Здоровый образ жизни ребенка

Здоровый образ жизни для детей

Каждый человек, только-только вступивший в жизнь, видит пример в своих родителях, а потому его воспитание зависит от их поведения в первую очередь.

К сожалению, все еще встречаются родители, которые не считают процесс воспитания чем-то важным, заслуживающим особого внимания. Детей часто оставляют наедине с компьютером, планшетом или телевизором. Однако любой уважающий себя родитель, желающий успеха своему ребенку во взрослой жизни, понимает, что психологическое и физическое здоровье малыша – сфера его ответственности.

Заботливые родители, в первую очередь, должны печься не о собственном комфорте, но о здоровье ребенка, поэтому основы здорового образа жизни нужно прививать с самого раннего возраста. Здоровый образ жизни для детей с пеленок – не модный стиль жизни, а необходимость. Чем раньше дети научатся заботиться о своем здоровье, тем легче им будет в дальнейшем, ведь они уже обретут не только цели, но также и руководство к действию. Подобная забота со стороны родителей приведет к тому, что в более зрелом возрасте их ребенок с большой долей вероятности не поддастся влиянию сверстников и не захочет пробовать психоактивные вещества за компанию.

Родители, которые осознают, что процесс воспитания трудоемок и длителен, и что зерна, посеянные, когда ребенок еще мал, в дальнейшем дадут соответствующие плоды, должны руководствоваться всего восемью правилами , способными сделать жизнь ребенка гармоничной.

Здоровый образ жизни детей немыслим без прогулок в любое время года и при любой погоде. Поэтому нужно чаще выходить с малышом на улицу, совершать прогулки на свежем воздухе.

Если у ребенка крепкий иммунитет, то прогулка в любую погоду не должна быть короче 2 – 2,5 часов, потому как свежий воздух способствует обогащению крови кислородом, улучшению работы сердца, стимуляции клеток головного мозга, а также насыщению витамином D, нехватка которого может привести к разрушению костной ткани, зубов, рахиту. По этой же причине следует часто проветривать дома комнаты.

Маленький ребенок – человек, еще только постигающий мир. Во многом он познает его именно через движение. Вот он только-только встал на ножки, научился держать в руках столовые приборы, застегивать пуговки… Именно для развития физического здоровья ребенка следует обеспечить ему как можно большую двигательную активность, ведь от этого зависит его координация и ловкость.

Физические упражнения помогают тренировать мышцы, поэтому важно находить время для активных игр даже с малышом, например, поиграть в мяч. Ребенку постарше, непременно, нужно купить велосипед, отдать в любительскую спортивную секцию, например, на плавание, легкую атлетику, секцию футбола. При этом важно помнить, что на первых порах цель – не воспитать олимпийского чемпиона, а помочь ребенку стать более здоровым, сильным, выносливым, привить основы ведения ЗОЖ. Поэтому не стоит пихать дошкольника сразу в профессиональный спорт, когда он подрастет, сам сможет решить, в каком направлении ему двигаться.

Жизненный тонус организма во многом зависит от комнатной температуры. Чрезмерно теплый и сухой воздух способен спровоцировать проблемы со здоровьем. Естественно, не следует создавать в квартире и Северный полюс, оптимальный вариант – 18-20 градусов выше нуля.

Второе правило, которое должно быть соблюдено – чистота жилья. Можно сколько угодно рассказывать детям о здоровье, но если в доме не поддерживается порядок, это не будет иметь никакого смысла. В грязном жилище правила здорового образа жизни для детей потеряют всякую ценность, а их здоровье будет постоянно подвергаться опасности. В первую очередь, засилье грязи и пыли может привести к развитию аллергии, поэтому нужно как можно чаще проводить уборку и проветривать комнаты.

В детской же особое внимание следует уделить вещам, традиционно считающимися накопителями пыли: мягким игрушкам, книгам, пушистым коврам. За их состоянием необходимо тщательно следить, ведь в противном случает ребенок не только дышит пылью, но часто берет грязные игрушки в рот.

