях, понимания глубинных процессов формирования различных качеств. Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство. Но рано или поздно оно уступает место «коллективному мастерству», концентрированным выражением которого является технология. Пока С.Н. Лысенкова создавала свой комплекс развивающих упражнений и боролась за повышение результатов, говорили о ее высоком профессионализме и личном мастерстве. Теперь, когда ее опыт отшлифовался в практике многих учителей, приобрел устойчивость, можно говорить о появлении более совершенной технологии.

В дидактическом процессе взаимодействуют учитель, ученик, предмет обучения. Цель ученика — овладеть им. Цель педагога — организовать процесс и помочь ученику в овладении им.

Возможны три схемы организации этого процесса:

— во главе — учебный предмет, и процесс строится «от предмета»;

— во главе — ученик, и процесс строится «от ученика»;

— равноценными признаются ученик и предмет, и процесс осуществляется с обеих сторон — «от ученика» и «от предмета».

Больше вариантов нет. В зависимости от того, чему отдается приоритет, появляются три принципиально отличные между собой технологические схемы организации учебно-воспитательного процесса, направленного на:

— усвоение предмета — предметно-ориентированное обучение;

— удовлетворение потребностей ученика — личностно-ориентированное обучение;

— усвоение предмета и удовлетворение потребностей ученика — сотрудничество (партнерство).

Для удобства первая технология названа продуктивной, вторая — щадящей, а третья — партнерской.

В продуктивной технологии главное место отводится учебному материалу. Усвоение его — главная цель обучения. Господствующая схема процесса педагогической деятельности: материал — ученики — результат. Ученики, как видим, в этой цепочке стоят после предмета. Не им главное внимание, а предмету. Обучение развивается «от предмета». Контроль качества усвоения игнорирует личность ученика и сводится к контролю усвоения предмета. Кто не способен овладеть предметом, отсеивается. Предметно ориентированная технология безжалостна, но гарантирует высокий уровень обученности. Достижение запланированных целей в установление сроки и на заданном уровне — основной критерий обучения.

В центре личностно-ориентированной технологии — ученик. Материал — как бы дополнение к нему. Цель — развитие личности, а не овладение предметом. Показатель обучения не количество и качество усвоенного, а прогресс личности — развитость, раскрепощение собственного Я, самопознание, самоопределение, самостоятельность и независимость мыслей и т.п. Учебный процесс строится «от ученика» и, если тот не желает учиться, сжимается, деформируется или прекращается сам собой. Никакого насилия. Количество и качество конкретных знаний никого особенно не интересуют. Основной критерий — удовлетворение запросов личности, создание условий для ее самореализации.

Партнерская технология (технология сотрудничества) предусматривает оптимальное сочетание предметно-ориентированного и личностно-ориентированного обучения. Педагог одинаково хорошо заботится об усвоении учебного предмета и развитии личности. Его намерения в том, чтобы ученики вынесли из класса максимум знаний, умений, понимание общих закономерностей в сочетании с развитием собственного Я, личностными оценочными суждениями, другими необходимыми человеку качествами. Программа обучения по технологии сотрудничества многопланова, а ее реализация — дело чрезвычайно трудное, ведь надо соединить сложную науку с тонким прикосновением к душе каждого так, чтобы он вышел из класса обученным, личностно приподнятым, удовлетворенным.

На рынке педагогических услуг понадобятся все три технологии: кому-то надо обучиться конкретным знаниям и умениям и за счет овладения специальностью добиться успеха в жизни — он изберет жесткую продуктивную технологию. Кому-то нужней лишь педагогический присмотр — он изберет щадящую личностно-ориентированную технологию, подавляющее большинство склонится к технологии партнерства (сотрудничества).

Сравнение особенностей технологий и продуктов, ими созданных, свидетельствует не о преимуществах одной технологии над другой, а нацеливает на правильный выбор именно той, которая отвечает потребностям. Личностно-ориентированная педагогика — за мягкое, щадящее обучение, но без гарантии, что

ребенок что-то наверняка будет знать. Продуктивная авторитарная — за трудное, конкретное, результативное. Исследования показывают, что многим по душе традиционное обучение с элементами авторитаризма. Но предлагать эту модель для начальной школы сегодня не актуально, хотя рыночный мир — это мир жестоких отношений, где выживает сильнейший, лучше подготовленный. И если человек окажется за бортом жизни по вине школы, едва ли он будет признателен учителю, который не потребовал от него полной отдачи за партой. Педагогика сотрудничества с незначительным уклоном в авторитаризм — именно тот необходимый нам на нынешнем повороте истории вариант школьных отношений, который ученика и предмет изучения одинаково удерживает в поле зрения.

Сегодня в отечественной педагогике начального образования превалируют три разновидности партнерской технологии: 1) традиционная, которую мы здесь рассматриваем; 2) начальное обучение по Л.В.

Главные критерии эффективности педагогической технологии — достигнутый результат (объем, полнота, прочность и т.д. знаний, умений), затраты сил учеников и учителей, время. Чтобы свести к минимуму риск ошибки и выбрать ту технологию, которая вам нужна, действуйте так:

— постарайтесь понять прежде всего идеологию технологии. Представьте свой класс, его состав, возможности. Для элитарных учебных заведений и обычных школ одни и те же технологии не подойдут;

— четко определитесь с тем, что вы будете заимствовать — технологию целиком или отдельные ее элементы. Обычно технология составлена так, что эффект достигается только при полной реализации комплекса действий и в определенных условиях;

— взвесьте свои возможности. Сопоставьте их с тем, что требуется для должной реализации технологии, это послужит вам хорошим подспорьем. Уповать на то, что все со временем утрясется, не стоит. Лучше все продумать заранее.

