Транспорт марокко

Самостоятельно в Марокко: маршрут для путешествия

Поехать в Марокко самостоятельно очень просто! Мы разработали для вас подробное описание маршрута путешествия по Марокко с проработанным бюджетом поездки. Цель — объехать всю страну, не упустив ничего интересного.

Марокко — это отличный вариант для самостоятельного путешествия. Во-первых, для россиян открыт безвизовый въезд. Во-вторых, это очень безопасная и политически спокойная страна, которая, ко всему прочему, считается самым европеизированным арабским государством. Ну и в-третьих, в Марокко столь много того, что нужно увидеть, что ехать туда по путевке абсолютно бессмысленно. Если Марокко — то только самостоятельно!

Материал обновлен в мае 2017.

Валюта Марокко — дирхам. Курс валют: 1Dh ? 6 рублей или 1 евро ? 11Dh.

Представляем вам сценарий наиболее глубокого погружения в эту удивительную страну.

Советуем также прочесть наш материал о МАРОККО — ценные сведения о стране для тех, кто едет в Марокко самостоятельно. Есть у нас и отдельная заметка о пляжном отдыхе в Марокко.

Самый простой способ добраться до Марокко из России — это авиаперелет. Вариантов возможно множество. Это и прямые рейсы Royal Air Maroc? из Москвы в Касабланку, и целый веер возможных комбинаций перелетов со стыковками в разных европейских городах (Париж, Брюссель, Мадрид, Рим и т. д.). Есть даже вариант попадания в Марокко по морю: сначала необходимо будет прилететь в Испанию, а уже оттуда, из одного из южных портов, на пароме переправиться в Марокко. Плавание продлится от 1 до 2 часов. Однако два последних варианта предполагают наличие шенгенской визы. К тому же они излишне утомительны и отнимают много времени.

Чаще всего самый легкий и дешевый способ добраться до Марокко — лететь рейсами Turkish Airlines. Рейс из Москвы доставит вас в Касабланку с пересадкой в Стамбуле. При желании можно будет выбрать не минимальную продолжительность пересадки в два часа, а взять, к примеру, 8-часовую или более, чтобы успеть на несколько часов выбраться в центр Стамбула, немного там прогуляться и посмотреть главные достопримечательности (мы так и поступали). Читайте, как добраться в центр Стамбула из аэропорта.

Так или иначе, чтобы найти лучший вариант и по цене, и по удобству, нужно сравнить все возможные варианты. Поиск билетов по всем авиакомпаниям осуществляют сервисы Авиасейлс и Skyscanner. Чтобы научиться находить и бронировать авиабилеты по минимальной цене, изучите наши советы.

И, конечно же, всегда имеет смысл отслеживать на нашем сайте новые акции авиакомпаний.

Также рекомендуем прочесть наш крайне полезный материал про то, как летать дешево. А если вы все-таки решили добираться в Марокко через Европу, то рекомендуем статью о том, как дешево путешествовать в Европу через Прибалтику и Финляндию.

Если вы чувствуете, что не готовы организовать самостоятельную поездку в Марокко, но поехать в эту прекрасную страну хочется, то летите по туру. Найти путевку тоже можно онлайн. Туры в Марокко >

В популярных туристических местах найти отель не проблема. Большой выбор гостиниц на любой вкус и кошелек есть в Шефшауне, Касабланке, Агадире, Эссуэйре, Рабате, Марракеше, Уарзазате и во многих других городах.

Лучше бронировать жилье заранее, особенно в разгар сезона.

Рекомендуем искать отели на сервисе Roomguru.ru. Это поисковик, он сравнивает цены на отели по всем популярным системам бронирования (Букинг, Агода, Озон, Островок и др.) и находит лучший вариант. В общем, он и предоставляет широкий выбор, и позволяет сделать бронь по лучшей цене. Обращайте внимание на отзывы и рейтинги отелей — их формируют сами туристы, это полезно использовать при выборе хорошего отеля.

Также рекомендуем обратить особое внимание на сервис Airbnb.ru (опытные путешественники наверняка его знают). На нем можно забронировать очень интересное жилье от хозяев. Вместо банального отеля можно заселиться в аутентичные риады, квартиры или дома — а это, согласитесь, намного интереснее, а также комфортнее и зачастую даже дешевле. Выбор жилья на Airbnb.ru очень широкий — тысячи вариантов. Посмотрите, точно что-то понравится!

Итак, наше самостоятельное путешествие по Марокко началось — мы в Касабланке!

Некоторые путешественники, побывав в Касе (именно так сокращенно называют этот город сами марокканцы), отговаривают сюда ехать, мол, город не аутентичный и делать тут нечего. Не верьте — врут. Ехать во второй по площади город Африки сто процентов стоит. Город прекрасен тем, что представляет собой гремучую смесь из самых разнородных элементов: здесь есть и колоритные трущобы, напоминающие отчасти трущобы Рио, отчасти негритянские кварталы американских мегаполисов, есть здесь и дух Майами и что-то от южноевропейских портовых городов вроде Марселя, ну, и конечно же, своя жизнь течет в медине.

Остановиться в Касабланке можно на два-три дня — этого вполне достаточно, чтобы осмотреть город.

Аэропорт Касабланки находится в изрядном удалении от самого города — примерно в 40 километрах. Такси будет стоить нереально дорого — 300 дирхамов. Поэтому самый простой способ дешево (и при этом комфортно и быстро) доехать из аэропорта в Касабланку — это поезд. Станция находится прямо под аэропортом, поезда ходят каждый час. Билет второго класса будет стоить 40 дирхамов. Едем до центрального вокзала города — Gare Casa Voyageur.