При выборе одежды для ребенка нужно учитывать правило: нельзя одевать детей чересчур тепло, ведь кожа должна дышать, насыщаться полезными компонентами. Естественно, одежда должна быть выбрана по погоде, но при этом не следует забывать, что тело должно закаляться, приобретать иммунитет. А если малыш всегда одет тепло, то его организм не научится бороться с перепадами температуры, что в дальнейшем приведет к частым простудам. Родители должны следить, чтобы ребенок во время прогулки и не замерз, и не перегрелся.

Также одежду следует выбирать из натуральных тканей, позволяющих коже дышать и предотвращающих появление аллергии на искусственные материалы.

В первый год жизни малыш, в общем-то, как правило, питается тем же, чем и его мать, ведь рацион его составляет грудное молоко. Так что мать обязана следить за своим рационом, делать его сбалансированным. Немаловажную роль играют и эмоции, которые испытывает женщина при кормлении, ее состояние также влияет на здоровье младенца.

Как только малыш становится в состоянии питаться чем-то помимо грудного молока, его стоит приучить к кашам и пюре из овощей. Овощи и фрукты должны составлять основу ежедневного рациона.

Необходимо регулярно рассказывать взрослеющим детям о здоровом образе жизни и необходимости правильно питаться, это поможет оградить их от пищевого мусора: газированных напитков, шоколадных батончиков, чипсов и т.п. Естественно, свои рассказы необходимо подкреплять личным примером.

Помните, рассказ о здоровом образе жизни родителей, которые постоянно проводят свое свободное время на диване перед телевизором или за компьютером, будет воспринят как некая сказка, а не руководство к действию.

Закалка повышает сопротивляемость организма инфекциям. Закаливание водой, солнцем, воздухом влияет на функционирование внутренних органов, исправную работу нервной и сердечно-сосудистой систем.

Начинать закалять ребенка нужно с самого раннего возраста, например, можно постепенно снижать температуру воды во время купания. Другой не менее полезный вариант – вместе ходить в бассейн. В последнем случае это еще и положительный пример ЗОЖ для детей со стороны родителя.

Как уже отмечалось, детство – это период формирования не только физического, но и психологического здоровья маленького человека. И большое влияние на последнее оказывает атмосфера в семье. Постоянные крики, упреки, ссоры разрушают психику ребенка, ведут к развитию заниженной самооценки, закомплексованности, закрытости. И это, разумеется, скажется на успехах ребенка, когда он будет познавать мир без родителей: ходить в детский сад, учиться в школе, общаться со сверстниками, посещать секции и т.п.

Ребенок должен быть окружен атмосферой любви и внимания. Он не должен видеть разногласия между родителями, особенно если они выражены в грубой форме. Финансовое благополучие семьи не сможет заменить ее эмоциональный микроклимат.

Чем старше ребенок становится, тем меньше он нуждается в опеке родителей, поэтому раннее детство – период, когда необходимо проводить как можно больше времени со своими детьми, ведь они именно в это время наиболее беспомощны, не могут справляться самостоятельно со многими вещами, нуждаются в поддержке и помощи. В дальнейшем этот опыт не наверстать.

Важно вовлекать ребенка в свои занятия, как можно меньше подвергать его критике, чаще играть с ним, заниматься чтением книг, ходить в музеи и на выставки, больше веселиться и смеяться вместе.

Не стоит также забывать о том, что иногда резкое слово может обидой отпечататься в сердце ребенка на всю жизнь. Слово порой бьет сильнее любых затрещин, а потому необходимо следить за своей речью, не ругать без причины, основываясь только лишь на собственной усталости, и уж тем более не выражаться при ребенке матом. Малыш должен чувствовать, что ему есть, на кого опереться, что он в безопасности и под защитой.

Правил, способных сформировать здоровый образ жизни ребенка, не так уж много, и все они элементарны для исполнения, а следование им приведет к успеху тех родителей, которые понимают, насколько важен ЗОЖ для детей. Конечно, ребенок может адаптироваться к жизни сам, но стоит задуматься, где и какие методы он использует для этого, будет ли в этом случае его жизнь комфортной и счастливой?

Надеемся, что эта статья в полной мере объясняет, насколько более высокий уровень жизни в физическом и эмоциональном плане способен предоставить здоровый образ жизни для детей. Начните формировать его в своей семье уже сейчас, не откладывая более ни минуты, и уже вскоре вы заметите первые результаты.