Технологию реализуют учителя. И тут возникает целый букет «если»: если они имеют необходимую подготовку, если хотят и умеют работать именно так, как нужно по технологии, если способны к перестройке взаимоотношений с детьми, если согласны пожертвовать своим временем для овладения новыми подходами, если. Обычно подготовка команды — важнейшая часть технологической перестройки, требующая затрат, а потому взвесьте, что вы потратите и что получите. И если окажется, что выигрыш минимальный или его совсем нет, идите по пути оптимизации, постепенно «расшивая» узкие места. Это гарантия стабильного успеха. Высокая технология ведет к

цели быстрее, но она очень сложна и требует специальных условий. Надежнее работает то, что устроено проще.

В чем сущность объяснительно-иллюстративного обучения? Какими особенностями характеризуется проблемное обучение? Как осуществляется программированное и компьютерное обучение? Что такое организационные формы обучения?

Какими особенностями характеризуется классно-урочная форма организации обучения?

Каковы общие требования к современному уроку? В чем сущность дидактических требований к уроку?

Какие воспитательные и развивающие требования реализуются на уроках?

Чем обусловлено деление уроков на типы?

По каким критериям осуществляется классификация уроков?

Назовите основные типы уроков и их структуры.

Какие преимущества и недостатки имеет комбинированный урок?

Составьте структуру урока усвоения новых знаний.

Составьте структуру урока контроля и коррекции знаний, умений.

В чем сущность дифференцированного обучения?

Какие дети нуждаются в дифференцированном и индивидуальном подходе? Какие стадии выделяются в подготовке урока? Что отражается в поурочном плане?

Назовите вспомогательные формы организации обучения. Какие требования предъявляются к домашней работе учащихся?

Вид (тип) обучения — общий способ организации учебно-воспитательного процесса на основе: 1) характера деятельности учителя; 2) особенностей обучения учеников; 3) специфики применения знаний на практике.

Виды обучения — догматическое; объяснительно-иллюстративное; проблемное; программированное; компьютерное.

Проблемные вопросы — должны содержать затруднение, учитывать запас знаний, вызывать удивление детей, подталкивать их к выдвижению гипотез.

Проблемное обучение — реализуется с помощью проблемного изложения знаний, частично поискового, поискового и исследовательского методов.

Программированное обучение — деление на шаги: пошаговый контроль, помощь, посильный темп, технические средства.

Дифференцированное обучение — максимальный учет возможностей и запросов

Формы организации обучения — внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учеников.

Классификация форм — по количеству учеников; месту; длительности.

Классно-урочная форма — постоянный состав учеников (класс); годовой план работы (планирование); отдельные части (уроки); чередование уроков (расписание); руководящая роль учителя (педагогическое управление).

Урок — 1) законченный отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса; 2) основная форма.

Цели урока — учебная, воспитательная, развивающая.

Реализуются через — содержание, методы обучения, личность учителя, общение, формы сотрудничества.

Требования к уроку — реализация принципов и правил; учет интересов, наклонностей, потребностей детей; установление межпредметных связей; эффективное использование средств; связь с жизнью; формирование умения учиться; диагностика, прогнозирование, планирование.

Типы уроков — комбинированные или смешанные: изучения новых знаний; формирования новых умений; закрепления знаний, умений; обобщения и систематизации; практического применения знаний, умений; контроля и коррекции знаний, умений.

Интегрированный урок — урок, в котором вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов.

Групповой (коллективный) способ — организация обучения, при которой класс делится на дифференцированные группы (2-4 ученика). Учитель направляет самостоятельный поиск знаний в этих группах, затем организует коллективное обсуждение результатов.

Этапы подготовки урока — диагностика, прогнозирование, планирование.

Функции домашней работы — закрепление знаний, умений; углубление знаний; развитие самостоятельности; выполнение наблюдений

Домашние задания — стимулирование, активность и самостоятельность; доступность и посильность; творческий характер; индивидуализация и дифференциация; систематическая проверка.

Технология обучения — связанные в одно целое методы, формы, средства, способы, материальные ресурсы и т.д., обеспечивающие достижение цели. Цели обучения — это еще не технология, а его результаты — уже не технология. Следовательно, технология — это все, что находится между целью и результатом.

Грищенко Н.В. Интегрированный урок по русскому языку и природоведению // Начальная школа. 1995. № 11. С. 25-28.

Драйден Г., Вое. Д. Революция в обучении / Пер. с англ. М., 2003.

Зайцев В.Н. Практическая дидактика: Учеб. пособие. М., 2000.

Зельманова Л. Уроки риторики в 1 классе с использованием компьютерной программы // Начальная школа. 1998. № 2. С. 30-34.

Ильин Е. Рождение урока. М., 1986.

Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. М., 2003. Мохова И.К. Урок-исследование в начальной школе // Начальная школа. 1996. № 12. С. 95-97.

Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. М., 1996. Подласый И.П. Как подготовить эффективный урок. Киев, 1989. Федоров Б.И. Наука обучать: Учеб. пособие. СПб., 2000. Хантер Б. Мои ученики работают на компьютерах. М., 1989.

Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. М., 2002.

Шишов С.О., Кальный В Л. Школа: мониторинг качества образования. М., 2000. Яжбург Е.Л. Школа для всех. Адаптивная модель. М., 1997.

Источник:
Современные технологии
Современные технологии: Виды и формы обучения в начальной школе постоянно трансформируются. Происходит и непрерывное изменение методов, внедрение более совершенных средств обучения. Все это в сочетании приводит к возникновению новых технологий обучения. Технология … — —
http://texts.news/nachalnoy-shkolyi-pedagogika/sovremennyie-tehnologii-26161.html

COMMENTS