Самые дешевые отели можно найти в медине. Двухместный номер можно взять за 100 дирхамов. Но приготовьтесь к тому, что в номере не будет туалета и душа, а за горячую воду нужно будет заплатить дополнительные 10 дирхамов с человека.

Отели с более высоким уровнем комфорта будут стоить около 150-200 дирхамов. Их можно найти в центральном районе города. Посмотрите также варианты жилья на сервисе Airbnb.ru.

Гордость города — это ультрасовременный трамвай, который связывает между собой два спальных района, центр города и пляж. Билет стоит 7 дирхамов и покупается в специальных автоматах, которые стоят рядом с каждой остановкой. Купив билет, вы проходите через турникет и садитесь на трамвай. Этот вид транспорта считается дорогим и пользуются им только представители среднего класса. Но это действительно комфортный и быстрый вид транспорта.

Билет на рейсовые автобусы стоит дешевле — 3 дирхама. Но учтите, что автобусы зачастую забиты под завязку.

Пти-такси (маленькое такси) отвезет вас в зависимости от расстояния за 10-20 дирхамов. В машину могут садиться не более трех человек. Можно просить включать счетчик, а можно договориться о цене заранее.

Гранд-такси (старые мерседесы) перевозят до 6 пассажиров. Проезд будет стоить около 6 дирхамов.

Обходив Касабланку вдоль и поперек, можно отправляться дальше. С уже знакомого нам вокзала Casa Voyageur мы поездом отправляемся в небольшой курортный городок Асила, который находится почти на самом северо-западе страны на берегу Атлантического окена. Билет лучше брать в первый класс, взяв билет второго класса, вы рискуете остаться без сидячего места и провести пять с половиной часов в душном вагоне либо стоя на ногах, либо сидя в тамбуре или даже туалете вагона с плотностью четыре-пять человек на квадратный метр. Цена билета 1 класса — 164 дирхама.

Кстати, вот сайт марокканских ЖД, где можно посмотреть все маршруты, расписание и цены на билеты.

В Асиле богатый выбор мест, где можно недорого остановиться. Можно даже найти безымянные отели-хостелы, проживание в которых будет стоить по 40 дирхамов на человека.

Асила — это не просто классический курортный городок, где вы найдете все, что нужно для спокойного пляжного отдыха, это также и очень красивое место, известное своей очаровательной мединой. А в дополнение ко всему этому еще и большой выбор морепродуктов в местных ресторанах.

При желании из Асилы можно съездить в соседний Лараш. Этот город живописно расположился на скалах у самого океана. В первую очередь он известен своими древнеримскими руинами, которые расположены недалеко от города на небольшом холме. доехать до Лараша из Асилы можно на рейсовых микроавтобусах за 15 дирхамов. Отправление с автостанции Асилы, что находится на востоке города. Чтобы доехать непосредственно до руин, нужно заранее попросить водителя высадить вас у руин, не доезжая до города. Время в пути — около часа. Погуляв какое-то время в Лараше, возвращаемся на микроавтобусе в Асилу.

Из Асилы опять-таки на микроавтобусе за те же 15 дирхамов едем в Танжер, некогда город международного статуса, интерзона и притягательное место для европейских и американских писателей и художников, маргиналов и аутсайдеров.

Сейчас город уже не тот, поэтому задерживаться здесь смысла нет. На автовокзале покупаем билет до Шефшауэна за 50-60 дирхамов и после 2-3 часов поездки по горным дорогам мы в одном из самых известных и красивых городов Марокко.

Шефшауэн — один из самых антуражных городов Марокко. Сюда на протяжении многих столетий не пускали иностранцев, так как место считалось священным. Времена изменились — теперь здесь все наоборот, нескончаемый поток туристов. А потому будьте готовы, что ежеминутно ваш покой на улицах города будут нарушать приставучие хелперы каждый со своим предложением: отель, ресторан, кафе, гашиш.

К слову о последнем, Шефшауэн расположен в горах Риф, которые знамениты своими конопляными плантациями. Поэтому гашиш предлагает чуть ли не каждый встречный, да и курят его местные жители прямо сидя на улице.

Красота Шефшауэна обусловлена двумя вещами: во-первых, живописным расположением в горах Риф, во-вторых, красочно раскрашенной в различные оттенки синего мединой. Гулять по витиеватым улочкам медины лучше всего рано утром — ни в какое другое время такого удовольствия вы не получите. Утром нет ни торговцев, ни назойливых хелперов, ни бесчисленных туристов со своими фотокамерами.

При желании можно заняться трекингом — от небольших прогулок до многодневных походов. В горах к северу от Шефшауэна есть даже небольшие водопады, горные озера и реки.

Из Шефшауэна едем в Тетуан (25 дирхамов), чтобы там пересесть на другой автобус и поехать в Марракеш (225 дирхамов у СТМ). Дорога будет дальней — почти 10 часов поездки с двумя остановками, чтобы перекусить.

Автовокзал Марракеша находится прямо у стен медины. Поселиться лучше именно в медине, желательно поближе к главной площади Джама Эль Фна. Так будет легче не заблудиться, ведь улицы старого города — настоящий лабиринт. Ночь в бюджетном отеле будет стоить 100-180 дирхамов за номер на двоих.

Марракеш — самый популярный для туристов город Марокко, поэтому будьте готовы к той же проблеме, что и в Шефшауэне: к назойливости и желании любым способом вытянуть из вас деньги.