Здоровый образ жизни для детей

Условия, в которых живет и развивается ребенок, важны для правильного формирования его здоровья и полезных жизненных навыков. С возрастом потребности и возможности ребенка изменяются, вместе с этим должны изменяется и условия, и методы их выполнения. Поговорим о здоровом образе жизни для детей.

Здоровый образ жизни ребенка подразумевает:

  • правильный, продуманный режим дня;
  • полноценное, рациональное питание;
  • разностороннее и целенаправленное развитие физических данных, закаливание;
  • предоставление условий для гармоничного нервно-психического развития;
  • соблюдение правил личной гигиены.

Для родителей важно систематизировать запас знаний, необходимых для воспитания здорового малыша, проявить терпение при осуществлении многолетнего процесса. Кроме того, люди из ближайшего окружения ребенка должны личным примером способствовать выработке правильного отношения к здоровью и его сохранению.

Режим дня для ребенка должен представлять собой досконально продуманный и оптимизированный родителями алгоритм действий, который неукоснительно соблюдается. Он определяет стиль и ритм жизни не только самого ребенка, но и всей его семьи. Такой подход создает предпосылки для максимальной работоспособности, а также сопротивляемости организма.

При составлении распорядка дня для детей надлежит помнить, что

  • он должен вобрать в себя все виды предполагаемой деятельности (игры, учебу, отдых);
  • урегулировать их в соответствии с суточным ритмом и возможностями ребенка;
  • длительность активных фаз должна быть посильной, не вызывать переутомление;
  • их нужно чередовать с отдыхом, обеспечивая полное физическое и эмоциональное восстановление.

Одним из важнейших принципов формирования здорового образа жизни ребенка является ежедневное следование режиму дня. Недопустимы частые изменения, а переход к новому распорядку должен осуществляться плавно и постепенно.

Рациональный режим дня для детей состоит из шести основных компонентов:

  • прием пищи, гигиенические процедуры;
  • учебная деятельность;
  • игровая деятельность;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • отдых;
  • сон.

Продолжительность каждого этапа зависит от личных и возрастных особенностей детского организма. Так, для новорожденного физиологическая потребность сна составляет 16-17 часов. Дневная фаза в этом возрасте довольно продолжительна, однако к 6-7 годам она постепенно сокращается. Продолжительность ночного сна также уменьшается, к 17-18 годам приближаясь к взрослой норме (8-9 часов).

В детском возрасте начинает формироваться устойчивый пищевой стереотип. Рациональное питание

В ежедневном рационе семьи должны фигурировать исключительно натуральные продукты. Необходимо отказаться от еды с химическими добавками, которые подрывают здоровье детей. Пища ребенка должна быть сбалансированной, то есть полностью соответствовать потребностям и энергозатратам организма. Особый подход нужен к детям, которые плохо едят.

Необходимость в сравнительно большом количестве энергии у детей объясняется тем, что

  • процесс обмена веществ у них протекает достаточно бурно;
  • все органы и системы находятся в стадии роста, развития, формирования;
  • ребенку присуща большая подвижность.

На протяжении всего периода взросления происходит созревание, совершенствование центральной нервной системы, формирование и эволюция высшей нервной деятельности, интеллекта, эмоций. При этом ребенок очень чувствителен к любым отклонениям в рационе питания, которые влекут за собой нарушение обмена веществ и связанные с этим болезни: сахарный диабет, ожирение, атеросклероз и др.

В первые годы жизни дети учатся управлять своим телом. Они непрерывно двигаются и, тем самым познают мир, а значит, развиваются. Физическая активность – естественная потребность ребенка, особенно дошкольника. В этом возрасте главная задача родителей, стремящихся приучить ребенка к здоровому образу жизни, – совершенствовать его двигательные умения, а по мере его взросления, изменять характер, интенсивность, цель активных физических нагрузок.

Наряду с ежедневной зарядкой и занятий спортом, детям полезно закаливаться с первых дней жизни. Делать это требуется с учетом их возрастных особенностей. Эффект от воздушных или водных процедур достижим только при неукоснительном соблюдении основных правил:

Следует помнить, что если малыш часто бывает возбужден, активен, то ему показаны успокоительные процедуры, а меланхоличному ребенку помогут взбодриться тонизирующие холодные обливания.