При посещении Марракеша стоит посвятить пару дней поездке в близлежащие Атласские горы. Можно даже взойти на вершину самой высокой горы Северной Африки — Джебель Тубкаль (4064 метра). Сделать это по силам любому здоровому человеку, так как подъем весьма прост и не требует никакой специальной подготовки. Чтобы осуществить это, необходимо воспользоваться гранд-такси, которое из Марракеша отвезет вас в горную деревню Имлиль, откуда и начинается восхождение. После покорения вершины возвращаемся назад в Марракеш.

Из Марракеша наш путь лежит в Уарзазат. Город известен как африканский Голливуд, потому что здесь снимали множество фильмов — от «Лоуренса Аравийского» до «Гладиатора». Билет на автобус компании CTM стоит 80 дирхам, у других перевозчиков — около 60-70. Время в пути четыре с половиной часа.

Дорога между Марракешем и Уарзазатом проходит через Атласские горы и считается одной из самых живописных в мире. Именно здесь, с юго-восточной стороны Атласских гор, начинается пустыня Сахара.

Самая главная достопримечательность Уарзазата — ксар (глинянная крепость) Айт-Бен-Хадду, находящийся в 30 километрах от города. Он считается самым красивым в Марокко. Чтобы попасть туда, стоит воспользоваться услугами гранд-такси.

Из Уарзазата едем на восток, в небольшой городок Тангир (цена билета — 70 дирхамов). В самом городке делать и смотреть нечего. Зато рядом с ним находится великолепный оазис, а еще чуть дальше — ущелье Тодра. Фантастическое место с невероятно высокими (до 300 метров!) отвесными скалами. Здесь можно заниматься альпинизмом, а можно просто наслаждаться пейзажем. В ущелье есть множество отелей и ресторанов, поэтому остановиться можно прямо здесь.

Из Тангира возвращаемся в Уарзазат, где пересаживаемся на другой автобус, следующий до Фум-Згида. Билет на последний будет стоить 60-70 дирхамов.

Фум-Згид — это маленький поселок на юге Марокко, недалеко от границы с Алжиром. Он привлекателен тем, что отсюда можно поехать к песчаным дюнам Эрг Шигага. Для этого нужно будет искать людей, осуществляющих эти поездки к дюнам, и договариваться об экскурсии. Увы, только так (если, конечно, у вас нет своего внедорожника). Как правило, в дюнах люди проводят ночь в небольшом поселении туарегов, встречают закат и рассвет, а днем возвращаются обратно во Фум-Згид.

Во Фум-Згиде садимся на утренний 9-ти часовой проходящий автобус и едем в Гуэльмим (билет стоит около 90-100 дирхамов). Путь долгий, поэтому выезжать лучше именно в 9 часов утра. В Гуэльмим автобус приедет во второй половине дня. И здесь вам предстоит сделать важный выбор по поводу дальнейшего маршрута.

Самые отчаянные могут двинуться на юг, в непризнанную Западную Сахару, которая реально подконтрольна правительству Марокко. Западная Сахара — это более тысячи километров однообразных пустынных пейзажей. Если вы к этому готовы, то добро пожаловать в Дахлу — город, находящийся на перепутье между самой настоящей Африкой и Марокко.

Смотреть в городе по большому счету нечего, но зато здесь можно ощутить себя на самом краю Земли. Ведь с одной стороны от вас — бескрайняя пустыня, уходящая на тысячи километров вглубь материка, а с другой — еще более бескрайний Атлантический океан. Ради этого, безусловно, стоит вытерпеть многочасовую поездку на автобусе. Еще Дахла известна своими волнами и потому является своего рода меккой для серфингистов. Географическое расположение Дахлы тоже необычно: город находится на узком вытянутом на 40 километров полуострове.

После знакомства с Дахлой нужно будет той же дорогой возвращаться в Гуэльмим.

В Гуэльмиме задерживаться не имеет смысла, поэтому мы сразу же берем гранд-такси и отправляемся на север, в портовый городок Сиди-Ифни, расположенный в 60 километрах от Гуэльмима.

Сиди-Ифни — место, где наконец можно будет по-настоящему расслабиться после трудных поездок через пустыню. Здесь есть отличный пляж и большой выбор морепродуктов.

А в 15 километрах к северу находится главная жемчужина этих краев — Легзира, известная на весь мир своими удивительными арками. Это место нельзя пропустить. Съездить туда можно на гранд-такси за 20-30 дирхамов в зависимости от договоренности.

Чтобы добраться до Эссуэйры, нужно будет для начала доехать до Тизнита (на автобусе CTM за 25 дирхамов), а уже оттуда садиться на автобус до Эссуэйры (80-100 дирхамов).

В Эссуэйре можно будет расслабиться еще больше, чем в Сиди-Ифни. Здесь тоже есть отличнейший пляж, изобилие морепродуктов, а также большое количество клубов, дискотек и даже музеев. В Эссуэйре отличная медина, где лучше всего и селиться (приличный номер для двоих можно найти и за 100 дирхамов). Еще одна гордость Эссуэйры — чудесный порт, пойти осматривать который лучше всего рано утром.

Эссуэйра станет конечной точкой марокканского путешествия. Все ключевые города, места и достопримечательности осмотрены — теперь можно возвращаться назад в Касабланку, а оттуда уже лететь домой.

Автобус из Эссуэйры до Касы будет стоить около 100 дирхамов. В Касабланке мы садимся на поезд, следующий до аэропорта (40 дирхамов), и через несколько часов прилетаем в Россию.

На этом наше самостоятельное путешествие в Марокко закончится. Но нет сомнений, что осуществив этот фантастический трип, вы вновь захотите его как-нибудь повторить. Поверьте, воплотить в жизнь это удивительное путешествие — не многим труднее, чем прочесть этот текст. Честное слово. Просто сделайте это.