Грамотное физическое воспитание, закаливание, начатые с раннего возраста, вырабатывают у ребенка потребность в регулярных нагрузках, любовь к спорту, привычку к здоровому образу жизни. Однако эта цель достижима только в том случае, когда девиз «Папа, мама, я – дружная семья» является основным.

Условия для правильного нервно-психического развития ребенка

Процесс формирования и развития нервной системы ребенка определяется генетической программой и накопленным опытом, обучением. Наследственность предопределяет основные функции мозга, координирующие работу внутренних органов. Дальнейшее нервно-психическое развитие происходит под влиянием внешних факторов и обучения, которые обеспечиваются в первую очередь ближайшим окружением, семьей.

Для первых лет жизни ребенка характерна огромная зависимость от родителей, повышенная восприимчивость к экологическим и метеовоздействиям, стремительный взаимосвязанный процесс физического и нервно-психического развития. По мере прогрессирования речи и двигательных навыков, дети начинают ощущать потребность в социуме, стремятся к самостоятельности, самоидентификации. Подросток приобретает способность осознавать собственное «Я» и тот статус, который он имеет в жизни. Итоговая фаза нервно-психического развития характеризуется завершением формирования интеллекта, вегетативной нервной системы, психической сферы.

На всех этапах становления первостепенной задачей родителей является обеспечение условий для положительных эмоциональных переживаний, а также организация максимально комфортного климата в ближайшем окружении ребенка.

В процессе ежедневного общения с детьми в семье нужно воспитывать у них навыки личной и общественной гигиены, которые выполняют важную функцию в профилактике ряда инфекционных заболеваний. Родители должны стремиться к тому, чтобы соблюдение правил санитарии стало естественной потребностью. Для этого необходимо, чтобы они сами уделяли внимание тем гигиеническим требованиям, которые предъявляют ребенку.

Самых маленьких нужно приучать к выполнению элементарных правил:

  • мыть руки перед едой, после прогулки, посещения туалета, по мере загрязнения;
  • чистить зубы 2 раза в день;
  • расчесывать волосы.

Родители должны привить своему ребенку привычку принимать душ, подмываться перед сном, следить за чистотой одежды и обуви. На первом этапе гигиенические процедуры должны носить игровой характер с постепенным усложнением. Детям нужно в доступной, интересной форме рассказывать о пользе и правилах личной гигиены, ее значении в охране здоровья.

Для успешного усвоения санитарных норм рекомендуется использовать различные педагогические приемы с учетом возраста ребенка:

Здоровый образ жизни для детей не становится нормой сам собой. Он является результатом сформированного с раннего детства нравственного и ответственного отношения ребенка к своему здоровью. Такая жизненная позиция возникает в процессе совместной деятельности с родителями, которые должны не просто пассивно направлять детей на пути сохранения и укрепления здоровья, а вести их за собой личным примером.

Здоровый образ жизни для ребенка: программа

Все родители хотят, чтобы их малыши росли крепкими и счастливыми. К сожалению, далеко не все современные дети могут похвастаться богатырским здоровьем. Педиатры утверждают, что нынешние ребятишки болеют чаще, чем их ровесники лет 10-15 тому назад. Да и физической выносливостью они тоже не отличаются. Почему так происходит? Среднестатистический ребёнок много сидит за уроками, компьютером, мало двигается, нерегулярно и нерационально питается. Негативно сказывается и наличие у детей вредных привычек. В результате всего этого уже к подростковому возрасту у них развиваются хронические заболевания и гиподинамия. Избежать перечисленных проблем поможет здоровый образ жизни. Для ребёнка он очень важен, так как является основой его физического благополучия в будущем.

Приучать детей к стремлению быть здоровыми нужно с первых лет жизни. У малышей должно войти в привычку мыть руки, регулярно купаться, чистить зубы, делать утреннюю гимнастику, проводить время на свежем воздухе, следить за опрятностью своей одежды. Этим элементарным вещам ребёнка обучают родители ещё до того, как он пойдёт в детский сад. По мере взросления ребятишек к заботе об их здоровье подключаются воспитатели и педагоги. Проект «Здоровый образ жизни» существует сегодня во всех отечественных образовательных учреждениях. Для каждой возрастной категории разрабатываются свои программы. Несмотря на то что их существует множество, цель у них одна – сохранить и укрепить физическое, психологическое и духовное здоровье ребёнка, приучить его к правилам гигиены и самообслуживания, привить понятие о том, что не может быть ничего более ценного, чем отличное самочувствие.

Формирование здорового образа жизни детей в детском саду должно начинаться с разъяснений о том, что вредно и полезно для растущего организма. Малышам необходимо в доступной форме дать представление о строении их тела, особенностях организма, привить им навыки самогигиены. Ребёнка в детсадовском возрасте учат определять, когда он заболевает, жаловаться на плохое самочувствие воспитательнице или родителям. Большое внимание уделяется физическому развитию дошкольников. Их не только приучают к необходимости ежедневного выполнения зарядки, но и поясняют, зачем она нужна и как влияет на человеческий организм. Вся работа с малышами проводится в игровой форме, ведь именно так они лучше всего усваивают знания и получают новые навыки. Успешное выполнение программы возможно только в случае взаимодействия воспитателей с родителями малышей.

Программы здорового образа жизни в детском саду состоят из нескольких важных и тесно связанных между собой направлений. К ним относятся лечебно-профилактические занятия, физическое развитие и оздоровительные процедуры, забота о психологическом благополучии, правильный рацион питания и предотвращение случаев травматизма.

Лечебно-профилактическая работа в детских садах заключается в приучении малышей к режиму дня, к умению определять своё самочувствие, соблюдать гигиенические требования. Для этого в дошкольных учреждениях создают комфортный режим в группах, проводят ежедневные прогулки и подвижные игры на улице, уделяют внимание закаливанию детей.

Физическое воспитание и оздоровление дошкольников включает в себя утреннюю гимнастику и упражнения после дневного сна, бег, спортивные игры, пальчиковую зарядку. Поощряются совместные занятия спортом детей и родителей. Воспитатели не только приучают своих подопечных к двигательной активности, но и рассказывают им о правилах безопасного поведения во время физкультуры.

Для того чтобы избежать проблем с психическим здоровьем малышей, на протяжении дня педагоги устраивают им минуты тишины, музыкальные паузы. Это позволяет ребятишкам расслабиться, снять нервное напряжение.

Здоровый образ жизни для ребёнка имеет тесную взаимосвязь с качеством еды, которую он употребляет. Дабы помочь ему вырасти здоровым, в воспитательных учреждениях регулярно проводится пропаганда преимуществ рационального питания.

Уровень детского травматизма с каждым годом возрастает. Для того чтобы его понизить, взрослые проводят с воспитанниками разъяснительные беседы о том, как избежать несчастных случаев, как вести себя при пожаре и т. д. Дабы предотвратить автомобильные происшествия, ребят с малых лет учат верно переходить проезжую часть и разъясняют им последствия нарушений правил дорожного движения.

Проблемы здорового образа жизни детей начинаются после их поступления в школу. К ребёнку, переступившему порог класса, перестают относиться, как к малышу. Изменение режима дня, новые требования, уроки и другие факторы накладывают свой отпечаток на состояние здоровья учеников младших классов. Чаще всего именно в этот период у детей фиксируются нарушения пищеварения, сколиоз, недостаточная двигательная активность, ухудшение зрения, психические расстройства.

Проекты по привлечению к здоровому образу жизни, разработанные для младшеклассников, преследуют несколько важных целей. Во-первых, они направлены на формирование у подрастающего поколения бережного отношения к собственному организму. Во-вторых, такие программы способствуют адаптации детей в обществе, что в будущем позволит им избежать таких пагубных привычек, как курение, употребление наркотиков, спиртного. Воплощение подобных проектов в жизнь возможно при тесном сотрудничестве педагогического коллектива с родителями учеников.

Обучение здоровому образу жизни детей младшей школы состоит из нескольких основных направлений. Педагоги прививают ученикам понятие о ценности хорошего самочувствия, о том, что его гораздо легче сохранить, чем потом восстанавливать. Младший школьный возраст – это самое подходящее время для того, чтобы расширить знания детишек о здоровье. С ними проводятся беседы и игры на темы, касающиеся правил гигиены, необходимости заниматься спортом, закаляться, рационально питаться.