Источник:
Самостоятельно в Марокко: маршрут для путешествия
Поехать в Марокко самостоятельно очень просто! Читайте подробное описание маршрута путешествия по Марокко с детально проработанным бюджетом поездки. Цель — объехать всю страну, не упустив ничего интересного.
http://make-trip.ru/marshruty-m/trip-in-morocco

Транспорт марокко

через всю страну

стандартные пакетные туры

  • Каждый отпуск
    похож на предыдущий
  • Однотипные, истоптанные туристами
    шаблонные маршруты
  • Никто ничего не знает
    о месте, куда вы
    отправляетесь, кроме
    информации от Google
  • Типичные туры
    и скучные экскурсии в
    автобусах, через которые
    проходят тысячи туристов
  • Сомнительное качество
    и огромная стоимость
  • Отдых как у большинства

путешествия, о которых помнят всю жизнь

  • Экономим ваше время
  • Прокладываем уникальные
    маршруты
  • Предлагаем только те
    путешествия, где были
    сами.
  • Мы продумываем всю
    поездку и используем
    местный транспорт.
  • Вы получаете всегда
    больше, чем платите.
  • Такой отдых далеко не у многих

Отели и риады уровня стандарт.
Одна ночь в кемпинге пустыни.
Одна ночь в доме в горах.
Заселение в номера Double
С возможностью персональной комнаты.

Опытный лидер группы
в активной части путешествия
+ гиды на местах

Завтраки, 2 ужина

Транспорт по маршруту:
Комфортабельный минивэн, верблюды,
трансфер из аэропорта

Входные билеты в храмы и дворцы по маршруту,
кемпинг в пустыне, шоу музыки Гнауа,
экскурсионная программа в Фесе,
скалолазание в ущелье, верблюды,
активности в Аманаре. Хаммам в Марракеше.

На них нет фиксированной стоимости из-за различных рейсов, стыковок и дат путешествий стоимость меняется.

Примерная стоимость перелёта:

Из Минска от 600$
Из Москвы от 280$
Из Вильнюса от 280$

60 USD (оформляем мы)

В среднем 230USD за питание
и напитки (включая воду), которое
не включено.

Мы подберём самый удобный вариант, в зависимости от вашего времени вылета
отдельное такси — 90$ (макс.4 чел.) поезд до аэропорта — 10$(1 чел.)

Да, у большинства туристических компаний
есть такая проблема: рассказать об отеле
или местных достопримечательностях
им помогает Гугл и пара каталогов о стране.

У нас ситуация совершенно иная – мы
предлагаем то, что досконально изучили
сами. Причем путешествовать мы будем
вместе – никто на произвол судьбы
вас в Марокко не забросит.

Может, в других компаниях оно и так.
Но наше предложение – это наша авторская
разработка, мы не являемся посредниками
и не сотрудничаем ни с одной туристической
компанией. Все бронирование мы осуществляем
самолично и курируем все тоже мы.

Хочется создать атмосферу хорошей дружеской
компании, а не группы туристов, поэтому
предоставляем вам адекватную стоимость,
не завышая плату за собственные услуги.

Безусловно, можете! Однако все же есть моменты:

1. Время

(его катастрофически мало, а для того, чтобы продумать маршрут,
ознакомиться заочно с теми местами, которые хотите увидеть,
с национальными особенностями и сотней мелочей, незнание
которых может испортить вам отдых, времени потратить придется достаточно)

2. Насыщенность путешествия

(это к вопросу о количестве впечатлений и мест за один день,
причем осознанных и со знающим человеком рядом, а не в полной
растерянности и с картой в руках)

3. Компания

(не всегда на подобное путешествие могут решиться двое,
не говоря уже про одного)

4. Свободное владение английским языком

(вы попадаете в другую социальную среду, где всегда будет
потребность узнать, спросить и поинтересоваться. Слабый
английский до Киева не доведет)

Приехать в Марокко – это еще не значит восхититься страной, оставив каждый миг в своей памяти, как кадры старого любимого диафильма. И не потому, что страна не может восхитить, а потому, что мы порой просто не знаем, где именно схватить за хвост эти самые моменты.

В какое точно время закат солнца подобен волшебству, с какого места лучше слушать звук прибоя и где выпить местного горячительного, чтобы, как Иван Васильевич, с удовольствием произнести: «Лепота».

Открывая для себя новое, часто попадаешь
в эмоциональный вихрь, с которого потом не можешь
выбраться – не хочешь. Ты впитываешь каждую мелочь,
ты наполняешься и воздухом, и запахом, и моментом.
Ты сливаешься с этим только что для себя открытым
настолько, что просто не можешь оторваться.
Это минуты блаженства, высшего наслаждения, минуты
гармонии твоего духа и тела.

Имея спланированный маршрут, мы все-таки против
«галопа по Европам», мы безумно хотим, чтобы каждый
нашел для себя моменты блаженства – именно в этом
мы видим одну из основных целей подобных поездок.

Приехать в Марокко – это еще не значит восхититься страной, оставив каждый миг в своей памяти, как кадры старого любимого диафильма. И не потому, что страна не может восхитить, а потому, что мы порой просто не знаем, где именно схватить за хвост эти самые моменты.

В какое точно время закат солнца подобен волшебству, с какого места лучше слушать звук прибоя и где выпить местного горячительного, чтобы, как Иван Васильевич, с удовольствием произнести: «Лепота».

Fresh Adventures Это результат работы многих опытных путешественников, которые,
как и мы, несут идею впечатлений, эмоций и исследования в каждом путешествии.
Мы счастливы заниматься тем, что любим больше всего! И нашей целью было и остаётся
показать всем людям как прекрасна наша планета и помочь каждому заново открыть её для себя.