В этот период начинается профилактика появления у ребёнка вредных привычек, которая будет продолжаться на протяжении всего времени его обучения в школе. Его учат противостоять негативному влиянию старших товарищей, иметь свою стойкую позицию по отношению к отрицательно влияющим на здоровье факторам. Ученики привлекаются к разным видам полезной работы, что поможет им развить свои способности и впоследствии реализовать себя в жизни. Большое внимание уделяется двигательной активности школьников: с ними регулярно проводят утреннюю зарядку и уроки физкультуры, также всячески поощряется посещение ребятами спортивных секций. Программа здорового образа жизни заключается в работе не только с учениками, но и с их мамами и папами. На собраниях педагоги просвещают родителей относительно вопросов, касающихся адаптации детей к школе, их привлечения к спорту, правильному питанию, профилактики вредных привычек и проч.

После окончания младшей школы основным направлением воспитательной работы с учениками остаётся здоровый образ жизни. 5 класс и все последующие – это время, когда большинство детей соблюдают правила гигиены, знакомы со спортом и основами рационального питания, имеют стойкое негативное отношение к пагубным привычкам. Задачей педагогов является посвящение школьников в более детальную информацию о здоровом образе жизни. Для этого с ребятами регулярно проводятся воспитательные беседы о пользе спорта и физической активности, профилактике вирусно-простудных заболеваний, правилах ухода за собственным телом. Педагоги продолжают работу, направленную против пристрастия детей к алкоголю, табаку и наркотикам. Проект «Здоровый образ жизни» в средних и старших классах школы также включает в себя и половое воспитание учеников, соответствующее их возрасту. Подростков знакомят с основами сексуального поведения, различными венерическими заболеваниями и способами, позволяющими избежать заражения ими.

Здоровый образ жизни для ребёнка любого возраста неразрывно связан с его семьёй. Если его ближайшее окружение (родители, бабушки и дедушки, старшие братья и сёстры) занимаются спортом, следят за собой, правильно питаются, не имеют пагубных привычек, тогда школьник увидит перед собой положительный пример, и ему гораздо проще будет вырасти полноценной личностью, не подверженной заболеваниям и вредным пристрастиям. В проблемных семьях, где взрослые злоупотребляют спиртным, курят, принимают наркотики, воспитать здоровых детишек вряд ли получится. Немаловажно и то, с кем регулярно общается ребёнок. Дети часто попадают под дурное влияние товарищей, имеющих пагубные привычки. Во избежание этого взрослым нужно тщательно следить за тем, с кем дружит их отпрыск, и пресекать его общение с сомнительными лицами.

Здоровый образ жизни для ребёнка должен быть нормой. Ответственность за него в равной степени несут родители, воспитатели и педагоги. Каждый человек обязан понимать с самого детства, что от него зависит его самочувствие, и он должен прикладывать максимум усилий, дабы оставаться крепким как можно дольше. В этом ему помогут группы здорового образа жизни, пользующиеся сегодня популярностью среди людей любого возраста. Подобные организации – это своеобразные клубы по интересам, где участники собираются вместе, чтобы получить интересующую их информацию, провести совместные тренировки, отправиться в поход и прочее. Если ребёнок станет посещать такую группу, он обязательно вырастет здоровым, так как будет находиться в окружении единомышленников.

Источники:
Здоровый образ жизни для детей
Чем полезен здоровый образ жизни для детей? Оказывается очень многим, поэтому спешите рассказать детям о здоровье. Ваш рассказ детям о здоровом образе жизни может быть таким.
http://www.rastut-goda.ru/junior-student/7196-zdorovyj-obraz-zhizni-dlja-detej.html
Здоровый образ жизни для детей 1
Составляющие здорового образа жизни ребенка: рациональное питание, распорядок дня, закаливание, правила личной гигиены, условия для психического развития
http://active-mama.com/zdorovyj-obraz-zhizni-dlya-detej.html
Здоровый образ жизни для ребенка программа
Здоровый образ жизни для ребёнка — один из главных факторов его физического благополучия в будущем. Привлечением к нему детей должны заниматься родители, воспитатели и педагоги. Только благодаря целенаправленной и слаженной работе взрослых ребёнок вырастет здоровым и без вредных привычек.
http://fb.ru/article/166297/zdorovyiy-obraz-jizni-dlya-rebenka-programma

COMMENTS