Сегодня, кроме тура в Марокко, мы предлагаем приключенческие туры в русскоговорящих группах. Такие как тур в Шри-Ланку , тур в Грузию, Индию, Таиланд и Вьетнам-Камбоджа. А для тех, кто хочет потренировать свой ангийский, мы предлагаем около 50 путешествий по всему миру в международных группах. Эти путешествия в формате travel inside, которые никогда не оставят вас прежним. Которые навсегда отпечатаются в вашей памяти и поднимут вашу планку путешествий по миру на новый уровень.

+375296189006 VIBER +375296189006 WHATSAPP

Минск, ул. Первомайская 14к2 оф.11
ООО «Фреш Эдвенчерс»

Расчётный счёт:
№3012144900003
в ЗАО «БелСвиссБанк»
К/с 3200001750013

created with by f adventures

Источник:
Транспорт марокко
Тур в Марокко
http://morocco.infresh.by/

Транспорт марокко

Маро?кко (араб. ?????? ?, Эль-Мaгриб [8] — «запад», также араб. ?????? ?????? ?, Эль-Магриб-эль-Акса [7] — «дальний запад», бербер. ??????? Lma?rib [9] ), полное официальное название — Короле?вство Маро?кко (араб. ??????? ???????? ? аль-Мамля?кату ль-Магриби?яту, бербер. ??????? ? ??????? Tagldit n Lma?rib ) — государство в Северной Африке.

Марокко — страна, которая вступила в Африканский союз в 1963 году, но с 1984 по 2017 год не являлась его членом из-за притязаний на Западную Сахару. Входит в Лигу Арабских государств, Союз арабского Магриба, Франкофонию, Организацию Исламская конференция, группу Средиземноморского диалога, группу 77.

Люди населяли территорию Марокко с раннего палеолита. В районе Касабланки (Томас I [10] ) и Сале ( [11] ) обнаружены орудия ашельской и мустьерской культур. Находки ранних Homo sapiens из Джебель-Ирхуд датируются возрастом от 240±35 тыс. лет до 378±30 тыс. лет [12] [13] [14] . В древнейшую эпоху климатические условия региона были более благоприятны для жизнедеятельности людей. Венера из Тан-Тана датируется возрастом более 300 тыс. лет назад. Возрастом 108 тыс. лет датируется скелет ребёнка 8 лет, найденный в 2010 году в Темара [15] .

В первом тысячелетии до нашей эры марокканские земли принадлежали Карфагену. Со II века до н. э., после завоевания Карфагена римлянами, началось римское владычество в Северной Африке. В 429 году территорию современного Марокко (римскую провинцию Мавретания Тингитанская) захватили вандалы, но через сто лет её вернули в состав империи византийцы.

В 682 году началось арабское завоевание Северной Африки. Первое арабское государство на территории Марокко основал в 784 году бежавший из Аравии имам Идрис ибн Абдаллах. Наибольшего расцвета достигло арабское государство при династиях Альморавидов и Альмохадов в XI—XII веках. При Альморавидах Марокко было центром огромной империи, занимавшей территории современных Алжира, Ливии, Туниса и обширные территории Испании и Португалии. Однако с падением династии Альмохадов распалась и империя.

С начала XV века начинается сначала португальская, а потом и испанская экспансия в Марокко, когда несколько портовых городов были захвачены европейцами (первая экспедиция была осуществлена португальцами в Сеуту в 1415 году). Однако в XVI—XVII веках стал наблюдаться новый подъём марокканского государства, которое достигло своего наивысшего могущества при султане Ахмад аль-Мансуре, чье правление называют «золотым веком» страны. В это время (1591 год) марокканские войска под руководством Джудар-паши захватывает Империя Сонгаи — государство в Западном Судане, поставив под свой контроль транссахарскую торговлю солью и золотом. Также во времена расцвета в XVI веке марокканским султанам удалось максимально расширить территорию государства, отбив у испанцев и португальцев большинство захваченных городов, захватив западную часть Алжира и отодвинув границу на юге до Гвинеи.

После смерти Ахмада (около 1603 года), государство стало ослабляться вследствие постоянных внутренних войн, так что Мулей-Шерифу, потомку Али и Фатимы, легко было низвергнуть в середине XVII в. династию первых султанов и основать новую, до сих пор правящую династию Алидов, или Хозеини. Наиболее известен из них Мулей-Ислам, правивший с 1672 по 1727 год, как величайший деспот. При преемниках его участились междоусобицы и раздоры из-за престола, приводившие страну все более к упадку, до вступления на престол Мулей-Сиди-Мухаммеда (1757—1789), отличавшегося мягкостью и стремлением ввести европейскую культуру. После его смерти опять начался период внутренних конфликтов и войн. При султане Мулей-Сулеймане (1794—1822) снова начался период относительного благополучия.

В XVII—XIX веках Марокко считалось пиратским государством, так как во многих городах фактическая власть находилась в руках морских пиратов. Небезынтересно, что это не мешало Марокко осуществлять дипломатические функции, в 1777 году Марокко оказалось первым государством, признавшим независимость США.

В ходе Испано-марокканской войны 1859—1860 годов Королевство Испания заняло часть земель султаната.

В результате марокканских кризисов 1905 и 1911 годов Франция обрела бoльшую часть территории Марокко. Во время Первой мировой войны большое количество марокканцев призывалось во французскую армию. Около 8000 из них погибло на фронтах.

После трёхлетнего периода массовых выступлений в ряде местностей страны, перешедших в повстанческое антифранцузское выступление, и политического кризиса, вызванного попытками смены короля, в марте 1956 года Франция признала независимость Марокко, а в апреле независимость получило и Испанское Марокко, хотя несколько городов осталось за испанцами. Марокко становится членом ООН, МОТ, МВФ, ВОЗ, Лиги арабских стран. В 1984 Марокко вышло из Африканского союза в знак протеста против принятия в его состав Западной Сахары, которую Марокко считает своей территорией. В июле 2016 король Марокко официально заявил о желании страны вернуться в состав Африканского союза, a на следующий год, оно заново было принято в эту организацию. Марокко считается традиционным союзником США и Франции в регионе. В июне 2004 года Марокко получило статус главного союзника США, не входящего в НАТО. Тогда же были подписаны торговые соглашения с США и ЕС.

Население составляет 34,9 млн человек (оценка на июль 2009). Это четвёртая в мире по численности населения арабоязычная страна после Египта, Судана и Алжира. Около 60 % населения — арабы, 40 % — берберы. Европейцы составляют 60 000 человек (в основном французы, испанцы и португальцы), евреи около 3000 [16] .

Ежегодный прирост населения составляет 1,5 % (2009).

Уровень рождаемости: 20,96 новорожденных / 1000 человек (2009)

Уровень смертности: 5,45 смертей / 1000 человек (2009)

Средняя продолжительность жизни — 69 лет у мужчин, 74 года у женщин (2009).

Грамотность — 60 % мужчин, 40 % женщин (по переписи 2004 года).

Омывается на севере водами Средиземного моря и на западе — Атлантического океана. Гибралтарский пролив отделяет Марокко от Европы. На востоке и юго-востоке граничит с Алжиром, на юге — с Западной Сахарой (по мнению властей Марокко, считающих Западную Сахару своей территорией, страна на юге граничит с Мавританией). Юго-восточная граница в пустыне Сахара точно не определена.

Общая площадь страны — 446 550 км?. По этому показателю Марокко занимает 57-е место в мире.

Общая протяженность сухопутных границ — 2 018 км. В том числе с такими странами как: Алжир — 1 559 км, Западная Сахара (оккупирована Марокко) — 443 км, Испанией (Сеута) — 6,3 км, Испания (Мелилья) — 9,6 км. Фактически Марокко контролирует большую часть Западной Сахары, поэтому граничит со Свободной Зоной Западной Сахары — 2 200 км.

Береговая линия страны: 1 835 км.

На северном побережье Марокко расположены испанские эксклавы Сеута и Мелилья. Страна делится на четыре физико-географических региона: Эр-Риф, или горный район, лежащий параллельно средиземноморскому побережью; Атласские горы, протянувшиеся через страну с юго-запада на северо-восток от Атлантического океана до Эр-Рифа, от которого их отделяет впадина Таза; регион обширных прибрежных равнин атлантического побережья; долины, лежащие на юг от гор Атласа, переходящие в пустыню. Высочайшая точка страны — гора Тубкаль (4165 м) — находится в хребте Высокий Атлас. Эр-Риф поднимается до (2440 м) над уровнем моря, Себха-Тах — самое низко расположенное место в Марокко — 55 метров ниже уровня моря. Главные реки страны: Мулуя, впадающая в Средиземное море, и Себу, впадающая в Атлантический океан.

В целом же, территории пригодные для сельского хозяйства занимают 12 % площади страны (9 млн га), столько же занимают леса, 25 % территорий занимают горы, остальное это засушливые полупустыня и пустыня (в основном на юге и юго-востоке страны). [17]

Климат при перемещении по территории Марокко несколько изменяется.

На средиземноморском побережье страны климат мягкий, субтропический. Средняя температура здесь летом составляет около +24…+28 °С (иногда достигая +30…+35 °C и выше, в случае дующего из Сахары ветра шерги), а зимой +10…+12 °С. При движении на юг климат становится всё более континентальным, с жарким (до +37 °С) летом и прохладной (до +5 °С) зимой. Суточный перепад температур может достигать 20 °C.

На северо-западную часть страны большое влияние оказывают воздушные массы с Атлантического океана. Из-за этого климат здесь более прохладный, а суточные перепады температур значительно сильнее, чем на остальной территории страны. В горных районах Атласа климат сильно зависит от высоты места. Осадков выпадает от 500—1000 мм в год на севере и менее 200 мм в год на юге. Западные склоны Атласа время от времени получают до 2000 мм осадков, нередки даже наводнения местного масштаба, в то время как на юго-востоке страны бывают годы, когда осадки не выпадают вовсе.

Начиная с 1960-х годов, по инициативе короля Хасана II была принята программа по строительству водохранилищ и развитию водных ресурсов, позволившая обеспечить питьевой водой население, а также сельское хозяйство и другие секторы экономики, сохранив при этом водные ресурсы страны. Эта инициатива получила высокие оценки от международных экспертов и действует до сих пор [18] . Благодаря этой политике, в 2014—2015 годах королевство имеет более 139 крупных водохранилищ с общей мощностью более 17,6 млрд кубических метров и более ста мелких плотин. В среднем в год вводится в строй по 2—3 крупных водохранилища. Строительство осуществляется в основном местными подрядчиками. [17]

Источник:
Транспорт марокко
Маро?кко (араб. ?????? ?, Эль-Мaгриб [8] — «запад», также араб. ?????? ?????? ?, Эль-Магриб-эль-Акса [7] — «дальний запад», бербер. ??????? Lma?rib [9] ), полное официальное название
http://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BA%D0%BE

Транспорт марокко

Маро?кко (араб. ?????? ?, Аль-Магриб — «захід», бербер. ??????? ), офіційна назва — Королі?вство Маро?кко — країна на півночі Африки, яка межує на півночі з Іспанією (водний кордон через Гібралтар, а також сухопутний кордон з трьома Іспанськими напіванклавами — Сеутою, Мелільєю та Пеньйон-де-Велес-де-ла-Гомерою); на сході і південному-сході — з Алжиром; на півдні — з Західною Сахарою, в минулому іспанською провінцією, яку в 1975 розділено між Марокко і Мавританією, а в — 1979 — анексовано Марокко. Марокканський берег омивається Атлантичним океаном, та через Гібралтарську протоку переходить до Середземного моря. Кордони сучасного Марокко в деякій їх частині понині залишаються спірними. Площа. 458730 км?; або 710850 км? враховуючи спірну територію Західної Сахари.

Королівство Марокко
араб. ???????? ????????
(аль-Мамляка ль-Магрібія)
бербер. ??????? ? ??????
(Tagldit N Lmagrib)

Смугаста область на карті показує Західну Сахару, більшість якої de facto адміністровано Марокко як «Південна провінція». Її суверенітет, проте, знаходиться зараз під питанням.

Повне арабське ім’я «al-Mamlaka al-Magribiyya» перекладається як «Західне Королівство», та нерідко застосовується коротка назва «al-Magrib» (Захід).

Назва «Марокко» походить від іспанського «Marruecos», португальського «Marrocos», середньовічного латинського «Morroch», що створена від іменування тодішньої столиці Marrakesh (Маракешу). Назва «Маракеш», в свою чергу, походить із берберської й дослівно означає «Земля Бога».

Держава розташовується на північному заході Африки, регіон Магриб, територія країни простягається з півночі на південь на 910 км, а із заходу на схід — на 1170 км. На сході межує з Алжиром (спільний кордон — 1350 км); на півночі з іспанськими територіями на африканському континенті, Сеутою і Мелільєю; на півдні — із Західною Сахарою (умовний кордон 650 км). На півночі омивається водами Середземного моря (537 км), на північному заході — безпосередньо водами Атлантичного океану (2445 км).

Рельєф країни середньо- і високогірний з долинами і плато, прибережними низовинними рівнинами і дюнами. Гол. гірські пасма: Антиатлас (1800—2712 м, г. Ікнікуїн), Високий Атлас (3000-4165 м, г. Тубкаль), Сер. Атлас (2300-3340 м, г. Бу-Наср), Ер-Риф (до 2456 м, г. Тідикін). Рівнини з відмітками до 300 м розташовані вздовж узбережжя. Міжгірські рівнини Марокканської (Західної) Месети і Високого Плато (Мароккано-Оранської, або Сх. Месети) обрамовані ланцюгами Ер-Рифу, Сер. і Високого Атласів. На півдні і півд.-сході розташовані піщані і кам’янисті пустелі Сахари. Клімат Марокко субтропічний, на півночі — середземноморський. Річки, крім ниж. течії Себу, не судноплавні.

Територія сучасного Марокко була обжита людьми з епохи неоліту (щонайменше з 8 тисячоріччя до н. е., як можна судити, виходячи з залишків капсійської культури), періоду, коли Магриб був менш посушливим, ніж він є тепер. В епоху Мезоліту територія сучасного Марокко нагадувала скоріше саванну, аніж сучасну територію з посушливим кліматом. В той період Марокко було відоме під назвою «Мавретанія» (не плутати з сучасною країною Мавританією). Сучасний аналіз ДНК довів, що багато народів внесли свій вклад у сучасну марокканську генну водоверть на додачу до головної етнічної групи (берберів). Іншими народами стали араби, ібери, фінікійці, євреї, та народи Африки південніше Сахари.

Північна Африка загалом, та територія сучасного Марокко зокрема, поступово втягувались у все ширшаючий Середземноморський світ завдяки фінікійським торговим колоніям та поселенням, що почали оселятись тут починаючи з 6 сторіччя до н. е. Прихід фінікійців започаткував довге об’єднання в Середземномор’я, цей стратегічний регіон сформував частину Римської імперії, відому під назвою Мавританія Тінгітанська. В 5 сторіччі н. е. з падінням Римської Імперії територію сучасного Марокко захопили вандали та вестготи, а через 100 років — візантійці. Щоправда, протягом цього часу більша частина гористої території сучасного Марокко залишалась непідкореною та перебувала в руках своїх корінних мешканців — берберів. Християнство було запроваджено в 2 сторіччі та знайшло прихильників в містах, серед рабів і берберських фермерів.

Ісламська експансія почалася в 7 сторіччі н. е. Перше ісламське завоювання Північноафриканського берега відбулося в 670 році під керівництвом Уґба ібн Нафі (Uqba ibn Nafi), генерала при династії Омейядів. Араби принесли свої звички, культуру та іслам, який прийняли більшість берберів, формуючи держави та королівства, такі як Королівство Некор та Берегвати, іноді після кількарічних громадянських війн. Під керівництвом Ідрісіда ібн Абдаллаха, який започаткував династію Ідрісідів, країна скоро припинила зв’язки та вийшла з-під контролю багдадських Аббасидів. Ідрісіди запровадили столицею Фес. Марокко стало центром навчання та найбільшою силою в регіоні.

Руїни Chellah, Рабат

Казбах Айт-Бен-Хадду на верхньому Атласі.

Хассанська вежа, незавершений мінарет в Рабаті, побудований за династії Алмохад

Ait Бен-Хадду в вечірньому світлі

Після правління Ідрісідів, арабські завойовники втратили політичний контроль над марокканським регіоном. Прийнявши іслам, барбарські династії формували уряди та правили країною. Після реконкісти Піренейського півострова великі групи мусульман та євреїв припливли до Марокко. Слідом за барбарськими династіями контроль перейшов до династії Алауїтів. Марокко зіштовхнулося з агресією з боку Іспанії та Османської імперії, що розширялися на Захід. Алауїтам вдалося стабілізувати ситуацію, та попри те, що королівство було меншим за розмірами, ніж попередні королівства в регіоні, воно було досить заможним. Створення об’єднаного королівства всіх земель розвинулося при Ізмаїлі ібн Шерифі (1672—1727), котрий, переборюючи опір місцевих племен, почав створювати уніфіковану країну.

Марокко стало першою країною, що визнала молоді Сполучені Штати Америки як незалежну країну в 1787 році.

Багато марокканських солдатів служило у Французькій армії в Першій та Другій Світових війнах, та в Іспанській Національній Армії під час Іспанської громадянської війни. Приблизно 8000 із них загинули на фронтах.

Націоналістичні політичні партії, що згодом сформувались під французьким протекторатом, засновували свої вимоги щодо незалежності Марокко на таких документах Другої Світової війни, як Атлантична хартія (спільна американо-британська декларація, що проголошувала серед іншого право всіх людей вирішувати форму уряду, при якому вони живуть). Маніфест «Партії незалежності» (Istiqlal Party) в 1944 році був однією з перших громадських вимог незалежності. Партія згодом забезпечила значною мірою керівництво націоналістичним рухом.

Вигнання французами Могамеда V в 1953 році на Мадагаскар, та його заміна непопулярним Могамедом бен Аарафою, чиє правління сприймалось як нелегітимне, викликала бурхливе протистояння французькому та іспанському протекторатам. В серпні 1953 Ахмед Хаскоурі, халіф Іспанського Марокко оголосив Могамеда V легітимним султаном всього Марокко. Найжорстокіший супротив було виявлено в місті Уджда, де марокканці нападали на французів та інших європейських жителів на вулицях міста. Операції щойно створеної «Jaish al-tahrir» (Армії звільнення) було здійснено 1 жовтня 1955 року. Jaish al-tahrir було створено «Арабським Магрибським комітетом звільнення» («Comite de Liberation du Maghreb Arabe») в Каїрі, Єгипет для організації руху опору проти окупації. Його метою було повернення короля Могамеда V, звільнення Алжиру та Тунісу. Франція дозволила Могамеду V повернутися в 1955 році, а переговори, що привели до незалежності Марокко почалися наступного року.

Всі ці події допомогли повернути рівень солідарності між людьми та щойно поверненим королем. З цієї причини революція була названа «Taourat al-malik wa shaab» (Революція короля та людей) та відзначається 20 серпня щороку.

Незалежність від Франції отримана в 1956 році. 4 січня 1969 року після декількох резолюцій ООН Іспанія передала Марокко провінцію-анклав Іфні. Глобальний перегляд конституції в 1972. Західна Сахара передана Іспанією Марокко і Мавританії в 1975; партизанська війна в Західній Сахарі з Фронтом Полізаріо (організацією, що виступає за незалежність регіону); Марокко в 1983 погодилося на запропоновану формулу, але відмовилося мати справу із самим Полізаріо. Перемир’я підписане в 1987, але війна триває. Дипломатичні відносини з Алжиром і Сирією відновлені у 1988 і 1989. Нова конституція прийнята на національному референдумі в 1992.

Сучасні кордони Марокко сформувалися в період 1912—1956, коли французька, іспанська і міжнародна адміністрації здійснювали управління окремими частинами країни. У 1956 був відмінений протекторат і визнана національна незалежність і територіальна цілісність Марокко.

Марокко за формою правління є королівством, глава держави — король. Король Марокко наділений деякими повноваженнями виконавчої влади, включаючи право розпуску парламенту. 23 липня 1999 року на престол зійшов король Мохаммед VI ібн Гасан. Державний устрій — унітарна держава.

Питання про конституційну реформу було піднято під впливом революцій у сусідніх арабських державах і після акцій протесту в країні у лютому 2011, учасники яких вимагали обмежити повноваження короля і вжити заходів для боротьби з корупцією та за соціальну несправедливість. Король Могамед VI виступив з пропозицією внести зміни до конституції країни 9 березня 2011 року. Проект конституційної реформи був винесений на референдум і передбачав розширення повноважень прем’єр-міністра, який отримує право розпускати парламент і призначати осіб на державні посади. Прем’єр-міністра буде обирати партія, що отримала більшість місць в парламенті. При цьому король Марокко залишається главою держави і головнокомандувачем збройних сил країни.

Запропонований проект реформи конституції не влаштував марокканську опозицію, що наполягала на передачі всієї виконавчої влади в країні виборним посадовим особам. В Марокко пройшли багатотисячні акції протесту проти конституційної реформи, а молодіжне «Рух 20 лютого» закликало бойкотувати голосування.

Проте жителі Марокко підтримали проект реформи конституції, запропонований королем Могамедом VI. На референдумі, проведеному 1 липня 2011, за конституційну реформу проголосували 98 % виборців. Явка на референдумі, за даними МВС, перевищила 72 %, при тому 30 % виборців, які взяли участь у голосуванні, були молодші за 35 років.

На парламентських виборах 14 листопада 1997 року до парламенту Марокко пройшли наступні політичні партії:

Источник:
Транспорт марокко
Маро?кко (араб. ?????? ?, Аль-Магриб — «захід», бербер. ??????? ), офіційна назва — Королі?вство Маро?кко — країна на півночі Африки, яка межує на півночі з Іспанією (водний кордон
http://uk.m.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BA%D0%BE

COMMENTS